Урок обучения грамоте "Буква ы."

  • docx
  • 23.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК.docx

Буква ы.

Учитель читает стихотворение.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Давайте проверим, есть ли на ваших партах всё, что нужно: пенал, пропись. Молодцы! Садитесь. Ноги поставьте ровно, руки перед собой, спина прямая.

 

Актуализация

—Соня собирается в космическое приключение и хочет взять перекус, в названии которого есть звук [и].

— Что же это такое? (лимон).

 

Актуализация

—Чтобы Ма дала Соне лимон, нужно ответить на ее вопросы:

Сколько букв в слове «лимон»?

Сколько букв «и» в слове «лимон»?

Звук [и] — гласный или согласный? (гласный).

Каким цветом на схеме обозначаем гласные звуки?

Звук [и] — ударный или безударный? (безударный).

— Составим схему для слова лимон

 

Самоопределение

—Спасибо, теперь у Сони есть лимон! Но посмотрите, что она  еще взяла? (сыр).

—Да, Соня произносит это слово  [с’ир].  Как вы думаете, чего она не знает? (звука [ы]) и думает, что сыр звучит как Как мы можем ей помочь?

— Как вы думаете, какой звук и букву мы будем сегодня изучать?

ПОМОЖЕМ ДОСТАТЬ ДО ЗВЕЗДЫ! (разминка пальцев)

Открытие новых знаний

—Чтобы Соня долетела до звука [ы], нужно назвать слова с этим звуком.

—Назовите слова, в которых звук [ы] слышен в первом слоге (мыло, выдра, мышь, рыба, сыр, тыква, лыжи, дым).

—Назовите слова, в которых звук [ы] слышен в последнем слоге (куклы, шары, ножницы, шахматы, бусы, усы).

—А можете ли вы назвать слова, в которых звук [ы] стоит в начале слова? Русские слова со звука [ы] не начинаются!

—Ура, у Сони теперь есть звук [ы]!

—Теперь давайте поможем Соне увезти ее звездочку — звук [ы]. В какую ракету его поместим? Это звук гласный или согласный?

—Соня выбрала ракету, но на какие кнопки надо нажимать? Звук [ы] ударный или безударный?

—Звук [ы] может быть ударным, например, в таких словах как грызть, сыр, рыба. А может быть безударным, в таких словах как ножницы, ландыш, шахматы. Надо нажать на две кнопки.(нажимаем)

—Но Соня их странно произносит: «сир». Какое правило надо Соне рассказать? (Если перед звуком [ы] — согласная, мы произносим ее твердо).

Острые зубки,

Серые шубки,

Быстрые ножки,

Убегают от кошки.

Кто это? МЫШКА.

 

Открытие новых знаний

—Соня хочет написать письмо Грише, но не знает, какими буквами обозначается звук [ы]. Помогите ей выбрать буквы.

 

—Соня хочет узнать, почему только строчная буква «ы» написана. Как вы думаете, почему так? (Русские слова со звука [ы] не начинаются, поэтому в начале предложения буква«ы» стоять не может, не могут и русские имена начинаться с буквы «ы»).

 

Сколько букв «ы» видит Соня в космосе?

 

Подготовка к письму

Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.

Пальчиковая гимнастика и письмо

В качестве подготовительной работы вы можете использовать следующие упражнения:

обозначить букву в воздухе левой и правой рукой, двумя руками, ногами;

провести по контуру буквы пальцами;

сложить из пальцев букву.

Письмо строчной буквы «ы».

 

Физкультминутка

— Хлопнуть/топнуть/прыгнуть, когда слышите звук [ы].

Слова: сыр, пар, горы, пол, мышка, поле, дым, крыло, море, глыба, рык, нож, мыс.

 

Закрепление

— Оказалась, звездочка, которую забрала Соня, волшебная. Она прикрепила к ней палочку, и палочка превратилась в волшебную.

Соня уже превратила одну куклу в куклы. Давайте поможем еще сотворить чудеса и увеличить количество предметов.

 

Закрепление

— Гриша попросил Соню с другой планеты сфотографировать букашек с буквой «ы». Каких букашек нужно сфотографировать Соне?

 

Рефлексия

— Покажите большой палец, если вы поняли тему урока.

— Указательный, если над этой темой ещё нужно поработать.

— Мизинец, если тема совсем не поддаётся.

 

Бывает эта буква

 В конце и в середине,

 В конце капусты, брюквы,

 А в середине дыни.

 В маленькую книжку

 Мы поместим мишку.

 Мы заменим И на Ы –

 Нарисуем мышку.

 

 

Я не знаю, в чём секрет,

Слов на эту букву нет,

Только буквЫ все важнЫ,

МЫ запомним букву...(ы)

 

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз