Урок «Окружающий природный мир» 4 класс

  • docx
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок о.прир мир Грибы.docx

 

Урока «Окружающий природный мир» 4 класс

23.10.2019.

Педагог группы

«Особый ребенок»

Халилова А.Г.

Тема «Грибы»

Цели: 1.Познакомить детей с грибами: подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, с правилами поведения в природе при сборе грибов. Учить детей различать съедобные грибы.
2. Развивать мышление детей, мелкую моторику.
3. Воспитывать у детей бережное, отношение к природе.

Тип урока: Открытие новых знаний.     

Оборудование: картинки и муляжи съедобных грибов, музыкальный мультик «Весёлые грибочки»; презентация, картинки к дидактическим играм, математический планшет.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Встанем рядышком у парты,
Скажем «здравствуйте» друг другу
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!  2 мин

 

Ребята, у нас сегодня на уроке окружающего природного мира гости, скажем им «Доброе утро».

 

         О чем мы будем сегодня разговаривать – мы узнаем из кроссворда.

2. Разгадывание кроссворда.

 

          2 мин          2 мин

3. Сообщение темы и цели урока.

-И так, о чем мы будем говорить на уроке? (Грибы)

Да, ребята, мы сегодня очень много интересного узнаем о грибах.

 

   4. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение.

Ребята, сегодня мы будем много разговаривать, поэтому приготовим свой ротик и язычок к работе.

        2 мин

 

5. Беседа и работа с муляжами.

- Посмотрите, что есть у каждого гриба (Шапка и ножка)    2 мин

 

   6. Работа с математическим планшетом. (постройте гриб)        1 мин

 

   7. Работа с пословицей.

У нас в лесах много разных грибов.

-А в какое время года больше всего собирают грибов? (Осенью).  

Правильно, про это и пословица имеется:

«Весна красна цветами, а осень – грибами».    2 мин

 

    8. Дружба: грибы+ деревья

Грибы с давних пор дружат с деревьями, и некоторые из них свое название получили от них.  (показываю муляж)

Угадайте, под каким деревом растут грибы подберезовики? (береза).

 

Подберезовик.  (слайд) Из его названия можно понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.

- А подосиновики?  (Осина).

Подосиновик.  Конечно, под осиной. Называют еще это гриб: «Красноголовик». Потому что шляпка у него красная. И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика.

 

- А есть грибы, которые получили свое название от хитрого дикого животного, которая во многих сказках обманывает зверей. Как вы думаете, кто это? (Лиса).

А как же будут тогда называться грибы? (Лисички).

Какого цвета будут лисички? (желтые)

Лисички своим ярко — оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко — рыжая. А растут они всегда дружными семейками.

 

- А еще в лесу есть грибы сыроежки.

Сыроежки  - грибы с разноцветными шляпками. Так их назвали, потому что их не надо варить для засолки. У сыроежек шляпки разного цвета - красные, лиловые, желтовато- бурые в зависимости от условий, где рос гриб.              6 мин

И так, дети, с чем связаны названия наших грибочков? Давайте повторим.

Слайд КАРТИНКИ грибочков ( подбер-к. подос-к, лисички, сыроежки)      

1мин

 

9.     Физкультурная минутка под музыку «Веселые грибочки» (Музыкальный мультик).   2мин

 

10.  Съедобные и несъедобные грибы. (повтор картинки, но только с мухомором) слайд

Здесь на рисунке есть лишний гриб. Угадайте и назовите его. Объясните почему? (мухомор)  муляж

Да, ребята, корме съедобных грибов в лесу еще растут несъедобные – ядовитые грибы.  3 мин

 

Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе? Может быть они совсем не нужны?

 

               11. Значение для природы и человека ядовитых грибов.      4 мин

1. Мухомор людям тоже пригодится. Ведь люди ее так и назвали, мухомор- значит мух морить. И лесным жителям он просто необходим: они лечатся им от паразитов.

     2. Бледная поганка очень опасна для человека, но она нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без нее зачахнут. А ещё ее используют для

   приготовления сильных лекарств.

3. Ложные опята ярче и красивее своих съедобных собратьев. Они разрушают пни, поваленные стволы, опавшие сучья.   Они - санитары леса!

       3 мин

 

12. Ребята, мы с вами в субботу положили кусочки хлеба в пакеты, как вы думаете, что с ними сучилось?
Что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 

- Он покроется вот такой плесенью.
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

   2мин

На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.

i (5)1_8  

Значит грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.   1 мин

(слайд)

13.  Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж мы пришли в гости – должны уважать хозяев леса: растения и животных.

Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем.

 На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Для чего нужен нож? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

https://grodno.in/source/photos/2017/02/03/bez-nazvaniya.jpg       3мин

 

 

 

14. Дидактические игры

   

 

             15. Итог урока. Что мы узнали на уроке.

    Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме. Илсаф будет вычеркивать несъедобные грибы, а Илдар обводить съедобные.

Молодцы. Спасибо за урок. Я вам принесла из леса грибочки- гостинцы. Угощайтесь.