Урок окружающего мира "Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.", УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

Тема

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Класс

4 «Г»

Тип урока

Изучение новых знаний

Цель

Углубить знания детей о событиях 1941–1945 гг.

Планируемые результаты

Личностные

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи. Воспитывать чувство патриотизма.

Предметные

Сформировать представление о Великой Отечественной войне и о её Героях. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к Родине. Развивать память, мышление, расширять кругозор.

Метапредметные

Принимать и сохранять учебную задачу; Строить сообщения в устной форме;

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Оборудование

Учебник («Окружающий мир,4 класс» часть 2),  презентация, карточки с заданием для парной работы, для групповой работы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята!

-Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Приветствие

Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция

2. Подведение к теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, внимательно слушайте и ответьте на вопрос – о каком событии идет речь.

-Почему, дедуля, у тебя слеза?

Почему, дедуля, прячешь ты глаза?

Кто тебя обидел, можешь рассказать?

За тебя я буду драться, воевать!

- Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,

Просто вспоминаю о былых боях,

Был когда я молод, Родину любил

И врагов проклятых под Москвою бил!

Там друзей военных много полегло,

Вспоминать об этом сердцу тяжело!

И Победу в Мае встретили не все,

Там лежать остались в утренней росе!

Так живи, мой внучек,  и войны не знай,

Каждый год с Победой пусть приходит Май!

Улыбайся солнцу, весело играй,

Но что было с нами, ты не забывай!

-Ребята, как вы считаете, какое событие описывается в стихотворении?

-Кто может назвать годы Великой Отечественной войны?

-Верно! Ребята, а почему ее называют Отечественной?

-Что такое Отечество?

-Молодцы! Кто назовет тему нашего урока?

-Какие цель мы можем поставить на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В стихотворении описывается Великая Отечественная война.

-1941-1945 года.

 

-За свое Отечество поднялся весь народ.

-Это Родина.

-Тема нашего урока: Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

- вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль:

Осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П)формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Великая Отечественная война – самая тяжелая война, которая происходила за всю историю русского народа.

-Что вы можете сказать о Великой Отечественной войне?

- Какая цель была у фашистов?

 

 

 

-Ребята, а у вас есть родственники, которые воевали на фронте? Прадедушки, прабабушки?

-В 1939 году в Европе началась Вторая мировая война. Её развязали германские фашисты под руководством Адольфа Гитлера.

-Посмотрите на картинку, кого вы там видите?

-Как он выглядит? Почему он вытянул руку?

-Как вы считаете, какими чертами характера он обладал?

-Молодцы! В 1941 году война пришла и на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу Советского государства.

-Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

-Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 30 миллионов советских воинов и мирных жителей.

 -Посмотрите на слайды, что мы можем сказать об этих людях? Какие эмоции они испытывают? Что нам может сказать выражение их лиц?

-Как вы думаете, кто сражался за победу в Великой Отечественной войне?

-Совершенно верно! Кто – то воевал в тылу, на фронте, в партизанских отрядах.

- А кто такие партизаны?

 

 

- Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.

-Посмотрите на фотографию, кого вы там видите?

-Как он выглядит?

-Как вы считаете, какими чертами характера он обладал?

-Кем являлся?

-Совершенно верно! С первых часов Великой Отечественной войны И. В. Сталин твёрдо держал в руках управление страной, фронтом и тылом. Он взял на себя тяжелейший груз личной ответственности за ход и исход войны, судьбу страны, народа и армии. Он отдал все свои силы, всю свою волю и весь свой талант великому делу спасения Отечества, защиты его чести, свободы и независимости, организации победы над фашизмом.

-Ребята, в первый год войны Красная Армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои.  Вражеская авиация, танки, пехота на грузовиках и мотоциклах атаковала города и села, мирных жителей угоняли на работу в Германию, а тех, кто сопротивлялся, расстреливали. Германская техника была настолько сильна, что за короткий промежуток времени, немецкие войска смогли дойти до Москвы. Можно ответить, что верхушки Кремля можно было наблюдать из бинокля, на таком близком расстоянии находилась немецкая армия от Москвы.

- В это же время, а именно 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад.

Его участники прямо с парада уходили на фронт. Это говорило о том, что народ полон духом, и никогда не сдастся врагу.

-Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

-И так, сегодня мы подробнее познакомимся со сражением, которое изменило ход войны.

Битва под Москвой

-Среди крупнейших событий второй мировой войны является битва под Москвой. Она занимает особое место в Великой Отечественной войне. Именно здесь, на подступах к столице, гитлеровская армия, потерпела первое серьезное поражение.

-Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для советских людей. Враг захватил большую территорию Советского Союза. Фашисты рвались к сердцу нашей Родины - Москве.

-Ребята, как вы считаете, где могли укрыться дети, женщины, старики? Посмотрите на слайд. Кто –нибудь был в Москве? Что есть в Москве?

-Оно стало надежным укрытием. А как помогали люди советской армии? Кто работал?

 

 

-В эти грозные дни сотни тысяч москвичей

вступали в народное ополчение.

-Гитлер рассчитывал захватить Москву впервые недели войны. Немцами была разработана операция под кодовым названием «Тайфун». Она началась 30 сентября 1941 г.

-Как вы считаете, почему Адольф Гитлер решил завоевать сначала Москову?

-Почему операцию по захвату Москвы, Гитлер назвал Тайфуном? Что такое Тайфун?

 

 

 

-Молодцы! На просторах нашей Родины разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. Москва была опоясана противотанковыми рвами и надолбами, проволочными заграждениями, окопами, дотами и дзотами. Но план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. Наши защитники столицы стояли насмерть. Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. В дивизию входило 28 солдат. Они уничтожили около двух десятков немецких танков и остановили наступление немцев.

-На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока.

-Сопротивление Красной Армии истощило силы фашистских войск.  К фронту были подтянуты воинские подкрепления, готовилось наступление. Оно началось 5 декабря. Битва за Москву шла более двухсот суток.

- В битве советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.

-Посмотрите на фотографию. Как вы считаете, какими чертами характера обладал Георгий Константинович Жуков?

-Не выдержав натиска, фашисты отступали, бросая оружие, боевую  технику, оставляя тысячи убитых, раненых, обмороженных. Таким образом, была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против Советского союза. Ведь фашистская армия, почти за несколько недель поставила всю Европу на колени, а битва под Москвой выбила дух из фашистов. Поражение немцев под Москвой подняло дух нашего народа.

-Чем знаменательно это сражение?

 

 

-Ребята, этот день навсегда вошел в славную историю нашей страны. Всем участникам боя было присвоено звание Героя Советского Союза. А дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, был установлен памятник «героям - панфиловцам». А нашей столицы было присвоено звание Город – герой.

1. Как называлась операция по захвату Москвы?

2.Какая дивизия прославилась в боях под Москвой?

3. Кто командовал войсками в битве под Москвой?

4. Что развеяла победа советской армии?

 

5. Что было присвоено всем участникам боя?

-Давайте проверим.

 

 

 

 

-Поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

 

 

 

 

 

-Адольфа Гитлера.

-уверенно, сильно.

-он был умен, серьезен, злым, жестоким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-За победу сражались мужчины, старики, дети и женщины.

 

 

-Партизаны - народные мстители, объединённые в отряды, действующие в тылу врага.

 

 

 

 

-Иосифа Виссарионовича Сталина.

-уверенно, смело, гордо.

-он был умен, справедлив, серьезен.

 

-Руководителем советского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В метро.

 

 

-День и ночь работали на заводах. Они готовили оружие для борьбы с врагом. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины, старики, подростки.

 

 

 

 

 

 

-Потому что это столица. Захватив ее, он соответственно захватит все государство.

-Тайфун это разновидность тропического урагана или смерча — природного явления. Он назвал так операцию по тому, что планировал захватить Москву очень быстро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Он обладал мужеством, принципиален, умен, трудолюбив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Оно знаменательно тем, что смогло при тяжелых условиях отбить Москву у самой сильной армии в мире.

 

 

 

 

 

 

-Тайфун.

-Панфиловцы.

-К.Г. Жуков.

-Миф о  «непобедимости» германской армии

-Звание Героя Советского Союза.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в

ситуации затруднения;

учатся работать по

предложенному учителем плану; определять и

формулировать цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью.

Физ. мин.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

4.Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте продолжим наше знакомство с главными сражениями Великой Отечественной Войны.

-Откройте учебник на с. 148. Прочитайте заголовок текста.

 - Как сейчас называется этот город?

- Кто-нибудь был в Волгограде? Что вы там видели?

-После первого поражения фашистов война не закончилась. Впереди был Сталинград.

- Гитлеровцы рвались к Волге. А Красной армии был отдан приказ отстоять город любой ценой. В июле 1942 года на берегах Волги состоялось сражение, которому нет равных в истории до сих пор. Бои шли не просто за город, а за каждый дом в городе на Волге.

-Давайте прочитаем.

-В каком году началась Сталинградская битва?

-Чем стремился завладеть Гитлер? Почему он решил захватить Сталинград?

 

 

-Сколько продолжалась Сталинградская битва?

 

- Ребята, а кто такой снайпер?

 

 

 

-Зачитайте вслух слова Василия Зайцева.

 

-Кто знает, кто такой Василий Зайцев?

-Василий зайцев советский снайпер. Во время Сталинградской битвы, за полтора месяца, он уничтожил более двухсот германских солдат и офицеров. Из элитной школы снайперов, которая находилась в Германии, выслали на фронт самого лучшего снайпера, чтобы тот убил Зайцева. Но, к несчастью фашистов, Василий Зайцев убил и его.

-Как вы понимаете его слова?

 

-Что же приняло советское командование?

-Что произошло в ноябре 1942 года? Где оказались фашисты?

 

-Что произошло в январе 1943 года?

 

-Молодцы! После победы под Сталинградом, в феврале 1943 года началось освобождение территорий, захваченных фашистами. Но гитлеровская армия была ещё очень сильна.

- 5 июля 1943 года произошло грандиозное сражение на Курской дуге. Об этом вы будете говорить в старших классах.

 

 

-Сталинградская битва.

 

-Волгоград.

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст

-В 1942 году.

-Территориями, богатым углем, хлебом, нефтью. Он хотел захватить водный путь СССР – Волгу.

-Она продолжалась более 6 месяцев.

-Это специально подготовленный боец, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы по целям противника, а также искусством маскировки и наблюдения, поражающий цель с первого и единственного выстрела.

-«Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!»

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

-Если мы отступим, то мы предадим свою Родину.

-наступать на фашистские войска.

-Врага взяли в  «клещи», тысячи фашистских солдат оказались, словно в мешке.

-остатки германских войск сдались в плен.

Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция в

ситуации затруднения;

учатся работать по

предложенному учителем плану; определять и

формулировать цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью.

5. Закрепление нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Предлагаю вам поработать в группах. Как нужно работать в группах?

 

 

 

 

-У вас на партах лежат кроссворды. Ваша задача отгадать их.

По горизонтали:

1. Летающая боевая машина.

4.Народные мстители, которые самостоятельно действовали в тылу врага.

5. Страна, которая объявила в 1941 году войну России.

10.Глава государства в  годы Великой Отечественной войны.

11. Кто командовал войсками в битве под Москвой?

По вертикали:

2. Месяц, в котором закончилась Великая Отечественная война.

3. Предводитель фашистов.

6. Какой народ напал на советское государство?

7. Столица нашей Родины.

8. Несчастье, горе, которое постигло Россию

9.Месяц, в котором началась Великая Отечественная война.

-Молодцы! все правильно решили кроссворд.

-в группе должен быть ответственный, работать должен каждый на общий результат, один говорит, другие слушают, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.

 

 

 

 

- самолет.

-партизаны.

 

-Германия.

 

-Сталин.

-Жуков.

 

-Май.

 

-Гитлер.

-Немцы.

-Москва.

-Война.

-Июнь.

 

Формирование УУД:

(Р) формирование

познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять

необходимую информацию;

умение делать предположения и

обосновывать их.

(Л) умение осознавать

ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям.

(К) умение выражать свои

мысли с достаточной полнотой

и точностью; умение слушать и

понимать речь других;

6. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

-Что вы узнали нового?

-Почему сорвались планы фашистов молниеносной войны?

- Почему мы не имеем права забывать войну?

-Наш урок подошел к концу, предлагаю вам оценить свою деятельность. Перед вами чемодан, мясорубка и мусорное ведро. Если вам пригодятся знания, которые вы сегодня получили, то прикрепите фишку к чемодану, если вам нужно над чем-то поразмыслить – к мясорубке, если вам не пригодятся полученные знания – то прикрепите фишку к мусорному ведру.

-Спасибо за урок! До свидания!

-О Великой Отечественной войне.

 

-Ответы детей.

 

 

-История учит помнить прошлое, чтобы выбрать правильную дорогу в настоящем и будущем, так как погибло в этой войне очень много людей, почти каждая семья потеряла кого - нибудь на войне.

Формирование УУД:

 (П) умение контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности.

(К) умение выражать свои

мысли с достаточной полнотой

и точностью; умение слушать и

понимать речь других.

Доп. Материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, в годы войны более 35 тысяч пионеров  - юных защитников Родины, было награждено боевыми орденами и медалями.

- Дети, вместе со взрослыми взялись за оружие, чтобы защищать Родину от ненавистного врага.

-Мальчики и девочки (примерно вашего возраста и старше), шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерями полков. Он были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывщиками.

-Давайте познакомимся с одними из них.

-Продолжаем работать в группах. Ваша задача познакомится и рассказать всем остальным.