Урок окружающего мира во 2 классе
«Органы чувств»
Стребкова Надежда Владимировна
учитель начальных классов
2020 г.
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Органы чувств»
Основные методы:
1. по виду источника информации:
¾ словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
¾ наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
2. по виду учебной деятельности:
¾ проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
¾ самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля
формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательная: представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивающая: развить наглядно-образное мышление, диалоговую речь, интеллектуальные и практические умения, наблюдательность, воображение и умение делать выводы.
Воспитательная: санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Ресурсы: учебник А.А.Плешаков, Окружающий мир, 2 класс.
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для уточнения представления об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Метапредметные:
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные УУД:
1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с мотивационно-целевого этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Затем учащимся предлагается прослушать стихотворение, раскрывающее тему и цели данного урока. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
На основном этапе – процессуальном– использовались дидактические игры, метод наглядности, опыт и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась дидактическая игра, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление об органах чувств и их роли.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
Ход урока
1 этап урока. Мотивационно-целевой
Здравствуйте, уважаемые знатоки окружающего мира!
Сегодня я бы хотела попросить вас представить человека, но необычного человека, а того, у которого нет лица, ушей, носа, глаз и рта. Можете вообразить такое? Если нет, то почему? Дети перечисляют функции ушей, носа, глаз и рта. Без носа мы не сможем дышать, без ушей слышать, без глаз видеть, а безо рта кушать.
А что вы чувствуете, когда зимой выходите на мороз? Чувствуем холод.
УЗ№1
Вид работы: формулирование темы урока.
Дидактическая задача для учителя: подвести детей к теме урока.
Учебная задача для учащихся: Сейчас мы попробуем узнать, что же сегодня является темой нашего урока.
Практическая задача: Для этого послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием, это будет темой нашего урока.
Содержание: Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.
Организация деятельности: Учитель зачитывает стихотворение. Дети слушают стихотворение и отвечают.
Подведение результатов работы: Дети приходят к мнению, что тема урока - органы чувств.
У: Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
- Организм человека.
У: Все ли органы мы изучили?
- Нет, не все.
У: Верно, поэтому, сегодня наша задача изучить органы чувств и решить, какой из них самый важный и нужный.
Дети сомневаются, можно ли выделить самый важный орган.
У: Это-то мы и узнаем!
2 этап. Процессуальный.
УЗ№2
Вид работы: дидактическая игра
Дидактическая задача для учителя: организовать восприятие и осмысление понятия «орган зрения»
Учебная задача для учащихся: Сейчас мы познакомимся с одним из органов чувств.
Практическая задача: А для этого мы поиграем в игру, которая называется «волшебный мешочек».
Содержание: в мешочке лежат различные предметы: куб, мячик, книжечка, щетка, карандаш и др. Все предметы различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
Организация: Дети по очереди выходят и, не видя предмета, пытаются определить, что это такое на ощупь.
У: У меня есть волшебный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет, ощупывая его).
Учитель задает вопросы:
- Какой цвет этого предмета? (Не знаем)
- Почему не можем сказать? (Не видим)
- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели, глаза были закрыты.
Подведение результатов работы:
У: Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
- Что вам позволило увидеть предметы из мешочка?
- Глаза
У: Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?
Дети утверждают, что глаза нужно беречь, потому что с их помощью мы видим окружающий нас мир.
У: а теперь давайте откроем учебник на странице 126 и прочитаем, что автор учебника сообщает нам об органе зрения.
Из всего, что мы увидели, услышали, почувствовали и прочитали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)
Физкультминутка (для глаз) «Разведчики»
Детям предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем учитель задаёт вопросы по этой картинке, дети отвечают на них.
УЗ№3
Вид работы: дидактическая игра
Дидактическая задача для учителя: организовать восприятие и осмысливание понятия «орган слуха».
Учебная задача для учащихся: Далее, мы с вами познакомимся с ещё одним органом чувств.
Практическая задача: И снова для этого мы немного с вами поиграем. Теперь наша игра называется «Угадай голос соседа».
Содержание: Игра «Угадай голос соседа»: ребенок должен на слух определить, кто из одноклассников сказал заданное слово.
Организация деятельности:
Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
Подведение результатов работы:
У: Что помогало ведущим угадывать?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Прочитаем об органе слуха в ученике, на странице 127.
У: Из всего, что мы увидели, услышали, почувствовали и прочитали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен)
Физкультминутка «Что звучало?»
Детям демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, муз.инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а дети называют, что звучало.
УЗ№4
Вид работы: определение объекта с помощью обоняния
Дидактическая задача для учителя: организовать восприятие и осмысливание понятия «орган обоняния»
Учебная задача для учащихся: Продолжим знакомство с органами чувств
Практическая задача: Для этого сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это.
Содержание: Учитель достает апельсин и проносит по классу
Организация деятельности: Не открывая глаз дети, по запаху определяют, что же пронёс учитель. Затем учитель убирает апельсин и спрашивает детей, что это был за предмет.
Подведение итогов:
У: Что же это? Как вы узнали?
Это был апельсин, мы узнали его по характерному запаху. В классе запахло апельсином.
У: Какой орган чувств помогает почувствовать запах? (Нос – орган обоняния)
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Читаем учебник на страницах 127-128.
Из всего, что мы увидели, услышали, почувствовали и прочитали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)
УЗ№5
Вид работы: опыт
Дидактическая задача для учителя: организовать восприятие и осмысливание понятия «орган вкуса»
Учебная задача для учащихся: Познакомимся с новым органом чувств
Практическая задача: Для этого проведём небольшой опыт.
Содержание: Но прежде вспомним, что нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, а в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать)
Организация деятельности: Дети выходят и определяют, где какая вода.
Подведение результатов:
Прочитаем об органе вкуса на странице 128.
Из всего, что мы увидели, услышали, попробовали и прочитали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)
УЗ№6
Вид работы: опыт
Дидактическая задача для учителя: организовать восприятие и осмысливание понятия «орган осязания»
Учебная задача для учащихся: Итак, нам осталось изучить ещё один орган чувств – орган осязания.
Практическая задача: Проведём небольшой опыт.
Содержание:
Сейчас ко мне подойдет 2 человека. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (У учителя есть кисточка для рисования, колючий предмет (расческа), теплый предмет (нагретый), тяжелый (грузик, гиря).
Организация деятельности: Выходят два ученика и начинают выполнять задание:
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
Подведение результатов:
У: Что помогает определить, какой это предмет? (Кожа)
У: С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого?
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Прочитаем в учебнике на странице 128-129 и об этом органе чувств.
– Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания также очень важен.)
УЗ№7
Вид работы: самостоятельная работа
Дидактическая задача для учителя: закрепить полученные знания
Учебная задача для учащихся: а теперь мы с вами разложим полученные нами на уроке знания «по полочкам».
Практическая задача: Для этого заполним таблицу.
Содержание:
Название органа |
Какое чувство воспринимает |
Для чего служит? |
1) |
|
|
2) |
|
|
3) |
|
|
4) |
|
|
5) |
|
|
Организация: работать будем по группам. Я даю вам 5 минут на заполнение таблицы. По истечении времени мы все вместе проверим, как вы справились с заданием.
Подведение результатов работы: Один представитель от группы зачитывает одну строчку из таблицы, остальные слушают и делают вывод прав одноклассник или нет. Если обнаружены ошибки, то вместе с учителем дети находят нужное решение.
3 этап. Рефлексивно-оценочный
Вид работы: обобщение, подведение итогов работы
Дидактическая задача для учителя: подвести детей к пониманию, что все органы чувств одинаково важны для человека.
Учебная задача для учащихся: Теперь мы можем ответить на главный вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Практическая задача: Теперь дадим им общее название.
Содержание:
Это части тела человека (глаза, уши, нос, язык, рука). А это органы чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
У: Какое название отсюда следует?
Органы чувств
У: Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств? Как нужно их беречь?
Организация: Дети отвечают по желанию
Подведение результатов работы:
У: Итак, на все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили?
Нет, мы не назвали самый важный орган чувств
Дети выдвигают свои гипотезы, аргументируя их материалом из учебника. С помощью учителя приходят к выводу, что все органы чувств важны, без исключения!
Ребята, вы все молодцы и сегодня хорошо потрудились! Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.