Урок обучения грамоте Буква Б начальная школа 21 века
Оценка 4.9

Урок обучения грамоте Буква Б начальная школа 21 века

Оценка 4.9
docx
10.12.2020
Урок обучения грамоте Буква Б начальная школа 21 века
урок обучения грамоте Буква Б.docx

 

Предмет: литературное  чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.

Цели:

·         предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;

·         метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

·         личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

 

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

·         по источнику знаний:   словесные, практические;

·         по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;

·         по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

 

Оборудование:  карточки со словами, фишки, компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.                         

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

 

Мотивация к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

 

 

 

 


Актуализация

опорных знаний

( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи»

 и постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз(Профилактика близорукости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с ребусами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

  

-  Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

 (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.) Слайд2.

Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

 

Деятельность учителя

 

 

 

 

Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

   (Меня зовут Алина. Моё имя начинается с гласного звука (а)                                                                                                                                                     

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звонкого звука.

(Меня зовут Лера. Моё имя начинается с мягкого согласного звука)

 - Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого  звука. 

(Моё имя Карина. Моё начинается с твёрдого согласного глухого звука)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого  звука.

(Меня зовут Ваня.Вадим. Моё имя начинается с твёрдого согласного звука)

- Молодцы! Все познакомились с гостями.

 

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:  Слайд 3                                                                                             

 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть  звонкими и глухими.)

-Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки

( дети называют)

Какую учебную задачу поставим на уроке?

Слайд4

( познакомиться с  новыми  звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с этой буквой)

- А для чего вам нужно изучать новые звуки?

                              Физминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь,

И легче станет школьный путь!

 

 

Слайд 5

– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (бант, кошка, коза.)

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (бинт, машина, малина.)

– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а)

– Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог,  а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

 

-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука ,], а слово бант – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)

 

а)  Звукобуквенный  анализ слов бант  и бинт.  (работа в парах).

Слайд 6

_Посмотрите на слайд.  Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре.  ( фишками на парте в паре)

Проверка. Слайд 7. (Оцените свою работу по « шкале правильности»)

Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).

Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий

                                                  [б']- согласный, мягкий, звонкий 

Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

 

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Безверхов)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

- Придумайте слова.  чтобы в них тоже встречались наши новые звуки

( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…)

Слайд 4.

б)  Сравнение первых звуков в словах. Слайд 7

         Уберите фишки со схем:

·         одинаковые звуки(н,т)

·         из слова бинт звук [ а ]  (дети сигналят «ловушка», объясняют, что  в слове нет такого звука)

·         звук [ и ] 

·         звук [ а ] 

·         -Какие звуки остались?

·         звук [ б ] 

·         звук [ б ] 

 

в)  Знакомство с буквой Б б. Выкладывание из палочек.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)

– Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? Слайд 8

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

- Прочитай: . Слайд 9

Борис,  банан-

-Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?

 

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б? (Буква Б с большим

брюшком, в кепке с длинным козырьком) Слайд № 10.

– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки)

Составьте букву из палочек. Слайд12

- Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.  (Взаимопроверка)

- Подчеркни букву б на карточке КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

– Сколько раз вы подчеркнули букву б?

Проверьте друг у друга Слайд13

Оцени свою работу по « шкале успешности»

-Какие слова спрятались в этой строчке? Слайд 14.

План работы над буквой. Слайд 15

1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Как пишется печатная буква

4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит

- Так что же будем дальше делать?

 

-Что из предложенного плана уже узнали?

 

Работа по учебнику.

-С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед  а, о, э, у, ы

- С какими гласными дружит мягкий звук  [б'] -е. ё. и, я, ю. Слайд 16.

    Чтение слогов.  Слайд 17.

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

 

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе Слайд18

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя

·         жужжащее чтение

·         выборочное чтение:

ü  чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]

ü  чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]

Слайд19

бу

бус

бусинка

би

бил

билет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

 

 

 

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

 

     Чтение слов. с.109  

·         жужжащее чтение;

·         выборочное чтение:

ü  чтение слов, в которых один слог;

ü  чтение слов, в которых два слога;

ü  чтение слов, в которых три слога;

 

-  Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

 

 

Слайд 20

-  А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом  букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

ба     бе     би     бу

белка   булка

 

-  Проверьте себя по образцу.  Слайд 21.

-  По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).

-  Составьте предложение со словом белка, булка

 

 

Д) Чтение ребусов с. 110

Слайд22

 

 

1

2

3

4

5

н

а

б

о

р

 

 

3

2

5

4

1

 

 

 

 

 

Барон

- древнейший европейский дворянский титул, известный с раннего Средневековья. В России введен Петром I. Из российских подданных этим титулом в основном обладали дворяне прибалтийских земель и выходцы из Германии

 

Слайд23

 

1

2

3

4

5

к

а

б

а

н

 

 

3

4

5

1

2

 

 

 

 

 

 

- Найди слово в слове

 

ЯБЕДА    СЕРЕБРО

 

 

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Вернёмся к нашему плану работы над буквой.

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

-В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале  урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?

 

-  Спасибо за урок.

 

Объясняют собственное понимание высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность ученика

 

 

 

 

Анализируют свои  имена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонационно выделяют  звуки в слове.

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б ,].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с новой буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывают букву из палочек

 

Узнают букву среди других букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатают слоги и слова в тетради.

 

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

 

 

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

личностные

 

Умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

 

УУД

 


Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

 

 

 

 

 

 

доказательство; целеполагание

 

 

 

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

 

 

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

 

 

 

 

 

Логические:

доказательство

 

 

 

 

 

 

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

Умение контролировать действия партнера.

 

Умение

контролировать и оценивать свои 

действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

            

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб

 

 

 

Моделируют букву

Проверка по образцу

 

 

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование

 

 

 

 

 

 

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные уд

 

 

 

Умение

контролировать и оценивать свои 

действия.

 

 


 

Предмет: литературное чтение

Предмет: литературное чтение

Этапы урока Актуализация опорных знаний ( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «

Этапы урока Актуализация опорных знаний ( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «

Открытие нового знания, формулировка темы урока

Открытие нового знания, формулировка темы урока

Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Гимнастика для глаз( Профилактика близорукости

Гимнастика для глаз( Профилактика близорукости

Работа с ребусами

Работа с ребусами

Подведение итогов.

Подведение итогов.
Скачать файл