Обучение грамоте. Чтение
Тема. Согласные звуки [л] [л ], буквы Л,л. Слогозвуковой анализ слов со звуками. Звонкие и глухие согласные.
Цели: Создание условий для ознакомления со звуками [л] [л “], и буквами Л, л.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко-буквенный анализ слов;
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.
- формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Формы и методы обучения: объяснительно – иллюстративный; фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Ход урока:
1. Орг.момент
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Психологический настрой
- Посмотрите на доску. Что вы видите? слова
- Я могу сказать, что это предложение? Нет.
- Почему? Что такое предложение?
- Постарайтесь собрать из слов предложение: нас, всё, будет, сегодня, здорово, у!
У нас сегодня всё будет здорово! (слайд)
II. Актуализация опорных знаний.
- Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо на полянку. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы будем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое. Кто же этот малыш? Отгадайте загадку.
«Я родился на Луне,
Оказался на Земле.
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось им веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я …». (Лунтик)
Картинка Лунтика
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
- Как называется явление в природе, когда с дерева падают листочки?
- Ребята, Лунтик подошёл к дереву и увидел вот такие листочки. И не может понять, что на них написано. Поможем Лунтику разобраться?
На листочках вопросы
Мозговой штурм:
-Какой бывает речь?
-Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
-Что такое буквы?
-Какие бывают звуки?
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Какие бывают гласные звуки?
-Какие бывают согласные звуки?
III. Сообщение темы и целей урока
- Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя?
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на уроке?
IV.Работа по теме урока
- Посмотрите, кто летит к нам на встречу? (Пчелёнок)
-Он что-то несёт нам. Это картинки. Что изображено на картинках?
(Лиса, лист, лошадь, лук.)
ЗАДАНИЕ. Соединить рисунок и звуковую модель.
- С какого звука начинаются все эти слова?
- Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику и Пчелёнку о звуке л.
Знакомство со звуком
Работа с моделями звуков
Звукобуквенный разбор слов «Лунтик» и «Пчелёнок»
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Работа в парах.
Характеристика звуков [л],[л`]
Назовите первый звук в слове «Лунтик».
Как мы его произносим?
Значит, какой это звук?
Каким цветом в схеме обозначается твёрдый согласный звук?
Назовите первый звук во втором слоге в слове «Пчелёнок».
Как мы его произносим?
При произнесении [л,] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается нёба. Воздух встречает преграду. Голос не участвует, только шум.
Это значит, что [л, ] – согласный, звонкий, мягкий.
Как в схеме обозначают мягкий согласный звук?
А что будет на голове у нашей звуковки – колокольчик или шапочка? Почему?
Демонстрация звуковки. Определение её в книгу звуков.
Вот мы и познакомились с двумя новыми звуками.
Что вы можете о них рассказать?
-А вот появился ещё один друг Лунтика, который любит прыгать и скакать. Он так любит танцевать. Это кузнечик Кузя.
Физкультминутка
Лунтик на Луне родился,
(Стоя, руки сцеплены над головой, присесть руки в стороны.)
Лунтик очень удивился.
(Руки разведены в стороны, поднимаем и опускаем плечи.)
Почему трава растет,
(Наклон на прямых ногах, руки вниз, медленно поднимает туловище
и руки вверх.)
И куда пескарь плывет.
(Выполняем руками плавательные движения.)
Руку другу протяни
(Повороты вправо, влево с вытянутыми руками.)
Все узнаем вместе мы.
(Хлопки вытянутыми руками над головой.)
Танец Полька
- Смотрите, пока Вы танцевали, к нам прилетела… божья коровка Мила.
Она что-то принесла в руках. Это же наша буква «Л»
2. Знакомство с буквами Л,л.
-Какой буквой обозначаются звуки [л], [л'] ?
Для обозначения этих звуков существует удивительно красивая буква.
Послушайте сказку: «Однажды на свет родилась маленькая буква. Такая красивая, с ножками как у балерины. И дали ей красивое имя Эль. Когда она выросла, то Господин Алфавит указал ей достойное место».
- Может быть, кто-то знает, где в Алфавите живёт буква Л?
-На что ещё похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
– Выложите букву Л из карандашей.
Печатание буквы в тетради.
- Закрасьте кусочки с буквой Л.
-Кто у вас получился?
-Баба Капа и Дед Шер решили научить Лунтика и его друзей читать. Давайте им поможем. Но прежде, чем читать, давайте сделаем зарядку для язычка.
Развитие речового аппарата.
1. Дыхательная гимнастика
«Ветер»
Ты вставай скорей, дружок,
И подуй ты на листок.
Тише-тише не спеши,
Ароматом подыши…
Воздух осени вдыхаем
И дыханье затаим.
А теперь мы выдыхаем.
Выдыхаем…выдыхаем.
Носом - вдох
А выдох - ртом.
Дышим глубже,
А потом-
Марш на месте не спеша,
Коль погода хороша.
2. Артикуляционная разминка
Упражнение «Лошадка»
3. Работа над дикцией
Скороговорка
Лунтик искал булавку
Булавка упала под лавку.
Чтение слогов со слайдов презентации.
-Ой, посмотрите, что наделали Вупсень и Пупсень.
Они перепутали слоги и слова рассыпались. Наведём порядок.
Составление из слогов слов и запись их в тетрадь.
Ли-са, ло-си, са-лат, ут-ки.
Работа по учебнику (с.59-60)
1.Чтение предложений в «Азбуке» (с.59)
– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
– Озаглавьте текст.
– У кого куклы?
– Что делала Оля?
– Что сделали куклы?
2. Закрепление знаний и способов действий.
1. Игра «Назови слово» (учебник, с. 60)
– Кто больше придумает слов на выбранную букву? Называем только животных, рыб и птиц.
2.Работа с многозначными словами (учебник, с. 60)
– Прочитайте предложения.
– Объясните значение слова лук в разных предложениях
3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 60)
– Прочитайте слова.
– Прочитайте текст.
– Кого видите на картинке?
– Как зовут мальчика?
– Как зовут девочек?
– Кого искал Алик?
– Где стоит Алла?
– А где Нина?
4. Разгадывание ребуса (с.61)
Стол-стул. Ласточка. Лев-лес.
3. Самостоятельная работа с текстами сильных учащихся. Дифференциация
Рефлексия
- Ребята, а сегодня на уроке мы с вами выучили десятую букву. Это событие!
Как вы думаете, буква Л осталась довольна сегодняшним уроком? Что ей больше всего запомнилось? А что вам показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке. Приклейте на наше осеннее дерево зелёный листик, если вам было легко, жёлтый – если вы столкнулись с небольшими трудностями, красный – если вы не поняли изученный материал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.