Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа − Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Кафедра начального общего образования
Урок окружающего мира
Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение».
Класс: 4г
Дата проведения урока: 10.10.2017.
Выполнила:
студентка 414Н2 группы
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Руководитель от организации:
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа №24».
____________________________
ФИО подпись
Руководитель от коллежа:
___________________________
ФИО подпись
Технологическая карта урока
Тема |
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. |
||||
Цели
|
углубить знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека; - объяснить значение органа зрения для жизнедеятельности человека; - формировать правила личной гигиены для сохранения здоровья органа чувств «зрения»
|
||||
Планируемый результат
|
|||||
Личностные умения способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Метапредметные умения Познавательные умения: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные умения: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные умения: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
|
Предметные: Предметные: Знания: строение глаза Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: - развитие интереса к познанию «самого себя» |
|||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|||||
I этап. Организационный момент (самоопределение к деятельности), |
|||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к уроку.
|
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира. Проверяем нашу готовность к уроку (учебник, пенал). Ребята, я вам желаю солнечного яркого настроения, положительных эмоций и терпения. Пожелайте и вы своему соседу хорошего настроения. Я надеюсь, вы сегодня будете моими помощниками на уроке. Договорились?
|
Ребята готовятся, и всем желают хорошего настроения. |
|||
II этап. Постановка темы и цели урока.
|
|||||
Цели деятельности
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Цели: Подвести к теме урока с помощью загадки, поставить цели на урок. |
Я предлагаю вам отгадать загадку: -Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза) 1 слайд. -Верно. Конечно у каждого человека, животного, птиц есть глаза, и это очень важный орган чувств, для каждого из нас. 2 слайд. -Ребята, а кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Орган зрения) 3 слайд. - Правильно. Сегодня мы посвятим наш урок зрению. Для чего мы эту тему изучаем? -А какие цели вы поставите для себя? Чтобы вы хотели узнать о зрении нового? -Открываем учебник на стр.34. И все вместе прочитаем заголовок. |
Ребята называют тему и цели урока вместе с учителем, отгадывают загадку, и читают заголовок в учебнике. |
|||
IIIэтап. Ознакомление с целями, содержанием, структурой раз- дела (темы) в учебнике. |
|||||
Цели: Ознакомить учащихся с разделам и темой урока |
-Как человек воспринимает окружающий мир? Что необходимо иметь человеку, чтобы почувствовать весь мир? -Верно. Сегодня мы с вами начнем изучать небольшой раздел, в котором вы узнаете много интересного и познавательного. -А тема нашего урока «Зрение». |
Дети отвечают на вопросы как человек воспринимает окр. мир: с помощью зрения, слуха, вкуса; |
|||
IV этап. Актуализация имеющихся знаний.
|
|||||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Провести беседу по высказыванию С. Маршака. |
Ребята, на стр. 34 очень интересное высказывание Самуила Яковлевича Маршака: Цените слух, цените зренье, Любите зелень, синеву- Все, что дано нам во владенье Двумя словами: я живу. - Почему поэт связывает слова « я живу» с органами чувств человека? (ответы детей) -Вы правильно говорите. Если бы у нас не было глаз, то мы бы не смогли любоваться красотой нашей природы, мы бы не смогли видеть родных; если бы у нас не было слуха, мы бы не смогли слышать чириканье птиц, голоса других людей, было бы трудно приспособиться к такой жизни. Но к счастью у нас это все имеется, и мы слышим, видим, чувствуем, пробуем.4 слайд. -Ребята, а что вы знаете о зрение? Как устроен наш глаз? Как «работает» глаз? -Эти все вопросы мы сегодня постараемся разобрать. |
Работают по высказыванию С. Маршака |
|||
V этап. Формирование новых представлений и понятий. |
||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Работа в командах, у каждой команды свое задание. |
-Итак, ребята, сегодня вы будете у меня исследователями, а для этого нам понадобится 4 команды:. У каждой команды будет свое задание. Когда команда будет представлять задание, другие команды готовят вопросы, слушают внимательно, в конце урока будет блиц-опрос и самый активный получит приз (медаль самый умный) Первая команда будет готовить информацию, о том, как же устроен наш глаз: я вам приготовила небольшой материал на печатной основе, выделите самое главное и подпишите к картинке глаза название его составных частей, образец будет представлен вам на доске. (Человека окружает удивительный мир. О происходящем в
окружающей среде мы получаем через органы чувств –зрения, слуха, осязания,
вкуса, обоняния и др. - Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах. Поворачивают глаза в разные стороны глазные мышцы. Веки защищают глаза от ветра и пыли, от яркого света. Моргание век защищает глаза от высыхания. Брови преграждают путь капелькам дождя и пота. Слезы вымывают соринки и микробов. - Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей. Цвет глазам придает радужная оболочка. В ее центре находится отверстие – зрачок. Через него свет попадает на выпуклый хрусталик. Мышцы радужной оболочки, изменяя размер зрачка, регулирует поступление света на сетчатку. Здесь располагаются чувствительные нервные волокна, которые отвечают за черно – белое и цветное зрение.) слайд 5,6,7. Вторая команда готовит информацию о том, как же «работает» наш с вами глаз, какие отличия днем и ночью, стр. 35. А также вы готовите информацию, которая представлена в учебнике на стр. 36. Когда Вы смотрите на предмет, происходит следующее:
Третья команда готовит информацию, о том, какие заболевания существуют у глаз. Вы можете воспользоваться информацией, которую я вам предоставлю. 1. Дефекты рефракции (преломления). Лучи света, проходя через роговицу и хрусталик, преломляются так, что не фокусируются на сетчатке: отсюда развиваются дальнозоркость, близорукость, астигматизм. Дальнозоркость. Расстояние от наружной поверхности глаза до задней его стенки настолько мало, что световые лучи фокусируются за сетчаткой. Поэтому правильная фокусировка света от близко расположенных предметов невозможна без подправляющих (корректирующих) линз (рис. 3). Рис. 3 Близорукость. Расстояние от наружной поверхности глаза до задней его стенки слишком велико, поэтому свет фокусируется перед сетчаткой, делая невозможным отчетливое видение далеких предметов без корректирующих линз (рис. 4). Рис. 4 Астигматизм. Причиной его становятся неровности на поверхности роговицы, из-за чего свет проходит под разными углами и фокусируется в разных точках. Отчетливое видение и близких, и далеких предметов невозможно без корректирующих линз. 2. Бельмо – стойкое помутнение роговицы. Причиной появления могут быть травмы глаза и различные воспалительные заболевания. 3. Глаукома – это повышенное давление внутри глаза. Болезнь связана с нарушением оттока внутриглазной жидкости или осложнением ряда заболеваний. Сужается поле зрения, появляется туннельное видение. 4. Конъюнктивит – воспаление оболочки глаза, возникающее вследствие инфекции, повреждения, аллергии. 5. Ячмень –
острое гнойное воспаление волосяного мешочка у корня ресниц. Появляется у
людей со слабым иммунитетом. Четвертая команда готовит информацию о том, почему нужно беречь наши глазки, основные правила ухаживании за глазами. А также проводят одну любую интересную разминку, с глазами. Вы можете воспользоваться учебником стр.36-37. Правила бережного отношения к зрению 1. Умываться по утрам. Если соринка попала в глаз… 1. Не трите глаз. -Приступаем к выполнению работы, примерно на 15 минут. Если возникнут трудности, подымите руку я подойду. Как только вы заканчиваете выполнение заданий, вы предоставляете изученный материал возле доски. -Итак, время пошло. |
Работают с заданиями по командам, отвечают на вопросы, выходят к доске и рассказывают |
V этап. Первичное закрепление изученного материала |
||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Закрепить полученные знания на уроке. |
-Ребята, время вышло. Вы можете представлять изученный материал у доски. Выход команд к доске. -Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. -А теперь я проверю, как же вы усвоили материал: 1) Сколько % информации мы получаем через глаза?-ответ более 90% 2) Глаза расположены?-в глазницах 3)Из чего состоит орган зрения? –из глазного яблока и вспомогательного аппарата. 4) Что входит во вспомогательный аппарат? - брови, веки, ресницы, слезная железа, слезные канальцы, мышцы, нервы и кровеносные сосуды. 3) Какая функция бровей, век и ресниц?- препятствие попадание пыли и пота 4) С помощью чего мы видим?-сетчатка 5) Какие правила вы знаете, чтобы сберечь наши глаза? (ответы детей) 6)Назовите основные заболевания органа зрения? -дальнозоркость, близорукость, ячмень, глаукома. Блиц- опрос, в конце презентации 7)На листочках выполните задание, подпишите названия частей глаза -Ребята, а что для вас вредно нашим с вами глазкам? И что полезно? Слайд 13 -Обратите внимание на слайд, что вы там видите? Как вы можете объяснить смысл данной картинки? Слайд 14 -Вы совершенно правы. Если останется время: Это интересно
|
Отвечают на вопросы, устно. На картинке представлен в центре глаз, а возле него предметы. Мы думаем, что яблоко сравнивают с глазным яблоком, фотоаппарат, с тем что мы видим так же, как он фотографирует, лупа, - что мы можем видеть и вдаль и вблизи, радуга, потому что мы можем видеть различные цвета. |
V этап. Итог урока. Рефлексия |
||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Научить школьников: • соотносить • оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности.
|
Наш урок с вами подходит к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали? -Как устроен наш глаз, и как он работает? (ответы детей) - А что нужно делать, чтобы сберечь глаза? (ответы детей) -Вы сегодня очень хорошо помогали, спасибо вам за такой удивительный урок. Сегодня я поставлю оценки за урок….. Д/з-приготовить интересный материал (интересные факты и презентация 3 слайда) на тему «Мир глазами животных», «Мир глазами насекомых», «Мир глазами рыб», приготовить небольшой кроссворд на тему «Орган рения» на выбор. До свидания ребята. |
Ребята отвечают на вопросы учителя: узнали, как устроен глаз, как мы видим с помощью окружающий мир, узнали, как нужно беречь глаза, и познакомились с др. животными и их глазами. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.