Равнины и горы России
Цели |
Создать условия для ознакомления с равнинами и горами на территории России, определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о равнинах и горах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать по карте. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы
и формы |
объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; схемы; рисунки и фотографии с изображением изучаемых объектов |
Основные |
Равнины, горы |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
I. Мотивация деятельности |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного |
Звучит в записи припев «Песни о России» (слова Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней… – Почему в целом свете нет страны роднее России? – Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие |
II. Изучение нового материала |
Загадка.
Рассказ учителя (сопровождается демонстрацией слайдов).
Работа с физической картой.
Индивидуальные сообщения учащихся (по ходу рассказа учителя).
Работа со словарем.
|
Предлагает послушать загадку: Доброе, хорошее, на всех глядит, А людям на себя глядеть не велит. – Это Солнце. Вот и наше «солнце»
будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце?
– Мы на полуострове Камчатка (показывает слайд). «Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка. – Что вы можете рассказать о поверхности полуострова? Обратите внимание на вулкан Ключевская сопка. Какую он имеет высоту? (Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.) – Продолжаем путешествие, и наше «солнце» останавливается над Среднесибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? Более точное толкование можно найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря». Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья. – А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. «Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны. – Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? |
|
Сообщение ученика.
Сообщение ученика.
Демонстрация опыта.
|
Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских (Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.) – Продолжаем наше путешествие. «Солнце» закрепляет над Западносибирской равниной. – Что вам рассказывает об этой равнине карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».) – Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие, и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»). |
|
Сообщение ученика.
|
– Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает? Демонстрирует слайды «Уральские горы». (Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.) «Солнце» закрепляет над Восточно-Европейской равниной. – Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились
на Восточно-Европейской равнине. Это – равнина, потому что на карте она
изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого
цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен. – а сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта? |
|
Сообщение ученика |
(На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.) – Сравним Народную, Белуху и Эльбрус. Демонстрирует слайды «Кавказские горы». – «солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу |
III. Практическая деятельность |
Проверка
Задания |
используется мультимедийный
учебник Кирилла 1. Расставить значения высот в соответствии с цветом. 2. Выделить области карты, на которых расположены равнины. 3. Выбрать, какая равнина расположена ниже другой относительно уровня моря. 4. Перенести на карту названия горных систем. 5. Выделить на карте горную систему, которую в старину называли Каменным поясом. 6. Закончить предложения, соединив приведенные фразы. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнце говорит вам. (Спасибо.)
|
V. Домашнее задание |
Комментарий учителя |
Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.