Урок окружающего мира в 3 классе
Оценка 4.8

Урок окружающего мира в 3 классе

Оценка 4.8
docx
13.05.2020
Урок окружающего мира в 3 классе
Урок окружающего мира в 3 классе.docx

Урок окружающего мира в 3 классе

Учитель: Попова Г.И.

Наименование УМК: «Школа России».

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3.

Тема урока: «Что такое деньги».

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок входит в раздел «Чему учит экономика». Этот урок позволяет расширить представление учащихся о происхождении денег

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: способствовать развитию умений учащихся определять роль денег в повседневной жизни

и объяснять причины их изменения в разные исторические периоды.

Задачи урока:

Воспроизводить понятие промышленности и указывать ее отрасли;

Устанавливать взаимосвязи между отраслями промышленности;

Формулировать понятие деньги;

Кратко излагать историю происхождения и изменения денег;

Указывать и распознавать части монет;

Демонстрировать полученные знания о деньгах, бартере, купле-продаже.

Планируемые результаты:

 

Регулятивные: - понимает учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно оценивает правильность выполнения необходимых действий.

 

                  Познавательные: - разбивает товар на группы;

- устанавливает взаимосвязи между различными отраслями промышленности.

 

                  Коммуникативные: - формулирует собственное мнение в устной речи;

строит монологическое высказывание при выступлении;

- оценивать достижения на уроке; осуществляет взаимный контроль.

 

Предметные: - различает отрасли промышленности; обнаруживает связь между ними;

- формулирует понятие слова деньги на основе сравнения разных источников;

- распознает определение денег;

- различает понятие и значение слов: бартер, купля-продажа;

- указывает и соотносит части монеты.

Основные понятия: деньги, бартер, купля-продажа, денежная единица России – рубль (монета).

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работах в парах и группах, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация на тему: «Что такое деньги».

Раздаточный материал: карточки с заданиями для определения отраслей промышленности, советские и российские денежные купюры и монеты,

 

Ход урокаI

 

Организация класса

Настроение у нас отличное,

А улыбка- дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора.

- А какой сейчас урок?

( окружающий мир)

 

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Проверка домашнего задания.

- Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

(Ответы детей.)

-Что такое промышленность?  ( Промышленность – это разные отрасли, которые производят большое количество товаров необходимых для людей.)

- Какие товары производят отрасли промышленности, определим по заданию.

Задание 1

Работать будем в группах.

Откройте конверт №1

 Достаньте листики с названиями различных товаров,

-Теперь объедините свою продукцию (товары) в группы.

- Что теперь вы можете сказать о товарах своей группы?

- Назовите эти отрасли….

(отрасли промышленности).

- А как выдумаете, есть связь между отраслями промышленности? Докажите, что существует эта связь.         

- Отвечает каждый участник группы, чем больше будет указано связей, тем лучше ваша оценка.

 ( учащиеся в группах доказывают взаимосвязь между отраслями, за тем по одному от группы выступают у доски составляя цепочку связи отраслей на интерактивной доске)

 

- Что происходит со всеми товарами, которые производят разные отрасли?

Каждый товар должен попасть к тому, кто в нем нуждается. Для этого происходит обмен товарами.

 - Допустим 1 группе нужен товар 2 группы, а 2 первой, 3 меняется с 4 Такой обмен называется БАРТЕР.

( Табличка на доске)

 Несколько тысяч лет назад люди  просто обменивались друг с другом различными предметами.

Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры,

 

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

 

- А если в наших группах поведем обмен: 1 группе  не нужен товар  2, а нужен товар 3 ,тогда 2 меняется с 3, а затем с1 Это неудобно Бартер — сложный и не очень удобный прямой обмен одних товаров на другие

 

Самоопределение к деятельности

- Как мы можем приобрести нужный товар в современное время?

 Отгадайте загадки

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, у других нас нет.(деньги)

Работа по изучению нового материала

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет

- Что для этого необходимо?( Монеты)

 Работа по теме урока

- Значить сегодня речь пойдет о чем?

О деньгах.

 

«Что такое деньги?» Это тема нашего урока (открывается

листок с темой урока на доске)

 

Чему научимся на уроке?,

         Выяснить  что такое деньги?

         Выявить причины изменения денег в разные исторические периоды.

         Познакомить с новыми словами, которые имеют связь с деньгами.

         Узнать, как называются части монет.

         Будем учиться различать денежные единицы некоторых стран.

 

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова и  сравните его с записью в учебнике стр. 69. ( делают вывод: Что такое деньги?..)..

 

Гораздо удобнее другой способ обмена – купля – продажа.   (на доске открывается  это слово)

- Можно было бы вам в группах не делать двойной обмен, а сразу за деньги приобрести товар.

Как только у вас появились деньги, как вас можно было бы назвать?  (покупатель)

А тот, у кого товар?( продавец)

- Что будет делать покупатель?  А продавец?

  -На какое именно количество денег указывает цена      (на доске открывается это слово)

- Кто знает, что такое цена?

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» С места могли только несколько человек.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.

Металлическими деньгами были серебряные слитки. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – драхма). Они так и назывались – драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.

Русские деньги

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги. На Руси они получили название куны (как и шкурки куницы) и стали ходить как русские деньги. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Считается, что, когда появились монеты, из них стали делать ожерелья, которые женщины носили на шее – на «гриве», отсюда название «гривна».

В XIII в. Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Как ни тяжело было жить под властью захватчика, но жизнь продолжалась. Именно в это время в Новгороде появился рубль, который еще называли рублевой гривной. Такое название объясняется тем, что сначала отливали длинный слиток серебра, потом его рубили на части – гривны,

После изготовление рубля упростили. Из расплавленного серебра не делали один длинный слиток, а разливали его в формочки. это оказалось гораздо удобнее и точнее, чем рубить серебряный слиток. Название «рубль» осталось. И вскоре новгородский рубль распространился по всем русским княжествам. В 1380 г. монголов прогнали с Русской земли, но еще почти 100 лет избавлялась Русь от монгольского ига. Даже название русских денег было взято от названия монгольской монеты «денга» (в переводе «звенящий»). в нашем языке слово «денга» постепенно превратилось в слово «деньги».

С 1534 г. в Руси введены монеты одного типа с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги

Как известно бумажные деньги сделали прогресс в нашем мире, облегчение торговли. Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову,

Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затем деньги разошлись по всему миру.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека.

Работа по учебнику

Прочитай те по учебнику с.69 что такое деньги

Деньги – это особый товар, который можно обменять на товары и услуги .

Где же взять деньги?

 Прочитайте по учебнику с.68  2 абзац)

( На доске появляются  слова зарплата и сбережения)

. Практическая работа.

Задание 2

Учебник стр. 68.    Рабочая тетрадь стр. 45 №3

Работа проводится в группах.

На столе в конвертах российские  монеты достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей 10 рублей.)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните.

– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». На ней указан номинал монеты, т. е цифра 1 рубль… Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка».

В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из двух переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)

– Опишите монету достоинством 1 рубль.

– Рассмотрите советские  монеты и банкноты.. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.

– Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? (В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик. )

– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков).

– Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты)

Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

Закрепление полученных знаний

. Графический диктант

– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».

  • Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
  • Плата за работу – заработная плата.
  • Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения.
  • Оборотная сторона монеты – гурт.
  • Надпись на монете называется легендой.

(После выполнения задания проводится самопроверка. Проверка: –, +, +, –, + )

 Рефлексия  учебной  деятельности на уроке.

Оценивают свою работу на уроке  по ступенькам ( каждая ступенька – отметка)

  Итог урока.

–Выполнили вы цель урока?

– Что такое деньги?

– Что нового вы узнали о деньгах?

– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

 Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы раздела «Про верь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 43).


 

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Нам урок начинать пора. - А какой сейчас урок? ( окружающий мир)

Нам урок начинать пора. - А какой сейчас урок? ( окружающий мир)

Из кармана в карман скачет -

Из кармана в карман скачет -

Металлическими деньгами были серебряные слитки

Металлическими деньгами были серебряные слитки

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека

Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков)

Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков)
Скачать файл