Урок Окружающий мир
3 класс
УМК «Школа России»
Тема «Кто что ест»
Подготовила Серебренникова М.Д.
Тема: «Кто что ест»
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникативных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Цепи питания».
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи и сети питания животных.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки со словами (животные, растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, цепи питания), рисунки животных, презентация
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Назовите группы животных.
«Соотнеси» нужно соотнести группы
животных и названия животных.
(Один ученик называет
животного, другой - к какой группе он относится)
Послушайте рассказ «Бегал ёжик по дорожке» автор Н. Сладкое (приложение 1)
Вопросы:
- Кем обедал ёж?
Какую ещё пищу ест ёж?
- Почему ёж испугался филина?
- Кем питается филин?
-Будет ли он, есть траву, овощи, семена растений?
Тема нашего урока «Кто что ест»___________________________
(на доске картинки с изображениями животных : лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка)
Рассмотрите рисунки животных и сгруппируйте их. (Варианты предлагают дети.) Если не предложены группы по способу питания - предложить
1 группа- лошадь, заяц
2 группа - тигр, лиса
3 группа — скворец, лягушка
Как называют животных, которые питаются растительной
пищей?
(табличка «растительноядные»)
Как называют животных, которые питаются насекомыми?
(табличка «насекомоядные»)
Как называют животных, которые питаются другими
животными!
(табличка «хищные»)
В какую группу мы определим медведя! (Он может съесть
муравьев, ягоду, мёд, раков, рыбу. Птиц, птичьи яйца. А маленькие
медвежата едят молодую травку, луковицы растений.)
Как мы назовём медведя, если он питается всем?
(табличка «всеядные»)
Вывод: животные по способу питания делятся на такие группы: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.
(на доске - схема)
Беседа «Цепи питания»
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Работа по учебнику стр. 96
Рассмотрите схемы.
С чего начинаются цепи питания? (с растений)
Как вы думаете, почему первое звено в цепи питания — растения?
Растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества из углекислого газа и воды.
Второе звено, какие животные образуют?
(растительноядные) Почему?
Какие животные в третьем звене?
(насекомоядные или хищные)
Составим цепи питания. Работа по группам (Работа у доски -1 группа; 2 группа на партах)
Проверка.
Вспомните рассказ о ёжике и филине. Почему ежу удалось спастись?
У меня возникли вопросы:
1 Кто знает, как животные приспособились защищаться от врагов?
2. Как приспособились хищники к добыванию пищи?
3 Нужны ли хищники в природе?
Где можно об этом узнать! (В учебнике, в энциклопедии, в научно- популярных рассказах)
Самостоятельная
работа по учебнику, с энциклопедиями.
Ответы на вопросы.
Выходной контроль.
Задание 51 на стр. 26 в рабочей тетради
Проверка.
Какой вывод мы сделаем в конце нашего урока?
Приложение 1
«Бегал ёжик по дорожке»
Н. Сладков
Бежал ёжик по дорожке. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры - шутя в лесу проживу». Повстречался с улиткой и говорит: «Ну-ка давай, улитка. Наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест».
Глупая улитка говорит: «Давай!»
Пустились улитка и ёж. Улиткина скорость известна - семь шагов в неделю. А ёжик ножками туп-туп, догнал улитку, хруп - и съел.
Дальше побежал - только пятки засверкали. Повстречал лягушку-квакушку и говорит: «Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест»
Пустились лягушка и ёж. Прыг-прыг лягушка, туп-туп ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.
Съел лягушку и дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит, филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щёлкает. «Ничего, - думает ёж, у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, лягушку съел - сейчас и до филина доберусь».
Почесал ёж сытенькое брюшко и говорит этак небрежно: «Давай филин, наперегонки. А коли догоню - съем!». Филин глазищи прищурил и отвечает: «Бу-бу-будь по - твоему!»
Пустились филин и ёж.
Не успел ёж и пяткой мелькнуть, как налетел на него филин, забил крыльями, закричал дурным голосом: «Крылья мои- быстрее твоих ног, ногти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не лягушка с улиткой - сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!»
Испугался ёж. Но не растерялся: съёжился да под корни и закатился. До утра там и просидел.
Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.