Открытый урок окружающего мира в 4В классе
Учитель: Чирятьева Татьяна Григорьевна
Тема: Путешествие по России (обобщение)
Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний
Цель: закрепить знания по теме «Природные районы России» используя в работе знания по финансовой грамотности.
Задачи :
- дать представление учащимся о том, насколько велика наша страна;
- познакомить учащихся с историей знаменитых городов России, их достопримечательностями;
- отработка умения находить и показывать на карте географические объекты России;
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению родной страны; бережное отношение к окружающему миру и Родине; доброжелательное отношение при работе в коллективе.
- образовательные: повторить природные районы России, народы, населяющие их; познакомиться с историей знаменитых городов России, их достопримечательностями.
- развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, умение работать в команде;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний .
Функциональная грамотность: финансовая и читательская
Наглядность: игрушка самолет, фото билета на самолет, карта – пазл, конверты с карточками: диаграммы со стоимостью и услугами гостиниц, стоимостью билетов на самолеты, описанием и стоимостью питания, тексты с информацией о городах и природных районах России, текст с пропущенными словами, заполненные таблицы с краткой характеристикой природного района.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
1) Организационный этап. |
Приветствие гостей |
Дети распределены по группам. |
Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; |
||||||||||||||||||||||||
2) Мотивация и актуализация знаний. |
- Сегодня на урок я принесла волшебную коробочку. Давайте посмотрим, что же в ней лежит. (Достаю часть карты России, билет на самолет и самолетик) - Каким словом можно объединить эти слова? Объясните. - Определите, чему будет посвящен наш урок. - В коробочке лежит не целая карта, а ее части. Давайте соберем всю карту и узнаем, куда же мы отправимся. - Какую карту мы собрали? - Определите тему урока. (Слайд 1) - Посмотрите внимательно на части пазла. На какие группы разбилась карта? - Какие цели поставим на урок?
|
Путешествие Путешествию на самолете Дети на доске собирают пазл –карту. России Путешествие по России
Природные районы
Повторить природные районы России. |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний - устанавливать закономерности. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
||||||||||||||||||||||||
3) Обобщение и систематизация знаний
|
- Ребята, предлагаю вам не просто повторить темы по окружающему миру, а поиграть финансовую игру, представить себя в роли менеджера по туризму. - Кто может кратко объяснить, что это за профессия? (Слайд 2)
- Что подразумевает слово «организовать»?
Итак, представляем. Мы туристическая фирма «Созвездие дружбы» (Слайд 3), нам поступил заказ на разработку туристического маршрута по всем природным районам России (Слайд 4),. На синих листах прочитайте письмо от заказчика с пожеланиями по составлению маршрута. «Не за горами осенние каникулы. Как было бы прекрасно отправиться в путешествие по всем природным районам России. Финансы у меня небольшие, хотелось бы потратить не более 90 тыс руб. Еду я один, хочу посетить 5 городов, в каждом нужна гостиница с кондиционером, трехразовое питание и 2 экскурсии. Время у меня ограничено, поэтому путешествую только на самолете. Жду хороших результатов!» - Ну, что, справимся с заданием? - Какие данные нам понадобятся для составления маршрута? - Занесем необходимую информацию из письма в таблицу. На доске составляется план (по ходу вопросов):
- Теперь нужно определиться с городами. - Из какого города начнем наше путешествие? - Что нужно учесть при составлении маршрута?
В письме есть еще 2 часть: «Первый город расположен на Тихом океане, на берегах бухты Золотой Рог? (Владивосток) - Какой это природный район? (Дальний Восток) Второй – является родиной Павла Петровича Бажова (Екатеринбург). - Определите природный район. (Урал) Третий – расположен на высоком берегу Иртыша и долгое время являлся столицей всей Сибири (Тобольск) - Какой район? (Сибирь) Четвертый – стоит там, где Ока впадает в Волгу, а на его крутом берегу высится мощный кремль (Н.Новгород) - Определите природный район (Европейская часть России) Пятый – курортный город расположен на берегу Черного моря, в 2014 году в нем проходила зимняя олимпиада (Сочи)» - Определите природный район (Юг России) Итак, перед нами стоит задача: составить туристический маршрут по городам природных районов России на 9 дней на 1 человека с питанием, проживанием и проездом к месту назначения. Общая стоимость маршрута не должна превышать 90,000 руб. Для выполнения этой задачи менеджеры разделены на 5 групп. |
Специалист, организующий путешествия, называется менеджером по туризму. Главная задача менеджера – помочь с выбором тура (определить желаемую для отдыха страну и продумать маршрут). Также в обязанности менеджера по туризму входит помощь с оформлением всей документации, оформление билетов, бронирование номеров и так далее. Определить количество человек для путешествия, дней, общую сумму затраты, а также выбрать города, транспорт для путешествия, предусмотреть места питания и проживания, достопримечательности города
Один учащийся читает вслух
Коллективное заполнение таблицы на доске.
Тюмень
Стоимость билета из пункта назначения до первого города и обратно.
Дети, которые отгадали город, определяют природный район, берут на доске часть карты с этим районом, при дальнейшей работе указывают на ней расположение города. |
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Личностные: идентифицировать принадлежность к своей стране, выражать положительное отношение к процессу познания Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация) перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знания); преобразовывать информацию их одной формы в другую (представлять в виде схемы)
Вытягивают карту района, определяют название, крупный город (отмечаем красной точкой), приклеивают на доску. Далее группа работает с тем районом, который вытянула.
Давайте вспомним изученные природные районы. - Сколько районов получилось? (5)
|
||||||||||||||||||||||||
4) Обобщение и систематизация знаний, практическая работа в группах 3-4 человека |
- У каждой группы на столе лежат конверты – помощники (приложение1). В них вы найдете все необходимое для работы: (Слайд 5) диаграммы с услугами гостиниц, таблицы со стоимостью билетов на самолет, достопримечательности и примерную стоимость питания на сутки, а так же заполненные вами таблицы с прошлых уроков изучения природных районов и полезную информацию о вашем пункте назначения. Выбрав нужную информацию, вы заполняете чек-лист на формате А3 .
А на основании чек-листа – рекламу вашему пункту назначения.
(После этого, для хорошей презентации вашего города, заполните текст выступления недостающими словами).
Приглашаем вас посетить ……….. Этот природный район расположен …………………………... На этой территории проживают …………………….. и другие народы. Основным занятием населения является ………………………. Наш туристический маршрут проходит через город ………………... В ……………. году на (около)……………… был основан ………………………... ………………… — удивительный для туриста город. Он притягивает к себе ……………….., завлекает ……… Добраться до …………………. можно на …………………. за …………………….. руб., дорога займет ………………… день. Размещение в гостинице без питания за ……….руб, недалеко от гостиницы есть кафе, где за …………………руб можно пообедать. Также в тур включена обзорная экскурсия по городу за ……………………… руб. Итого, стоимость тура с проездом составляет … |
Работа в группах |
Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация) перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знания); преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять в виде схемы)
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения, аргументировать; договариваться в группе.
Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - организовать выполнение заданий учителя; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом, прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Личностные: идентифицировать принадлежность к своей стране, выражать положительное отношение к процессу познания
|
||||||||||||||||||||||||
5) Применение знаний и умений в новой ситуации |
Презентация
|
Презентация проекта каждой группой (по 1,5 минуты на группу)
|
Познавательные УУД: - использовать информацию из разных источников; Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
||||||||||||||||||||||||
6) Подведение итогов |
Подведение итога, подсчет общей суммы на поездку. - Как вы думаете, останется ли доволен нашим маршрутом заказчик? Объясните. - Все ли условия мы выполнили? - Справились ли с работой? Достигли цели урока? |
Помещают на карту свой природный район при выступлении
|
Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. |
Современный Дальний Восток — это не только удивительная природа, но и красивые большие города. На Тихом океане находится город-порт Владивосток. Его называют морскими воротами России. Владивосток – центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. На карте нашей страны он появился в 1860 году. Об этом событии напоминает колонна при въезде в город. На ней установлена модель парусника «Маньчжур» — русского корабля, который бросил якорь в бухте Золотой Рог в 1860 году. Жизнь Владивостока тесно связана с морем. Издавна из порта города на промыслы выходят рыболовецкие суда. Одной из достопримечательностей является крепость. Она обеспечивала безопасность города. |
Расположение |
Народы |
Обычаи и занятия населения |
Города |
Достопримечательности |
Вдоль побережья Тихого океана |
Чукчи, коряки, удэгейцы и др. |
Оленеводство, рыболовство. |
Владивосток |
Бухта Золотой Рог |
|
|
|
Экскурсии |
стоимость |
|
|
1200 руб |
|
Самостоятельная по центру города |
бесплатно |
|
|
1000 руб |
|
Приморская государственная картинная галерея |
150 руб |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.