Урок Обучение грамоте по теме "Твердый и мягкий знаки" для детей 6 - 7 лет

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Исследовательские работы
  • Карточки-задания
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в группах для детей 6 -7 лет, но может быть адаптирована для учеников первого класса. Конспект составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта нового поколения. Элементы игровых технологий позволяют детям в максимально доступной форме донести новый материал. Занятие начинается с методики сказкотерапии, что помогает детям настроиться на занятие, проявить себя, высказать свое мнение. Коллективная деятельность сменятся индивидуальной письменной работой. Для удобства учителя и учеников все раздаточные материалы и карточки можно найти в конспекте в разделе «Приложение».
Иконка файла материала ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Ь И Ъ.docx

Предмет: Обучение грамоте.

Тема: Буквы Ь и Ъ.

Описание материала.

     Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в группах для детей 6 -7 лет, но может быть адаптирована для учеников первого класса. Конспект составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта нового поколения. Элементы игровых технологий позволяют детям в максимально доступной форме донести новый материал. Занятие начинается с методики сказкотерапии, что помогает детям настроиться на занятие, проявить себя, высказать свое мнение. Коллективная деятельность сменятся индивидуальной письменной работой. Для удобства учителя и учеников все раздаточные материалы и карточки можно найти в конспекте в разделе «Приложение».

Цель занятия:

1.      Познакомить с буквами Ь и Ъ.

2.      Развивать навыки аудировниая.

3.      Развивать орфографическую зоркость.

4.      Развивать память, внимание и воображение.

5.      Обобщить полученные ранее знания.

6.      Развивать умение грамотно выражать свои мысли.

7.      Учиться работать в группах и парах.

Оборудование:

1.      Небольшая коробка.

2.      Канцелярские принадлежности.

3.      Карточки с Ь и Ъ, напечатанные черным цветом (см. приложение).

4.      Карточки «Дорисуй вторые половины картинок (см. приложение).

5.      Прописи Ь и Ъ (см. приложение)

6.      Раздаточный материал «Найди и обведи Ь и Ъ» (см. приложение)

Ход занятия.

1.      Вводная часть.

Цель:

1.      Подготовка руки к письму.

2.      Развитие мелкой моторики

3.      Настрой на занятие и акцентирование внимания учеников.

Элемент сказкотерапии.

(У учителя коробочка с канцелярией. Открывает и показывает с комментированием)

   Жили - были в стране Грамматике много – много жителей: ручки, карандаши, линейки, фломастеры, стирательные резинки, точилки. Они помогали детям научиться писать, рисовать и читать. Все жители этой страны были очень добрыми и дружными, ходили друг к другу в гости, вместе отдыхали и играли, даже главную свою задачу – помогать детям, они выполняли вместе. Но вот однажды один житель этой страны – стирательная резинка – обиделась на всех остальных – они были при деле, всегда заняты работой, а вот ей, резинкой, уже давно никто не пользовался. Решила резинка напомнить о себе – и начала стирать половинки всех предметов, которые видела вокруг, она решила, что так все ручки и карандаши вспомнят насколько это важный предмет в стране Грамматике. Но вот остановилась резинка, оглянулась вокруг – а во всем городе остались лишь половины вещей. Испугалась резинка и подумала: «Что же я наделала?! Как же теперь все восстановить?». Делать было нечего, и пошла стирательная резинка к карандашам и ручкам. Линейкам и фломастерам и попросила у них прощения и помощи. Простили жители Грамматики стирательную резинку и все вместе пошли восстанавливать свой город. И с тех пор в Грамматике никто больше не ссорился, все жители продолжают до сих пор помогать малышам учиться писать и читать, и стирательная резинка им тоже в этом помогает.

Ребята, давайте и мы поможем жителям грамматики восстановить все предметы?

2. Письменная работа за партами.

(Учитель раздает детям раздаточный материал «Дорисуй вторые половинки картинок», см. приложение)

3.      Введение в тему занятия. Основная часть.

Ребята, давайте назовем предметы, которые у нас получились:

ЯБЛОКО

ГРИБ

ЛИСТ

МЯЧ

ДОМ

МАШИНА

(Учитель записывает названия на доске)

Давайте вспомним, какие звуки могут обозначать первые буквы в названиях этих предметов. Чем звуки отличаются от букв?

(Учитель подчеркивает первые буквы в написанных словах: Я, Г, Л, М, Д, М)

Среди них есть и гласные, и согласные звуки. Мы помним, что каждая буква обозначает свой звук и выделяется синим (согласные) или красным (гласные) цветом. Но посмотрите на эти две буквы

(Учитель вывешивает на доску карточки с буквами Ь и Ъ , см. приложение)

Почему они черного цвета? Что это может значить?

(Ответы детей)

Вы правильно догадались. Оказывается, в русском языке не все буквы обозначают звуки. Ь и Ъ самые молчаливые буквы. Они звуков не обозначают. Мы не называем их в речи. А как вы думаете, для чего они служат в русском языке, если мы их не произносим?

(Ответы детей)

На самом деле, Ь и Ъ очень важны. Они помогают нам не только делать согласные твердыми или мягкими, но и помогают разделять буквы. Для этого служат разделительный Ь и разделительный Ъ.

Давайте проведем эксперимент.

(Учитель записывает на доске слова «въезд» и «вьюга»)

Посмотрите, в первом слове разделительный Ъ, во втором – разделительный Ь.

А что если мы убираем эти буквы? Что станет со словами?

Получились слова «везд» и вюга». Разве есть в русском языке такие слова? Конечно, нет. Сделайте вывод о роли этих букв.

А что же с Ь, который не разделяет буквы, а делает их мягкими? Такой Ь обычно стоит на конце слова.

Посмотрите на доску.

(Учитель пишет на доске слова «конь» и «банька»)

Посмотрите, разделяет ли Ь гласную и согласную букву?

(Ответы детей)

В этих словах его роль – только смягчение согласных звуков.

Давайте сотрем Ь. Какие слова получились? (кон, банка). Вы слышали такие в русском языке?

Получается, что мягкий знак может выполнять две функции – быть показателем мягкости (если стоит на конце слова) и разделительным (если стоит после согласной и перед гласной).

4.Практическая часть. Письмо ь и ъ.

Теперь, когда мы познакомились с самыми молчаливыми буквами, давайте потренируемся их писать. Приготовьте карандаш, давайте напишем их в воздухе.

(Учитель комментирует письмо и следит за правильной последовательностью написания элементов, затем раздает прописи с Ь и Ъ, см. приложение)

Возьмите карандаш, проверьте свою посадку за столом – локти должны быть на столе, спина прямая! Давайте постараемся и напишем самые красивые буквы!

5.Закрепление материала.

Устали писать? Давайте поиграем! У вас на столе листочки. Найдите в них и обведите только Ь и Ъ

Коллективная работа с комментированием. Учитель объяснят, в каких словах нужен Ь, и в каких – Ъ.

6. Итог занятия.

Мы с вами отлично потрудились!

Что нового вы сегодня узнали?

Какие буквы не обозначают звуков?

Для чего они служат в русском языке?

Каким бывает Ь?

Что будет, если Ь и Ъ пропадут из русского языка?

7. Домашнее задание.

Нарисовать предметы, в названиях которых есть Ь и Ъ.

Письмо Ь и Ъ в тетради.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.