Урок окружающего мира. 2 класс. Школа России. Тема "Какой бывает транспорт"
Оценка 4.6

Урок окружающего мира. 2 класс. Школа России. Тема "Какой бывает транспорт"

Оценка 4.6
docx
23.11.2023
Урок окружающего мира. 2 класс. Школа России. Тема "Какой бывает транспорт"
УРОК.docx

Урок окружающего мира по теме «Какой бывает транспорт»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Цель урока: формирование образовательных компетенций  (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся начальных классов в предметной области «Окружающий мир» по теме «Транспорт».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения использовать различные способы поиска информации (в тексте);

- развитие операций мышления: сопоставления, выделение лишнего, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом, используя стратегию РКМЧП «Таблица ЗХУ», «Инсерт», «Кластер»;

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов из текста).

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;

- дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП «Таблица ЗХУ».

 

 

 

 

Ход  урока

1.     Организационно-мотивационный этап

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2.    Проверка д\з.

На прошлом уроке мы говорили о том, как построить дом. Давайте  вспомним, какие машины – помощники могут встретиться на стройке.

 

СЛАЙД 1.

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
(Экскаватор)

 

СЛАЙД 2.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка. (Бульдозер)

 

СЛАЙД 3.

На дыбы поставил кузов 
И избавился от груза.(Самосвал.)

 

Проверим домашнее задание, в тетради на с. 72 сверьте свои работы.

 

Продолжим.

 

СЛАЙД 4.

Есть в моём названьи груз.

Я работы не боюсь,

Где бы ни был, я при деле,

Тяжести тягаю смело.  (Погрузчик)  

 

СЛАЙД 5.

Поднимает великан
Груды груза к облакам. 
(Подъемный кран
)

 

3.     Выход на тему урока через отгадывание кроссворда.

СЛАЙД 6.

- Добавьте в кроссворд недостающие согласные и вспомните, как называется хозяйственная деятельность людей.

СЛАЙД 7.

- Назовите основные отрасли экономики.

СЛАЙД 8.

- Отгадайте загадку Бушуева Д. и подумайте, о какой части экономики пойдёт сегодня речь.

Бушуев Д. Бежит, гудит, в 2 глаза глядит.

Только красный глазок глянет – как вкопанный станет. Автомобиль.

О каких «глазах» идёт речь?

 

4. Сообщение темы и целей урока.

О какой части экономики пойдёт сегодня речь. Слово транспорт – многозначное.

Транспорт – отрасль экономики, осуществляющая перевозку людей и грузов.

Транспорт – это средства передвижения.

 

Что бы вы хотели узнать о «транспорте?».

Какой бывает транспорт? Что относится к транспорту? Для чего нужен транспорт? Где бывает транспорт? Есть ли новые виды транспорта? Какие необычные виды транспорта? Сколько видов транспорта? И т.д.

- Сегодня мы с вами поговорим об истории возникновения транспорта и о его видах. Тема нашего урока: «Какой бывает транспорт». На доске

Многие из вас уже ведут работу над проектом «Зачем нужны автомобили», и сегодня смогут поделиться с нами разными сведениями.

 

Много интересного о транспорте можно узнать из книг, Т.В. подготовила выставку. Думаю, что эта тема будет интересна для вас.

 

 

 

1.    Работа по теме урока

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе оно обозначает «перемещать».

1) Водный транспорт

Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты. Об этом подробно вы будете говорить позже на уроках истории.

 «Как человек научился плавать» Работа в учебнике. с.118. Вслух по цепочке.

  1. Как назывались первые лодки? Расскажите, как их изготавливали.

  4. Какие лодки появились раньше, парусные или вёсельные?

    -Парусные лодки появились позже, т.к. прочная ткань для парусов появилась позднее. С развитием торговли возникла необходимость передвигаться не только по рекам, но и выходить в открытое море.

СЛАЙД  12

Со временем появились новые суда. И в наши дни они широко используются для доставки грузов.

При организации различных экскурсий используются теплоходы, яхты, катера.

-Где передвигается этот вид транспорта?

 - Это ВОДНЫЙ вид транспорта.

 

 

 

 

 

2) Наземный транспорт

В далёком прошлом люди  ходили  пешком  из одного поселения в другое на большие расстояния.

СЛАЙД  13

Первые транспортные средства – телега, сани.

Затем появились кареты. Карета – это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей богатых.

Одним из первых видов общественного транспорта была КОНКА.

Конка – это  небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.

СЛАЙД  14

Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы.

Со временем они усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.

В конце 18 века появились первые автомобили. Историей создания автомобилей у нас заинтересовались Сафонова, Симоненков, Черных.

СЛАЙД  15 Сафонова В.

СЛАЙД  16  Симоненков Иван. Позже австриец Маркус впервые изобрёл автомобиль с бензиновым двигателем. Проводя опыты, он поджёг смесь паров воздуха и бензина, в результате чего произошёл мощный взрыв. У Маркуса возникла идея создания бензинового двигателя.

 

СЛАЙД  17 Официально изобретателем автомобиля назовут немецкого инженера Карла Бенца.

 

СЛАЙД  18  Черных А. Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

Автомобили, автобус, трамвай, велосипед, поезд…

-Где передвигается  этот вид транспорта? Это НАЗЕМНЫЙ транспорт.

3) Воздушный транспорт

А еще люди с древних времен мечтали летать, как птицы.

Я сейчас вам прочитаю интересную древне-греческую легенду.

СЛАЙД  20

В древние времена жил один юноша. Однажды он решил сделать крылья, как у птицы, собрал перья и соединил их с помощью воска. Смельчак взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались. Упал юноша и разбился. Имя ему было Икар.

Но люди продолжали мечтать. В 18 веке их мечта сбылась.

СЛАЙД  21

Работа в учебнике. (с.119 «Как человек научился летать»). Самостоятельно.

На каком же транспорте удалось совершить следующий полёт?

СЛАЙД  22

В наше время в воздух можно подняться на самолётах и вертолётах.

 -Где передвигается этот вид транспорта?.

 -Это ВОЗДУШНЫЙ вид транспорта.

4) Подземный транспорт

Послушайте загадку о ещё одном виде транспорта.

Под землей огни горят,

Под землей дворцы стоят,

Под землею чудо мчится,

Сядь – и можешь прокатиться. (Метро) СЛАЙД  23 

Кто из вас ездил на метро?

Находится под землёй и называется ПОДЗЕМНЫМ видом транспорта. СЛАЙД  24

 

2.     Первичное обобщение и закрепление  СХЕМА НА ДОСКЕ

Итак, если транспорт передвигается по земле, он называется … Кто принёс такую игрушку?

По воде - …                покажите

По воздуху - …                   покажите

Под землёй - …

Я предлагаю вам встать и поиграть следующим образом. Я вам буду называть транспортные средства, а вы, если оно передвигается по земле – маршируете, под землёй - присядете, если движется по воздуху – станете взмахивать руками, по воде – делаете движение руками, как будто плывёте.

Трамвай, пароход, вертолет, метро, автобус, яхта, самолет, автомобиль, катер, воздушный шар.

3.    Работа по теме урока

-А для чего люди придумали все эти транспортные средства? (передвигаться на дальние расстояния,  перевозить грузы, путешествовать…)

5) Как  мы назовём транспорт, который перевозит людей?  Пассажирский транспорт. Приведите примеры.

А легко ли быть водителем автобуса? Послушаем рассказ Митрохина В.

Митрохин В. Моего папу зовут Александр Алексеевич. Он водитель автобуса. Папа ездит по маршруту Льговский поворот-Старково. Он внимателен, вежлив и добр с пассажирами. Мой папа очень аккуратный, он любит, чтобы автобус всегда был чистым, блестящим и отремонтированным.

Очень важно, чтобы транспорт, который выходит в рейс, был исправен. И чтобы все участники соблюдали ПДД.

 

6) Грузовой транспорт

-Как быть, если из одного города в другой нужно перевезти грузы?  СЛАЙД  25

На помощь приходят  грузовик, самосвал, контейнеровоз, рефрижератор…

Как  мы назовём транспорт, который перевозит грузы?  Грузовой

О работе шофёра расскажет Ковалёв М.

Ковалёв М. Мой папа шофёр. Это очень тяжёлая и ответственная профессия. У него большая машина – КАМАЗ. Она доставляет десятки тонн груза. На КАМАЗе папа перевозит зерно, кукурузу, семечки, свёклу и многое другое.

СЛАЙД

Очень велико значение грузового транспорта. В больших количествах перевозят грузовыми поездами и грузовыми кораблями нефтепродукты, строительные материалы, технику. Самолеты перевозят грузы, нуждающиеся в срочной доставке – продукты, цветы, фрукты, почту.

7) Специальный транспорт.   И ещё транспорт может быть специальным.

Работа в учебнике. (с.117 ) Хором.

Отгадайте машину и телефон, по которому ее можно вызывать.

Коленчукова П. Я- очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают дорогу нам. Телеф 01.

Силаков Р. Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены. Телефон 02.

Семенихин  И. От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Телефон 03.

Есть единый номер, который объединяет все три вида экстренных служб? Это номер службы спасения – 112.

Специальный транспорт может быть не только наземным, но и водным, и воздушным.  СЛАЙД  26

Например, полицейский катер или вертолёт скорой помощи.

СХЕМА НА ДОСКЕ

Таким образом, в зависимости от назначения транспорт делится на … пассажирский, грузовой и специальный.

 

На какие ещё группы можно разделить виды транспорта?

8) Личный  и общественный транспорт

Поздняков Д. Я могу добираться до школы на таком виде транспорта, а могу и на таком. В чём их отличие?

Автомобиль – транспорт личного пользования.

Так и называется – личный. Большинство легковых автомобилей мы отнесём к личному транспорту.

Транспорт общего пользования – это общественный транспорт.

Значит, ещё транспорт можно разделить на личный и общественный.

СХЕМА НА ДОСКЕ

Дома вам предстоит изучить памятку «Правила поведения в общественном транспорте». 

 

А сейчас, давайте поиграем в игру  «Разрешается» -  «Запрещается». Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается»  или «Запрещается».

• Оставлять передние сиденья пожилым и больным людям, маленьким детям. (разрешается)

• Заскакивать на ходу. (запрещается)

• Держаться за поручни или ручки на сиденьях. (разрешается)

• Высовываться в окно. (запрещается)

• Толкаться. (запрещается)

• При посадке продвигаться вперед. (разрешается)

• Громко разговаривать, шумно себя вести. (запрещается)

• Стоять на подножках. (запрещается)

• Облокачиваться на двери. (запрещается)

• Сорить. (запрещается)

-Молодцы!

 

 Обобщение.

На какие же группы можно разделить транспорт?

По месту передвижения: наземный, водный, воздушный, подземный.

По назначению: пассажирский, грузовой, специальный.

1.     Рефлексия. Самооценка.

-Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрасьте фигурку жёлтым цветом.

- Кто в чем-то сомневается – зелёным цветом.

- А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – красным цветом.

А кто любит играть в игры, связанные с транспортом?

Вспомните стихотворение Даниила Ивановича Хармса «Игра».

Бегал Петька по дороге,  и представлял себя  автомобилем".  Покажите свои рисунки автомобиля.

 

А за Петькой бегал Васька  И представлял себя чем…

почтовым пароходом.     Покажите свои рисунки парохода.

 

А за Васькой бегал Мишка  И играл роль …

 советского самолета.    Покажите свои рисунки самолёта.

 

Возьмите фигурки.

Подумайте, к какому виду транспорта вы отнесёте свою картинку и прикрепите её на схематическом рисунке в нужном месте.

Большинство уверены, что хорошо усвоили материал. Давайте проверим.

Проверка . СЛАЙД  27-32

Тетрадь, Вопрос 1, часть 1,  с. 73-74 –  самостоятельно, взаимопроверка.

Вопрос 1, часть 2,  с. 73-75 –  самостоятельно, самопроверка.

Поставьте себе оценку: можно смайлик, можно число.

Остальные задания в тетради по этой теме вы выполните дома.

 

 

Что на сегодняшнем уроке показалось самым интересным?

Что узнали нового?

Можно ли по этой теме узнать что-то ещё? Из каких источников?

А сейчас предлагаю вам посмотреть мультфильм.

Самые быстрые.

СЛАЙДЫ  

Гребенников Р. Является королём скорости среди всех серийных автомобилей в мире. В 2010 году в присутствии представителя Книги рекордов Гиннеса, автомашина установила мировой рекорд скорости среди легковых серийных автомобилей, сумев набрать скорость 431 км в час.

На таком автомобиле можно доехать от школы до г. Курска приблизительно за 3 минуты.

Овчинников Артём. Самая высокая скорость в мире была показана на реактивном автомобиле в 1997 году. Интересно, что трасса длиной 21 км была размечена на дне высохшего озера в пустыне США.

На таком автомобиле можно доехать от школы до г. Курска приблизительно за 1 минуту.

Пинаева А. Самый маленький автомобиль в мире, который по данным производителя выпускается на «секретной фабрике» весит всего 60 кг.  

Миниатюрные машины многие считают транспортом завтрашнего дня: ведь им не требуется много бензина, они способны пробраться сквозь любую пробку и припарковаться на самом маленьком пятачке. Причем некоторые из них так малы, что свободно могут разместиться в прихожей!

Андросов А. Специалисты одной компании создали самый быстрый автомобиль-амфибию, который может передвигаться как по суше, так и по воде.

 Как вы думаете, это чудо – транспорт приносит только пользу?

К сожалению, вместе с ростом количества современных транспортных средств, появились и большие экологические проблемы.

Мишин В. Автомобиль – один из главных факторов шумового загрязнения, под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.

Шевелёв С. Уже несколько лет учёные высказывают опасения по поводу стремительного роста количества автомобилей и их воздействия на экологию нашей планеты. Это актуально для больших городов, где очень серьёзной проблемой являются выхлопные газы. Сегодня центральной темой большинства конференций и автошоу становится вопрос борьбы за экологию.

Будем надеяться, что учёные решат эту проблему, и транспорт будущего будет более безопасным. А пока я вам советую не лениться и побольше ходить пешком, там, где это возможно. А к услугам транспорта прибегать действительно только при необходимости.

 

 

 

 

Игра «Что у кого?»

 

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

– У человека сердце, …  (мотор)

– У человека ноги, … (колёса)

– У человека кровь, … (бензин)

– Человек вытирает руками, …  (дворниками)

– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

– Человек может заболеть, … (ломается)

Домашнее задание  (по выбору)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок окружающего мира по теме «

Урок окружающего мира по теме «

Ход урока 1. Организационно-мотивационный этап

Ход урока 1. Организационно-мотивационный этап

Выход на тему урока через отгадывание кроссворда

Выход на тему урока через отгадывание кроссворда

Работа по теме урока Слово «

Работа по теме урока Слово «

Наземный транспорт В далёком прошлом люди ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния

Наземный транспорт В далёком прошлом люди ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния

Воздушный транспорт А еще люди с древних времен мечтали летать, как птицы

Воздушный транспорт А еще люди с древних времен мечтали летать, как птицы

Первичное обобщение и закрепление

Первичное обобщение и закрепление

Грузовой транспорт -Как быть, если из одного города в другой нужно перевезти грузы?

Грузовой транспорт -Как быть, если из одного города в другой нужно перевезти грузы?

СХЕМА НА ДОСКЕ Таким образом, в зависимости от назначения транспорт делится на … пассажирский, грузовой и специальный

СХЕМА НА ДОСКЕ Таким образом, в зависимости от назначения транспорт делится на … пассажирский, грузовой и специальный

По месту передвижения: наземный, водный, воздушный, подземный

По месту передвижения: наземный, водный, воздушный, подземный

Что на сегодняшнем уроке показалось самым интересным?

Что на сегодняшнем уроке показалось самым интересным?

Шевелёв С. Уже несколько лет учёные высказывают опасения по поводу стремительного роста количества автомобилей и их воздействия на экологию нашей планеты

Шевелёв С. Уже несколько лет учёные высказывают опасения по поводу стремительного роста количества автомобилей и их воздействия на экологию нашей планеты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2023