Урок обучения грамоте
Оценка 4.7

Урок обучения грамоте

Оценка 4.7
doc
15.11.2021
Урок обучения грамоте
Урок обучения грамоте Черкесовой Е.С..doc

                                                          Дата____________________

Урок обучения грамоте 1 класс (по Азбуке В.Г. Горецкого)

 

 

Тема урока:         Согласные буквы Г, г,

                             согласные звуки [г], [г,]

 

 

Цель урока:        1.Изучить с детьми букву Г, г (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с другими буквами).

 

                            2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.

 

                            3.Обогащать словарный запас, развивать кругозор.

 

                            4.Воспитывать интерес и желание читать, бережное отношение к природе.

 

 

Оборудование:    «Азбука» В.Г.Горецкого, рисунки цветов, грибов, карточки со словами.

 

Ход урока:

 

 

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

   Динь-дилинь звенит звонок

   Начинается урок.

2.Правила поведения на уроке.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв. Стр.117.

-Посмотрите на ленту букв на стр. 117. Сколько букв мы уже изучили?

Д. -Перечисляют. (19 букв)

-А почему буквы окрашены разным цветом?

Д.- Есть  гласные и согласные буквы. 

-А на какие две группы делятся звуки? 

Д. – На  гласные и согласные.

-А чем отличаются гласные звуки от согласных?

Д.-Гласные  поются, а согласные  шумят, свистят. А ещё согласный звук может быть звонким или глухим; твердым или мягким.

-А от чего зависит мягкость или твердость согласного звука?

 Д.-От стоящего рядом гласного звука.

 

 

-Когда буква Я обозначает 2 звука, а когда указывает на мягкость согласного? Расскажите правило на стр.111.

Д. -Когда стоит вначале слова, после гласной-2 звука, в середине слова после согласной -1.

2.Игра «Соотнеси название и картинку».Стр.117.

- Ребята, подготовку к сегодняшнему уроку вы начали уже вчера. В домашнем задании вы должны были соотнести названия птиц и рисунок. Проверим!

- А каких птиц вы ещё знаете? Какую пользу приносят птицы? Что происходит в жизни птиц осенью?

 Д.-Они готовятся к зиме, улетают на юг.

- Какие птицы зимующие? А какие улетают на юг?

3.Игра «Какими звуками отличаются слова?».

Я прочту пару слов, а вы должны быть очень внимательными. Вы должны сказать какими звуками отличаются данные слова (парные звуки и глухие согласные). (показ карточек з-с, т-д, п-б).

коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, палка – балка, точка – дочка.

 

4.Игра «Какое слово я произнесла?».

-Произнесу слова по звукам с промежутком во времени. Вы должны назвать слово целиком.

Д.о.м.,        у.т.к.а.,      в.а.з.а.,       к.о.т.

(показ карточек со словами)

 

III. Постановка темы урока.

-Сегодня у нас на уроке гость. Он принес с собой новую букву и новый звук. А что это за гость и какая эта буква и звук вы должны догадаться сами.

 

IV. Работа над новым материалом.

1.Работа над звуком [г].

1) Отгадывание загадки. (грибы)

         По дорожке, по тропинке

         В лес за ними мы пойдем.

         Если место попадется,

         То лукошко наберем. (грибы)

-Значит сегодня к нам на урок пришел царь грибов – гриб Боровик. А какой звук он нам принес?

 

2) Выделение звука [г] из слова «грибы».

-Какой звук мы слышим в начале отгадки?

-Поучимся произносить звук [г].

 

3) Характеристика звука [г].

-Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный).

-Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук.

-[г] какой согласный? (звонкий согласный)

 

4) Звуко-буквенный анализ слова грибы.

-Произнесем слово – отгадку  грибы.

-Сколько в слове слогов? (2)

-Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его?

-Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]?

 

5)Выделение звука [г,] из слова «круги».

- Сколько слогов в слове круги? (2)

- Назовите первый слог. (Кру-)

- Назовите второй слог. (ги)

- Назовите первый звук во втором слоге. ([г,])\

 

 6) Вывод: г – звонкий согласный, может быть твердым или мягким.

 7)Игра « Твёрдый и мягкий звук».  
- Если в слове есть звуки[ г- твердый] - хлопаете в ладоши, если звук –[ г- мягкий] – тишина.  
 Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара, гиря, гуси.

8) Работа в парах.
- А сейчас поработаем в парах. Игра « Собери конверт».
Разложить картинки  по группам. Картинки, в названиях которых звук [г -твердый]-собирает ученик
I варианта в конверт, со звуком [Г- мягкий ] – II варианта в конверт.
( Картинки: гриб, груша, снеговик, гиря, гитара, круги)
- Проверили друг друга. Проверка у доски. (2 ученика у доски)

2. Работа над буквами Гг.

1) Знакомство с буквами Г,г по «Азбуке».

-Мы познакомились со звуками [г], [г,]. Эти звуки обозначаются буквами Г,г(гэ). Откроем «Азбуку» на странице 118. Как вы думаете, на что похожа буква Г?

- Послушайте стихи.

·        И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

 

·        Букву на плечах носил,

На лугу траву косил.

 - Почему в азбуке даны две буквы Г,г? - Для чего нужна большая буква Г (Заглавная)?

 

2) Чтение слогов: ги, гу, га, ге, го по «Азбуке» на стр. 119.

 

V. Физкультминутка.

Галя шла, шла, шла.
Белый гриб нашла.
Раз – грибок, два – грибок.
Положила в кузовок.

(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны). -2-3 раза

3)  Работа с чистоговорками.

- Сначала читаете про себя.

          Га – га – га – начинается игра.- 1 ряд

          Ги – ги – ги – испекли мы пироги. - 2 ряд

          Гу – гу – гу – мы сидим на берегу. - 3 ряд

Чтение скороговорок хором по рядам.

4)Работа с учебником. Стр.119

-Чтение слов в столбиках самостоятельно.

-Какую особенность заметили при чтении слов? (Слова Галя, Гена написаны с заглавной буквы.) - Почему? Объясните!

- Чтение текста учеником. (с.119)

Беседа по содержанию:

- Что собирала Галя и Гена? (грибы)

- Сколько набрали грибов Галя и Гена? (много)

- Как их можно назвать? ( Грибники)

- Гриб – грибники - это какие слова? (Родственные)

- Какие грибы нашла Галя? (боровики) Гена? (поганки).

- Что вы можете сказать про эти грибы? 

Д.-Есть съедобные грибы, а есть несъедобные) Молодцы!!!

- Чтение текста еще раз. (цепочкой по предложению).

5)Работа в группах.

№1  Б   А    И   С  У    Н   О  Г   Д 

№2  А   О   Е   Ы   И   Я

№3  гена   грибы   ГАЛЯ

1.Обведи согласные буквы.

2.Подчеркни хитрые гласные.

3.Найди ошибку.

6). Составление рассказа на тему «Город гномиков». Стр. 118

- Ребята, кого вы видите на рисунке? (гномиков)

- Да, это город гномиков.

- Чем занимаются жители города?

- В форме чего построены дома? (дома построены в форме грибов и они не похожи друг на друга)

 

7). Рассказ учителя о грибах.

- И на самом деле в природе грибов огромное количество. Встречаются самые разнообразные грибы.

- Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете?

- А как нужно собирать грибы?

(Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя).

- Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.

- Назовите какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете.

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Урок подошел к концу.

- С какими звуками и буквами мы познакомились?

- Что вам понравилось на уроке?

- А мне очень понравилось, как вы работали.

Прощаться нам пришла пора

И азбуку закрыть пора!

С ней узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их

Не зря урок потрачен.


Дата____________________ Урок обучения грамоте 1 класс (по

Дата____________________ Урок обучения грамоте 1 класс (по

Когда буква Я обозначает 2 звука, а когда указывает на мягкость согласного?

Когда буква Я обозначает 2 звука, а когда указывает на мягкость согласного?

Звуко-буквенный анализ слова грибы

Звуко-буквенный анализ слова грибы

V . Физкультминутка. Галя шла, шла, шла

V . Физкультминутка. Галя шла, шла, шла

И на самом деле в природе грибов огромное количество

И на самом деле в природе грибов огромное количество
Скачать файл