МОУ «СОШ№9»
Конспект урока по окружающему миру
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Животный мир твоего края»
Провела – Хачатурян И.С.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Благодарный, 2019 г.
Цели:
Предметные: познакомить с животным миром Ставропольского края по природным зонам, с их внешним видом, с местом обитания, питанием, с отраслями животноводства, а также с животными, занесёнными в Красную книгу;
на основании изученного материала составить цепочки питания;
повторить города, реки, озёра, горы, полезные ископаемые, природные зоны края.
совершенствование умения читать карты и фиксировать данные на контурной карте.
Формирование УУД:
личностные (знать основные моральные нормы поведения на уроке);
регулятивные ( самостоятельно формулировать цели урока ,принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; работать по плану, оценивать результаты своих действий при составлении цепочки питания животных, и при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя);
познавательные ( в соответствиии с заданным вопросом строить речевое высказывание в устной форме; выбирать нужную информацию из текста о животном;)
коммуникативные ( умение формулировать собственное мнение и позицию при решении задач, выделении нужной информации из текста, а также умение слушать других в группе).
Воспитательные:
формирование понимания необходимости бережного отношения к природным богатствам родной страны.
Оборудование и наглядные пособия: учебники; тетради; карта Ставропольского края. контурные карты, компьютер; интерактивная доска, презентация «Животный мир твоего края»; цифры(1, 2,3) каждому ученику для рефлексии, магниты, карточки с названиями животных, занесённых в Красную книгу, каточки с заданиями каждой группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Начался урок. Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу и начнём урок с доброжелательной нотки.
- Какой предмет сейчас?
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа
Учитель: Сегодняшний урок я предлагаю начать со стихотворения Геннадия Фатеева. ( 1 слайд) звучит музыка и показ картин на презентации «Сенгеевское озеро», «Ставропольский лес»
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
- О чём будем говорить на уроке?( Дети отвечают на вопрос) Ставропольский художник – Гречишкин изобразил прекрасные места нашего края на своих полотнах.
- Мы изучаем раздел : « Родной край – часть великой России». Покажите на физической карте месторасположение нашего края. ( 2 слайд )
- Где находится наш край относительно Москвы?
- Я проведу небольшую викторину. В конце викторины скажу, чья команда активная.
- Продолжите мои предложения:
1. Столица края - ………. Покажите её.( По контурной карте показывают, 3 слайд)
2. Ставропольский край граничит с ….. ( По контурной карте показывают, 3 слайд)
3. Города края –
4. Ваша малая родина - Покажите ее месторасположение.
5. Реки края –
6. Озёра края –
7. Полезные ископаемые –
8. Край знаменит ……
9. Природные зоны края –
Молодцы!
III. Постановка темы урока.
- А когда мы изучали природные зоны страны, что нового узнавали о ней?
- У вас на столе табличка. Каждой команде дала имя: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, насекомые. Одним словом кто это? Итак , какая тема урока? (4 слайд )
- Что вы узнаете на данном уроке?
Цель на уроке: (5 слайд )
познакомить с животным миром Ставропольского края по природным зонам, с их внешним видом, местом обитания, питанием, а также с животными, занесёнными в Красную книгу;
на основании изученного материала составить цепочки питания;
IV . Работа над темой урока.
- В какой природной зоне находится Благодарненский район?
- Какие животные в степи живут?
Просмотрим фильм о животных по частям, постарайтесь запомнить животных каждой природной зоны края и повторить (видеофильм).
5.51-7.22 жив полупуст
7.23-8.23 жив степи
8.24- 9.48 жив леса
9.49-10.33 жив среднегор
10.34-12.09 жив водно - блот
Задание 1
(Учитель после каждой зоны просит воспроизвести названия животных)
Задание 2
- Ребята, у каждой группы на столе список животных, занесённых в Красную книгу. Вы должны выбрать те названия животных, которые соответствуют табличке названия вашей группы. Выполняем вместе и дружно.(Дети исполняют задание.)
- Прочитайте хором, как называется группа животных и их названия. Повесьте на доску названия животных.
перевязка
малый суслик
розовый скворец
скарабей священный
степной хорь
тритон ланца
ящеричная змея
розовый пеликан
жук- олень
малый суслик
восточная степная гадюка
дрофа
шмель степной
кавказская жаба
Физминутка (Попрыгаем как зайчики, помашем крыльями как степные орлы, проворно ползём, как степные змеи)
Задание 3
- Ознакомьтесь с текстом о ваших животных, и найдите нужную информацию, чтоб ответить на вопросы.
1. Где обитает в Ставропольском крае? Почему исчезают?
2. Чем питается?
Сообщения детей о розовом пеликане. (6 слайд )
(7слайд )
Решите задачу.
Розовый скворец за день съедает 200 граммов саранчи. Сколько кг он съест за 5 дней?
(8 слайд )
Учитель . На территории Благодарненского района в селе Сотниковском есть заказник. Есть птицы, которых занесли в Красную книгу.
Степной орёл ( сообщение учителя)
Вес птиц 3—5 кг.
Окраска взрослых птиц (четырёхлетних и старше) тёмно-бурая, часто с рыжеватым пятном на затылке. Места зимовки — центральные и южные части Африки, Индия, Аравийский полуостров. Гнезда устраивает на земле, небольших кустах и скалах, стогах, реже на деревьях и опорах линии электропередач. На территории России находится на грани исчезновения.
Кормится грызунами средней величины, главным образом сусликами, также зайцами, мелкими грызунами, иногда птенцами, охотно ест падаль, иногда и пресмыкающихся.
Продолжительность жизни степных орлов достаточно велика. В неволе они доживают до 40 и даже 50 лет, в природе, естественно, меньше.
Решите задачу.
Длина крыла степного орла – 50 см, а в размахе -200 см. Во сколько раз больше длина крыла в размахе?
Стрепет
Стрепет величиной с курицу. Масса — 500—900 г. Верх тела песочного цвета с тёмным рисунком, низ белый. Стрепет зимует в Северной Африке, живёт в открытых пространствах, в основном в степях и полях. Живёт только в тех степях, где остались хотя бы небольшие участки целины. Из-за сплошной распашки степей когда-то многочисленные стрепеты стали редкостью.
Питаются растительной пищей (семена, побеги, корни) и насекомыми.
Самка откладывает от 3 до 5 яиц. Она плотно сидит на кладке и близко подпускает человека, в результате чего очень часто гибнет под колёсами сельскохозяйственной техники.
Продолжительность жизни стрепета составляет от 15 до 20 лет.
Рассказ детей о перевязке. (9 слайд )
Решите задачу. (10 слайд )
Скорость корсака при беге 40 км/ч . За сколько часов он пробежит 120 км?
Рассказ детей о степной гадюке(11слайд ), тритоне ланца(12 слайд ), павлиноглазке грушевой. (13 слайд )
Задание 4
- Что необходимо сделать, чтоб сохранить животных? Составьте устно правила.
Задание 5 .
-Составьте 1 цепочку питания, используя весь изученный материал на уроке. Минута на размышление, посовещайтесь в группе.
Задание 6 .
- По учебнику в последнем абзаце прочитайте виды отраслей животноводства. Стр 139
- Какие отрасли животноводства у нас в регионе развиты?
(14 слайд ) Птицеводство, овцеводство, свиноводство, рыбоводство, пчеловодство, коневодство развиты у нас.
- Как называются такие слова в русском языке? Какая орфограмма в данных словах?
(15 слайд )
Терский конный завод — известное во всем мире племенное хозяйство, расположенное неподалеку от Минеральных вод, у подножия горы Змейка. Более 125 лет здесь выращивают арабских лошадей, которых используют в мировом коневодстве и при селекции новых пород
V Итог
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
VI Рефлексия.
Выберите высказывание и покажите соответственно цифру: ( 16слайд )
1.Материал на уроке понятен, интересен, полезен.
2.Материал на уроке непонятен, скучен, бесполезен.
- Объясните выражения.
- Кто как работал? Подберите выражение, соответствующее вашей работе на уроке и покажите цифру. ( 17слайд )
1. Не покладая рук.
2. Ни шатко ни валко
3. Считал ворон
Учитель ставит оценки за урок.
( 18слайд ) Домашнее задание.
Подготовить пересказ о любом животном Ставропольского края, занесённого в Красную книгу( описание внешнего вида, чем питается). В тетради записать короткое сообщение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.