Дата____________________
Урок обучения грамоте 1 класс (по Азбуке В.Г. Горецкого)
Тема урока: Согласные буквы Г, г,
согласные звуки [г], [г,]
Цель урока: 1.Изучить с детьми букву Г, г (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с другими буквами).
2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.
3.Обогащать словарный запас, развивать кругозор.
4.Воспитывать интерес и желание читать, бережное отношение к природе.
Оборудование: «Азбука» В.Г.Горецкого, рисунки цветов, грибов, карточки со словами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
Динь-дилинь звенит звонок
Начинается урок.
2.Правила поведения на уроке.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с лентой букв. Стр.117.
-Посмотрите на ленту букв на стр. 117. Сколько букв мы уже изучили?
Д. -Перечисляют. (19 букв)
-А почему буквы окрашены разным цветом?
Д.- Есть гласные и согласные буквы.
-А на какие две группы делятся звуки?
Д. – На гласные и согласные.
-А чем отличаются гласные звуки от согласных?
Д.-Гласные поются, а согласные шумят, свистят. А ещё согласный звук может быть звонким или глухим; твердым или мягким.
-А от чего зависит мягкость или твердость согласного звука?
Д.-От стоящего рядом гласного звука.
-Когда буква Я обозначает 2 звука, а когда указывает на мягкость согласного? Расскажите правило на стр.111.
Д. -Когда стоит вначале слова, после гласной-2 звука, в середине слова после согласной -1.
2.Игра «Соотнеси название и картинку».Стр.117.
- Ребята, подготовку к сегодняшнему уроку вы начали уже вчера. В домашнем задании вы должны были соотнести названия птиц и рисунок. Проверим!
- А каких птиц вы ещё знаете? Какую пользу приносят птицы? Что происходит в жизни птиц осенью?
Д.-Они готовятся к зиме, улетают на юг.
- Какие птицы зимующие? А какие улетают на юг?
3.Игра «Какими звуками отличаются слова?».
Я прочту пару слов, а вы должны быть очень внимательными. Вы должны сказать какими звуками отличаются данные слова (парные звуки и глухие согласные). (показ карточек з-с, т-д, п-б).
коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, палка – балка, точка – дочка.
4.Игра «Какое слово я произнесла?».
-Произнесу слова по звукам с промежутком во времени. Вы должны назвать слово целиком.
Д.о.м., у.т.к.а., в.а.з.а., к.о.т.
(показ карточек со словами)
III. Постановка темы урока.
-Сегодня у нас на уроке гость. Он принес с собой новую букву и новый звук. А что это за гость и какая эта буква и звук вы должны догадаться сами.
IV. Работа над новым материалом.
1.Работа над звуком [г].
1) Отгадывание загадки. (грибы)
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы пойдем.
Если место попадется,
То лукошко наберем. (грибы)
-Значит сегодня к нам на урок пришел царь грибов – гриб Боровик. А какой звук он нам принес?
2) Выделение звука [г] из слова «грибы».
-Какой звук мы слышим в начале отгадки?
-Поучимся произносить звук [г].
3) Характеристика звука [г].
-Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный).
-Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук.
-[г] какой согласный? (звонкий согласный)
4) Звуко-буквенный анализ слова грибы.
-Произнесем слово – отгадку грибы.
-Сколько в слове слогов? (2)
-Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его?
-Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]?
5)Выделение звука [г,] из слова «круги».
- Сколько слогов в слове круги? (2)
- Назовите первый слог. (Кру-)
- Назовите второй слог. (ги)
- Назовите первый звук во втором слоге. ([г,])\
6) Вывод: г – звонкий согласный, может быть твердым или мягким.
7)Игра « Твёрдый и мягкий звук».
- Если в слове есть звуки[ г- твердый] - хлопаете в ладоши, если звук –[ г-
мягкий] – тишина.
Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара, гиря, гуси.
8) Работа в парах.
- А сейчас
поработаем в парах. Игра « Собери конверт».
Разложить картинки по группам. Картинки, в названиях которых звук [г
-твердый]-собирает ученик I варианта в конверт, со звуком [Г- мягкий ] – II варианта в конверт.
(
Картинки: гриб, груша, снеговик, гиря, гитара, круги)
- Проверили
друг друга. Проверка у доски. (2 ученика у доски)
2. Работа над буквами Гг.
1) Знакомство с буквами Г,г по «Азбуке».
-Мы познакомились со звуками [г], [г,]. Эти звуки обозначаются буквами Г,г(гэ). Откроем «Азбуку» на странице 118. Как вы думаете, на что похожа буква Г?
- Послушайте стихи.
· И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
· Букву на плечах носил,
На лугу траву косил.
- Почему в азбуке даны две буквы Г,г? - Для чего нужна большая буква Г (Заглавная)?
2) Чтение слогов: ги, гу, га, ге, го по «Азбуке» на стр. 119.
V. Физкультминутка.
Галя шла, шла, шла.
Белый гриб нашла.
Раз – грибок, два – грибок.
Положила в кузовок.
(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны). -2-3 раза
3) Работа с чистоговорками.
- Сначала читаете про себя.
Га – га – га – начинается игра.- 1 ряд
Ги – ги – ги – испекли мы пироги. - 2 ряд
Гу – гу – гу – мы сидим на берегу. - 3 ряд
Чтение скороговорок хором по рядам.
4)Работа с учебником. Стр.119
-Чтение слов в столбиках самостоятельно.
-Какую особенность заметили при чтении слов? (Слова Галя, Гена написаны с заглавной буквы.) - Почему? Объясните!
- Чтение текста учеником. (с.119)
Беседа по содержанию:
- Что собирала Галя и Гена? (грибы)
- Сколько набрали грибов Галя и Гена? (много)
- Как их можно назвать? ( Грибники)
- Гриб – грибники - это какие слова? (Родственные)
- Какие грибы нашла Галя? (боровики) Гена? (поганки).
- Что вы можете сказать про эти грибы?
Д.-Есть съедобные грибы, а есть несъедобные) Молодцы!!!
- Чтение текста еще раз. (цепочкой по предложению).
5)Работа в группах.
№1 Б А И С У Н О Г Д
№2 А О Е Ы И Я
№3 гена грибы ГАЛЯ
1.Обведи согласные буквы.
2.Подчеркни хитрые гласные.
3.Найди ошибку.
6). Составление рассказа на тему «Город гномиков». Стр. 118
- Ребята, кого вы видите на рисунке? (гномиков)
- Да, это город гномиков.
- Чем занимаются жители города?
- В форме чего построены дома? (дома построены в форме грибов и они не похожи друг на друга)
7). Рассказ учителя о грибах.
- И на самом деле в природе грибов огромное количество. Встречаются самые разнообразные грибы.
- Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете?
- А как нужно собирать грибы?
(Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя).
- Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.
- Назовите какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Урок подошел к концу.
- С какими звуками и буквами мы познакомились?
- Что вам понравилось на уроке?
- А мне очень понравилось, как вы работали.
Прощаться нам пришла пора
И азбуку закрыть пора!
С ней узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их
Не зря урок потрачен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.