Предмет: Обучение грамоте.
Тема: Буквы Ь и Ъ.
Описание материала.
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в группах для детей 6 -7 лет, но может быть адаптирована для учеников первого класса. Конспект составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта нового поколения. Элементы игровых технологий позволяют детям в максимально доступной форме донести новый материал. Занятие начинается с методики сказкотерапии, что помогает детям настроиться на занятие, проявить себя, высказать свое мнение. Коллективная деятельность сменятся индивидуальной письменной работой. Для удобства учителя и учеников все раздаточные материалы и карточки можно найти в конспекте в разделе «Приложение».
Цель занятия:
1. Познакомить с буквами Ь и Ъ.
2. Развивать навыки аудировниая.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Развивать память, внимание и воображение.
5. Обобщить полученные ранее знания.
6. Развивать умение грамотно выражать свои мысли.
7. Учиться работать в группах и парах.
Оборудование:
1. Небольшая коробка.
2. Канцелярские принадлежности.
3. Карточки с Ь и Ъ, напечатанные черным цветом (см. приложение).
4. Карточки «Дорисуй вторые половины картинок (см. приложение).
5. Прописи Ь и Ъ (см. приложение)
6. Раздаточный материал «Найди и обведи Ь и Ъ» (см. приложение)
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Цель:
1. Подготовка руки к письму.
2. Развитие мелкой моторики
3. Настрой на занятие и акцентирование внимания учеников.
Элемент сказкотерапии.
(У учителя коробочка с канцелярией. Открывает и показывает с комментированием)
Жили - были в стране Грамматике много – много жителей: ручки, карандаши, линейки, фломастеры, стирательные резинки, точилки. Они помогали детям научиться писать, рисовать и читать. Все жители этой страны были очень добрыми и дружными, ходили друг к другу в гости, вместе отдыхали и играли, даже главную свою задачу – помогать детям, они выполняли вместе. Но вот однажды один житель этой страны – стирательная резинка – обиделась на всех остальных – они были при деле, всегда заняты работой, а вот ей, резинкой, уже давно никто не пользовался. Решила резинка напомнить о себе – и начала стирать половинки всех предметов, которые видела вокруг, она решила, что так все ручки и карандаши вспомнят насколько это важный предмет в стране Грамматике. Но вот остановилась резинка, оглянулась вокруг – а во всем городе остались лишь половины вещей. Испугалась резинка и подумала: «Что же я наделала?! Как же теперь все восстановить?». Делать было нечего, и пошла стирательная резинка к карандашам и ручкам. Линейкам и фломастерам и попросила у них прощения и помощи. Простили жители Грамматики стирательную резинку и все вместе пошли восстанавливать свой город. И с тех пор в Грамматике никто больше не ссорился, все жители продолжают до сих пор помогать малышам учиться писать и читать, и стирательная резинка им тоже в этом помогает.
Ребята, давайте и мы поможем жителям грамматики восстановить все предметы?
2. Письменная работа за партами.
(Учитель раздает детям раздаточный материал «Дорисуй вторые половинки картинок», см. приложение)
3. Введение в тему занятия. Основная часть.
Ребята, давайте назовем предметы, которые у нас получились:
ЯБЛОКО
ГРИБ
ЛИСТ
МЯЧ
ДОМ
МАШИНА
(Учитель записывает названия на доске)
Давайте вспомним, какие звуки могут обозначать первые буквы в названиях этих предметов. Чем звуки отличаются от букв?
(Учитель подчеркивает первые буквы в написанных словах: Я, Г, Л, М, Д, М)
Среди них есть и гласные, и согласные звуки. Мы помним, что каждая буква обозначает свой звук и выделяется синим (согласные) или красным (гласные) цветом. Но посмотрите на эти две буквы
(Учитель вывешивает на доску карточки с буквами Ь и Ъ , см. приложение)
Почему они черного цвета? Что это может значить?
(Ответы детей)
Вы правильно догадались. Оказывается, в русском языке не все буквы обозначают звуки. Ь и Ъ самые молчаливые буквы. Они звуков не обозначают. Мы не называем их в речи. А как вы думаете, для чего они служат в русском языке, если мы их не произносим?
(Ответы детей)
На самом деле, Ь и Ъ очень важны. Они помогают нам не только делать согласные твердыми или мягкими, но и помогают разделять буквы. Для этого служат разделительный Ь и разделительный Ъ.
Давайте проведем эксперимент.
(Учитель записывает на доске слова «въезд» и «вьюга»)
Посмотрите, в первом слове разделительный Ъ, во втором – разделительный Ь.
А что если мы убираем эти буквы? Что станет со словами?
Получились слова «везд» и вюга». Разве есть в русском языке такие слова? Конечно, нет. Сделайте вывод о роли этих букв.
А что же с Ь, который не разделяет буквы, а делает их мягкими? Такой Ь обычно стоит на конце слова.
Посмотрите на доску.
(Учитель пишет на доске слова «конь» и «банька»)
Посмотрите, разделяет ли Ь гласную и согласную букву?
(Ответы детей)
В этих словах его роль – только смягчение согласных звуков.
Давайте сотрем Ь. Какие слова получились? (кон, банка). Вы слышали такие в русском языке?
Получается, что мягкий знак может выполнять две функции – быть показателем мягкости (если стоит на конце слова) и разделительным (если стоит после согласной и перед гласной).
4.Практическая часть. Письмо ь и ъ.
Теперь, когда мы познакомились с самыми молчаливыми буквами, давайте потренируемся их писать. Приготовьте карандаш, давайте напишем их в воздухе.
(Учитель комментирует письмо и следит за правильной последовательностью написания элементов, затем раздает прописи с Ь и Ъ, см. приложение)
Возьмите карандаш, проверьте свою посадку за столом – локти должны быть на столе, спина прямая! Давайте постараемся и напишем самые красивые буквы!
5.Закрепление материала.
Устали писать? Давайте поиграем! У вас на столе листочки. Найдите в них и обведите только Ь и Ъ
Коллективная работа с комментированием. Учитель объяснят, в каких словах нужен Ь, и в каких – Ъ.
6. Итог занятия.
Мы с вами отлично потрудились!
Что нового вы сегодня узнали?
Какие буквы не обозначают звуков?
Для чего они служат в русском языке?
Каким бывает Ь?
Что будет, если Ь и Ъ пропадут из русского языка?
7. Домашнее задание.
Нарисовать предметы, в названиях которых есть Ь и Ъ.
Письмо Ь и Ъ в тетради.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.