Урок обществознания 11 класс
Учитель: Карбушева Л. В. МОУ Жиндойская СОШ
Тема урока: «Основные функции денег»
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока: рассмотреть и усвоить основные функции денег.
Оборудование: доска, раздаточный материал (тест, карточки), мультимедийный проектор, презентация.
Ведущий метод: работа в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
деление класса на группы.
2. Актуализация знаний.
- Что такое деньги?
- Когда и почему появились деньги?
- Что могло быть использовано в качестве денег?
В процессе фронтальной беседы обучающиеся повторяют учебный материал, необходимый для изучения темы.
Начиная с Платона и Аристотеля, и по сегодняшний день этой теме посвящено 12 тысяч специальных работ, и, тем не менее, феномен денег остается во многом загадкой. Не случайно А. Маршалл говорил о деньгах как «о центре, вокруг которого вращается вся экономика». Итак,
Деньги – это особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента стоимости всех товаров, является посредником на рынке товаров.
Деньги – это особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, позволяя единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, дает возможность сохранить и накопить доходы в форме сбережений.
Историки обнаружили, что роль денег у всех народов мира выполняли различные товары от огромных колес до сушеной рыбы. Но люди пришли к деньгам из золотых и серебряных монет, и роль денег закрепилась за благородными металлами, потому, что они соответствуют необходимым свойствам денег, это:
1. Однородность;
2. Портативность – высокая стоимость в маленьком объеме;
3. Износостойкость и долговечность;
4. Легкая делимость на части;
5. Относительная редкость.
6. Ликвидность ( жидкий, текучий) – способность быстро и без издержек обмениваться на товар.
- Для чего нужны деньги? Где и как человек их использует? Попытаемся ответить на эти вопросы
Итак, тема урока: Функции денег.
- Давайте определим и цель урока.
3. Изучение нового материала.
Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции:
Деньги выполняют четыре функции, как считают современные экономисты:
1. Деньги – как мера стоимости товара или средство измерения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством бартера, который замедляет обращение товаров. Деньги позволили упростить функционирование механизма цен и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того , позволяют выражать ценность всех товаров в единой системе мер и учитывать их для нужд контроля и управления.
2. Деньги - как средства обращения или обмена. Деньги облегчают торговлю, потому, что они принимаются к обмену на любые товары. Это позволяет сделать торговлю универсальной и разнести во времени факт продажи товара и использования вырученных денег для покупки другого товара.
3. Деньги – как средства сбережения. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме. Но обладание сокровищами в чисто денежной форме может быть сопряжено с потерями. Эти потери могут иметь вид неполученного дохода, который можно было бы извлечь при вложении сбережений в коммерческие операции.
4. Деньги - как средство платежа, Мировые деньги.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание.
- Выполните задание на соответствие.
Функция денег |
Сущность |
1. Мера стоимости |
1. накопление средств |
2. Средство платежа |
2. измерение стоимости товаров и услуг |
3. Средство сбережения |
3. ресурс, необходимый для производства товаров |
4. Средство обращения |
4. ликвидный финансовый актив |
Вопросы обучающимся:
Какие функции выполняют деньги, когда:
1) клиент платит наличными в булочной вместо кредитной карты- 1 группа;
2) клиент открывает депозитный счет в банке- 2 группа;
3) яйца стоят 22 рубля десяток- 3 группа
Проиграйте ситуацию:
1 группа: вы получили большое наследство в денежном выражении. Ваши действия?
2 группа: вы владелец большой кампании. Наступает мировой достаточно масштабный экономический кризис. Ваши действия?
3 группа: вы накопили достаточно большую сумму денег. Наступает экономический кризис. Ваши действия?
Работа с высказыванием:
Вам даны высказывания. Объясните их. Согласны (не согласны) с данными высказываниями? Аргументируйте ответ, приводя как можно больше фактов и теоритического обоснования.
1 группа: слова историка Фернана Броделя «Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздаётся и лепет денег».
2 группа: А. Маршалл американский экономист «Деньги - это центр, вокруг которого вращается вся экономика».
3 группа:
«Зарытый клад ржавеет и гниёт,
Лишь в обороте золото растёт!» У. Шекспир
Итоги работы групп.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
Карта самоконтроля и предложений учащегося
Тема урока |
Моменты урока вызвавшие интерес |
Что не понравилось на уроке |
Моя активность на уроке(по пятибальной системе) |
Моя оценка за весь урок ( по пятибальной системе) |
Мои предложения учителю по совершенствованию урока |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.