Тема |
Что такое деньги |
Цели |
· сформировать у учащихся представление о понятии «деньги» и их роли в экономике; · развивать устную речь, умение быстро и чётко работать фронтально и группами; · формировать положительную мотивацию обучения учащихся на уроке; · развивать умение размышлять и самостоятельно делать выводы. |
Задачи |
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; · формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру · развивать логическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли; · воспитывать уважительное отношение друг к другу; · развивать у детей потребность в получении новых знаний, умение применять их в повседневной жизни. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Форма и метода |
беседа, рассказ, групповая работа, работа с учебником, работа с иллюстративным материалом. |
Оборудования |
ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация. |
Планируемые результаты |
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент |
-Здравствуйте , ребята! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость. Присаживайтесь. |
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. |
Актуализация знаний. |
- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира?
Экономика! Она интересна и важна, Чтоб доходы посчитать И расходы рассчитать Выбор сделать, если нужно. И купить товары дружно, Если качество у них Превосходит остальных. Как продать и где купить, Чтобы прибыль получить И, чтоб жизнь была не в тягость, И дарила людям радость.
- Мы уже получили достаточно много экономических знаний. Я предлагаю вам проверить себя! На столах лежат карточки с заданиями. Дополните предложение. - Проверяем по слайду 1. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. Сравните со слайдом и исправьте ошибки. Напротив каждого правильного ответа поставьте знак «+», а напротив неправильных – «?». - Перед Вами оценочные листы. Подсчитайте количество «+» и столько же занесите в оценочный лист. |
Чему учит экономика
Выполняют задания. |
Формулировка темы, цели урока.
|
- Посмотрите на слайд . Что на нем изображено? - Кто знает, в какой стране используют данные деньги?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Давайте откроем учебник на стр.66 и прочитаем тему урока. Слайд . |
- Деньги. - В России, США. Евро – единая валюта, созданная 19 стран – Нидерланды, Литва, Латвия, Италия, Испания, Австрия, Германия, Бельгия, Ирландия, Греция, Люксембург, Португалия, Словакия, Словения, Эстония, Франция, Финляндия, Венгрия, Голландия.
- О деньгах.
|
Работа над темой |
- Кто мне может сказать, что такое деньги? - Слайд . А вот в словаре С.И. Ожегова дается такое определение. Давайте прочитаем: «Деньги – металлические или бумажные знаки (Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях — особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». - Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу, воины – своих пленников. - И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. - Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен. - Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли? - Такой вид обмена называется бартер. - Найдите на стр. 66 определение, что такое бартер. - Кажется, все просто и удобно. Хорошо, когда 2 человека совершают бартер. Труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа. - На стр. 67 найдите определение, что такое купля – продажа. Купить или продать товар – это значить обменять его на какое-то количество денег. На какое именно, указывает цена товара. - Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, ткани, даже сушёную рыбу. - Удобны ли были такие деньги? Скот нужно было где – то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. - Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении переходе из рук в руки. Нужно чтобы их легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности. - Слайд . Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. - Чем же они были удобны? - За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. - Удобно? - Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Слайд . - Каковы преимущества металлических денег? - Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их. - И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты - все, во что вложен труд. |
- Ответы детей.
Ответы детей.
Это прямой обмен одних товаров на другие.
Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги.
Нет.
Не портились и легко носились с собой.
Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар. |
Физминутка.
|
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развёл, Монетки видно, не нашёл Чтоб монетки нам достать Надо на носочки встать С кустика монетку достать, Закопать их в поле редко Чтоб выросли они. |
|
Работа над темой. |
- Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Слайд . - У вас на столах изображения денег. Нужно разделить их на группы. Дать название каждой группе. - Проверяем. На сколько групп разделили, какие, как они называются? - У всех так. Молодцы! - Если вы сделали все правильно и справились с заданием, то поставьте «+», если где-то ошиблись, то «?». - Откуда человек получает деньги? - Часть денег человек тратит на необходимые вещи, а часть может отложить на будущее. Это сбережения. |
1 группа – металлические деньги – монеты; 2 группа – бумажные деньги – банкноты.
|
Практическая работа |
Практическая работа.
– Что изображено и написано на монетах? Сравните. – Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. Сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (5 рублей), называется «оборотной стороной». Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Надпись на монете называется «легенда». - Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, номинал, легенду. - В рабочих тетрадях на стр. 39 покажите стрелками части монет. |
Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 5 рублей, 10 рублей. |
Закрепление |
Выполнение заданий в рабочей тетради. №1(с. 38). – Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради. - Перед вами листочки. Я буду читать выражение, если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–». 1. Купля-продажа – это прямой обмен одних товаров на другие. (-). 2. Купить или продать товар – это значит обменять его на какое-то количество денег. (+) 3. На лицевой стороне указан номинал монеты. (-). 4. Легенда – это надпись на монете. (+) 5. Банкноты – это металлические деньги, монеты – бумажные. (-). Проверяем по слайду. Подсчитайте количество «+» и столько же занесите в оценочный лист. |
|
Оценивание |
Перед Вами оценочные листы. Обменяйтесь ими соседом. Подсчитайте общее количество «+» и впишите в последнюю колонку. Если у вас: 12-11 плюсов – ты работал отлично «Молодец»!; 10-9 плюсов – работал хорошо, с темой урока разобрался, но необходимо еще раз повторить материал; 8 и меньше – не расстраивайся, у тебя обязательно все получится! |
|
Подведение итогов |
- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, с какой темой познакомились? - Что нового узнали? - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? |
|
Рефлексия |
- что вам больше всего понравилось на уроке? - Возникали ли у вас трудности? Какие? - Ребята, если вы поняли тему и вам понравился урок, то поднимите зеленый смайлик. А если что-то так и не смогли понять и урок вам не понравился, то поднимите красный смайлик. Вы все сегодня хорошо постарались, смогли выполнить все задания. Я была рада с вами работать. Спасибо вам за урок. До свидания! |
|
Дополнить предложение:
1. Всё, что нужно людям для жизни - ___________________.
2. Для удовлетворения разнообразных потребностей люди производят ___________________________________________.
3. Добывающая промышленность дает нам ______________________________________________________.
4. Электроэнергетика производит _________________________________________________________.
5. Химическая промышленность производит ______________________________________________________.
6. Что производит лёгкая промышленность? ____________________________________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.