Программа «Школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир: Учебник для 2 класса четырёхлетней нач. шк. – М.: Вентана – Графф, 2014.
Тема урока: В некотором царстве…
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Организовать работу по изучению нового материала в деятельностном типе.
Задачи:
Создать условия для:
- актуализации имеющихся знаний учащихся о природе;
- ознакомления учащихся с разнообразием живой природы и её классификацией;
- формирования навыков учебной деятельности, эрудиции школьников;
- развития коммуникативных навыков, логического мышления, культуры учащихся, интереса к окружающему миру;
- воспитания чувства ответственности за свои действия и решения.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Цели, задачи |
Деятельность |
Организац. формы |
Примеч. |
||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||||||||||||||||||
Организацион. начало урока. |
1 мин. |
Создать у уч-ся психологичес- кий настрой на работу. |
Настраивает детей на работу, произносит речёвку: Прозвенел звонок весёлый, ………………………………………………. Любознательные дети …………………………………………..
|
Включаются в работу, в сотрудничество друг с другом, с учителем, договарива- ют речёвку: Начинается урок. …………………………………………. Знать хотят про всё на свете! |
Коллективная работа. |
|
|||||||||||||||||||||
Целеполагание а)Актуализация опорных зна- ний учащихся.
б) Принятие учебной задачи.
Планирование.
Реализация.
|
12 мин.
4 мин.
1 мин.
14 мин. |
Актуализировать имеющиеся зна- ния уч-ся о при-роде.
Создать эмоц. настрой уч-ся, условия для релаксации.
Формировать навыки уч-ся сотрудничать в паре.
Создать условия для самостояте- льного осмысле- ния уч-ся темы урока, целей.
Формировать умения уч-ся планировать свою деят-ть, определять пос- ледоват. дейст- вий.
Создать условия для релаксации детей.
Создать условия для самостоят. решения УЗ, формирования умений рабо- тать в группе.
|
Задаёт вопросы: - Вспомните название раздела, который мы изучаем. - На какой ступеньке плана мы с вами находимся? - Какую тему изучили? - Какой важный вывод мы сделали?
Читает стихотворение, показывает слайды о природе под муз. сопровож.:
- Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это всё вокруг…………… Задаёт вопрос: - Что такое природа?
Показывает картинки, даёт задание: - Рассмотри внимательно картинки. - На какие группы можно их разделить? -Для выполнения задания объединитесь в пары.
Уточняет задание у детей: - Работая в паре, какое задание будете выполнять?
- Как будете работать в паре?
- Сколько групп у вас получилось?
- Какая пара пришла к мнению, что данные картинки можно разделить на 2 группы? - Почему?
- Покажите нам на доске, но сначала до- говоритесь в паре, кто какую группу будет представлять. - Согласны ли вы с мнением ребят?
- За что можно похвалить Машу и Мишу?
- Спасибо за работу. - Какая пара решила, что можно получить 3 группы? - Почему?
Строит работу аналогично.
- Открой учебник на стр. 86.
- Что будешь делать сначала? - Как будешь исследовать?
- Исследуй страницу. - Какую новую тему будешь изучать? - Как ты думаешь о каком царстве может идти речь на уроке окружающего мира? - Какую учебную задачу поставишь? Фиксирует на доске: УЗ ЦЖП? - Изучая тему, с чего мы начинаем? - Что хочешь узнать о царстве живой при- роды? Фиксирует ответы детей на доске. - Как думаешь, на какой вопрос надо ответить сначала?
- А потом? - Работа наша спланирована. Молодцы!
Проводит физ. паузу: Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Сели, травушку покушали, Тишину послушали.
Организует детей на реализацию УЗ. - Что помогает нам получить новые знания?
- Объединитесь в группы по 4 человека.
Найдите ответы на вопросы плана, исполь- зуя страницу учебника. - Что сначала будете делать? Фиксирует: 1.
- Что потом? Фиксирует: 2. Затем? Фиксирует: 3. 1) ? 2) ?
4.
5.
- На выполнение задания 7 минут. Помогает, направляет, корректирует, выполняет функцию хранителя времени.
Предлагает первой группе ответить на 1 вопрос плана. Фиксирует: УЗ ЦЖП ?
|
Отвечают на вопросы: = Раздел называется: «Мы жители Земли». = Мы поднялись на первую ступеньку.
= Солнечная семья. = Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна. Слушают, просматривают слайды.
Договаривают слово: = ПРИРОДА. Отвечают: = Природа-это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
Рассматривают картинки, объединяют- ся для работы в паре.
Повторяют задание: = Посмотрим внимательно на картинки и подумаем, на какие группы их можно разделить. = Будем друг друга слушать не переби- вая, вырабатывать общее мнение.
Сигналят о готовности пары:
= У нас две группы. = У нас три. Сигналят аналогично.
= Мы знаем, что всё, что сделано рука- ми человека-это не природа, а осталь-ное относится к природе. Пара детей на магнитной доске класси- фицирует картинки на 2 группы.
Сигналят: согласны или нет. (знаки невербального общения введе- ны с 1 класса) = Ребята работали по заданию, смогли правильно разделить данные картинки на 2 группы.
Пары сигналят.
= Мы решили, что картинки, изобража- ющие природу, можно разделить ещё на 2 группы: живая и неживая природа. Пара детей выходит к доске, классифи- цирует картинки на 3 группы.
Смотрят, выражают согласие или несог- ласие, благодарят.
Открывают учебник.
Отвечают: = Буду исследовать страничку. = Я прочитаю название темы. = Рассмотрю картинку. = Подумаю, какая работа меня ждёт. = Что нового я узнаю. Исследуют страницу. = В некотором царстве…..
= О царстве живой природы. = Я хочу узнать о царстве живой природы.
= Составляем план работы. = Кто там живёт? = Какое оно?
Определяют последовательность изуче- ния. = 1. Какое оно? = 2.Кто там живёт?
Выполняют движения.
Отвечают: = Учебник. = Учитель. = Взрослые. = Знания друзей, одноклассников…..
Объединяются в группы по 4 человека.
= Прочитаем статью.
= Выполним задание.
= Отвечаем на вопросы плана.
= Выбираем и готовим выступающего.
= Представляем мнение группы.
Работают в группах.
Дети других групп слушают, дополняют. = Царство живой природы очень большое. Оно включает в себя 4 разных царства: царство бактерий, царство рас-тений, царство животных, царство гри-бов. |
Фронтальная беседа.
Индивидуал.
Работа в паре.
Фронтальная, работа в парах.
Индивидуаль- ная работа, фронтальная.
Коллективная.
Фронтальная.
Работа в малых группах.
|
На доске:
Показ слайдов под музыкал. сопровож.
На магнитной доске картин- ки с изображ. объектов при- роды и рукот- ворн. объект.:
цветок, луна, стол, рыба, горы, книга, гриб, дождь, лев, машина.
На доске: цветок стол луна книга лев машина горы гриб дождь рыба
Показ на дос- ке. Если не будет этого вариан- та у детей,то учитель зада- ёт вопрос на уточнение по- нятий: «живая», «неживая» природа.
Фиксация учебной зада- чи, вопросов к теме урока.
Соответств. пометки на доске.
Фиксация на доске услов- ными знака- ми. |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
Б. Р. Ж. Г. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Контроль. |
4 мин. |
Обеспечить условия для закрепления знаний уч-ся, развития умений контро- лировать свою деятельность.
|
- Что для вас стало удивительным откры-тием при ответе на 1 вопрос?
Сообщает информацию о бактериях: - Бактерии – это крошечные организмы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – специальный уве-
личительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии – особое царство живой природы. Есть бак-терии полезные и вредные. - Какая группа желает рассказать, кто жи-вёт в царстве растений? В царстве жи-вотных? В царстве грибов?
- Вернёмся к нашему плану. - Мы ответили на первый (второй) вопрос? Фиксирует знаком «+» в плане. Предлагает дидактическую игру: «Кто это? Что это?», называет представителей разных царств: мухомор, слон, мак, кот, берёза, лактобактерии, чайка, клён, опята, бифидобактерии, собака, корова, ландыш.
- Вернёмся к плану раздела. На какую сту-пень мы поднялись? Фиксирует:
|
= Мы не знали, что грибы – это отдель-ное царство. = Я думал, что грибы относятся к царст-ву растений. = Я не знал, что бактерии – это природа.
Выступающий представляет мнение группы: = В царстве растений живут: деревья, кустарники, травы… = В царстве животных живут: звери, птицы, рыбы, насекомые… = В царстве грибов живут грибы.
= Да.
Выполняют указанные упражнения: · Животные (показывают руками домик над головой); · Растения (тянут руки вверх); · Грибы (приседают); · Бактерии (закрывают глаза ладошками).
= На вторую. |
Фронтальная, работа по группам.
Дидактическая игра.
|
Выступления от групп.
Фиксация на доске.
Релаксация учащихся.
|
|||||||||||||||||||||
Рефлексия. Оценивание.
Домашнее задание. |
2 мин.
2 мин. |
Формировать умения оценивать себя, работу всего коллектива. |
- Что удалось сегодня на уроке? - Узнал ли ты что-то новое для себя? Что? - Было ли тебе трудно? В чём? - Оцени свою работу на уроке. - Кого бы ты похвалил? Кому сказал «спа-сибо» за работу?
Задаёт задание: - Подготовь устное сообщение о предста-вителе любого царства живой природы. |
Отвечают на вопросы.
Оценивают по шкале успеха.
Записывают задание на дом. |
Фронтальная.
Индивидуаль-ная. |
Шкала успеха у каждого (из картона с движущейся нитью).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.