Эсхатология АСД
Учение об отступлении в Церкви
Эсхатология АСД основана на грубо искаженном понимании сектантами отдельных текстов из книги Даниила и Апокалипсиса, где показана борьба сатаны против истинной Церкви Христовой. По мнению сектантов дается два образа Церкви. Во время, близкое ко второму пришествию, изображается в Откр.12 образ Церкви, верной Богу. Здесь Церковь изображается в виде жены, облеченной в солнце, которая спасалась от преследования в течение времени времен и полувремени адвентистов. Церковь-отступница представлена в образе блудницы (Откр. 17,1-5; Иез. 16). Эта борьба началась с преследования Церкви языческой римской империей, а затем отступниками из самой Церкви, главным образом, под руководством римских пап. Отступление в самой Церкви началось еще при жизни апостола Павла (2 Сол. 2,3-10) и было связано с утратой чистоты учения и нравственных идеалов. В богослужении простота уступила место формализму и на посты стали выдвигаться недостойные люди. Так постепенно развилось представление об иерархии как преграде между верующими и Богом. Когда значение христианской общины было сведено до минимума, произошло возвышение епископа Рима как воплощение верховной власти в христианстве.
То есть адвентисты, так же как и баптисты, пытаются истолковать факт появления их конфессии в XIX веке. Для этого приводится факт многовекового отступления в Церкви. Здесь они не оригинальны, потому что они вышли из баптизма, а у баптистов была своя теория оправдания их появления в XIX веке.
Апокалипсический образ возвышения папства
Об этом возвышении, по мнению АСД, говорится в Дан. 7,8-25, которому было видение 4 зверей, выходивших из моря. 4-й зверь символизировал римскую империю, который имел 10 рогов, между которыми вышел небольшой рог. Он вел брань со святыми и превозмогал их и возмечтал отменить праздничные времена и законы. Этот небольшой рог символизирует смену языческого Рима папством, чья борьба с еретиками рассматривается как преследование истинных христиан. А слова об отмене времени и закона указывают на замену почитания субботы воскресным днем и почитания Декалога.
Датой возвышения Рима следует считать 533 год, когда Юстиниан провозгласил верховным главой церкви епископа Рима и предоставил ему право искоренять все ереси. После освобождения от Ост-Готов в 538 году римские папы получили возможность осуществлять в жизни, предоставленные им привилегии, поэтому 538 год служит для АСД началом преследования инакомыслящих, о чем было предсказано у Дан.7,25.
Продолжительность периода преследования инакомыслящих АСД вычисляют, сопоставляя 12-ю и 13-ю главы Откровения, а также 7-ю главу Дан. АСД говорят, что поскольку речь в этих главах идет об одном и том же, то период преследования инакомыслящих равен «времени временам и полу-
57
времени», т.е. 1260 дням или 42 месяцам, но поскольку библейский день следует приравнивать к году, то на самом деле этот период длился 1260 лет. Следовательно, начавшееся с 538 года преследование завершилось в 1798 году. Полученная АСД дата совпала с арестом по распоряжению французского правительства генералом Бертье папы Пия 6 в 1798 году. Это событие было символически истолковано как нанесение смертельной раны зверю, но рана исцелилась, и папство оправилось (Откр.13,3).
С 1798 года началось последнее время в библейской истории, т.е. время, непосредственно предшествующее второму пришествию Христа.
Папство породило тотальную систему ложной религии, смешение истины и заблуждений, названную Павлом человеком греха (2 Сол. 2,3). Антихрист для АСД является не личностью, а неким собирательным образом, который воплощен в римских папах, т.о. отступление нашло свое выражение в папстве.
В связи с этим появляется вопрос: а где же в мире пребывает истинная Церковь и кто ее представляет. В ответ АСД выдвигают теорию остатка, которому якобы поручена миссия проповеди забытого смысла Евангелия.
Задолго до поражения папства в Европе началась Реформация, которая все же не смогла открыть такие истины, как почитание субботы вместо воскресного дня, учение об одночастности человека, учение о первосвященническом служении Христа и другие. Со временем энтузиазм в Реформации угас, и она сама стала нуждаться в реформе. Хотя реформация сокрушила старый католический догматизм, но протестанты насадили вместо него свой догматизм, вот тогда появился остаток, о котором говорится в Откр.12,17 — и рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими из семени ее...
Под «прочими» АСД понимают остаток. Подтверждением появления остатка в мире стали космические знамения, последовавшие за пленением папы, которые АСД отождествляются с библейскими знамениями второго пришествия Христа.
Основные признаки второго пришествия и появления в мире остатка
Исполнения пророчеств в солнце, луне, звездах и на земле началось, по мнению АСД, 1 ноября 1755 года, когда во время землетрясения в Лиссабоне погибли десятки тысяч людей. После этого 19 мая 1780 наблюдалось частичное солнечное затмение на северо-востоке северной Америки, и 13 ноября 1833 года был виден метеоритный дождь. АСД полагают, что эти знамения вызвали огромный интерес к изучению библейских пророчеств, что привело к возникновению АСД.
Миссия этого остатка состоит в провозглашении трех ангельских вестей (трех труб):
Первая указывает на начало последнего этапа первосвященнического служения Христа и призывает к восстановлению истинной веры, а именно к почитанию закона Декалога и субботы.
Вторая — весть о всеобщем религиозном отступлении или апостасии и падении Вавилона, который символизирует богоотступнические неадвентистские религиозные организации и их руководство. Во время второй вести Вавилон будет оказывать давление на государственную власть, чтобы навязать всем людям свои ложные религиозные убеждения. Связь Церкви и государством АСД называют блудодеянием. Учение об отступнической церкви в первую очередь относится АСД к Римской церкви и отчасти исполняется на протестантизме.
Третья весть заключается в предостережении о возможных последствиях отказа принять АСД веру, весть о втором пришествии Христа и последующих судах Божиих.
Весть о первосвященническом служении Христа
58
Это служение состоит из двух этапов — земного и небесного. С момента вознесения Христа началось его служение как первосвященника и ходатая в небесном святилище, которое, как и земное нуждалось в очищении, и только кровь Христа была способна очистить небесный храм (Евр. 9,22-23). АСД убеждены в том, что на небесах реально существует подобное земному святилище, которое видел Моисей, а затем – Иоанн Богослов (Откр.15,5), в котором приносятся жертвы и совершается суд (Дан. 7,9-10). Это святилище является главным местом обитания Бога (в их представлении Бог имеет некую телесность).
Как освящение земного храма совершалось через удаление грехов посредством его окропления, также и небесное святилище нуждается в очищении от грехов посредством изглаживания записей в небесных книгах о грехах каждого верующего. Таким образом, процесс освящения небесного святилища сводится к исследованию записей о грехах каждого человека, этот процесс называется небесным судом исследования. По мере того как эти дела будут исследованы, решается вопрос о том, будет ли человек воскрешен для жизни вечной или он будет лишен сознательного бытия.
Представления суда носят примитивно-буквалистический характер. По их мнению, в небесном святилище установлены престолы, где Бог занимает председательствующее место и ведется суд в присутствии небесных свидетелей. Когда этот суд завершится, тогда наступит время воздаяния и второго пришествия Христа.
Вычисление даты суда
АСД строят свои вычисления даты суда, используя для этого взятые вне контекста отдельные пророческие высказывания из 7,8,9 глав Даниила. А именно – высказывания о небесном святилище, 2300 днях прекращения в нем жертвы и последующем его очищении. При этом АСД утверждают, что во всех трех главах речь идет об одном и том же событии, которое согласно видению Даниила относится к концу времени (Дан. 8,17).
Таким образом, главная ошибка адвентизма состоит в утверждении, что речь идет об одном событии. И все высказывания в этих главах они пытаются подогнать под эту тему. Свои рассуждения АСД начинаются с 8-й главы Даниила, где показан приход в мир богоборческой власти, здесь приводится образ овна, сраженного козлом, шедшего с запада, у которого затем сломился рог, и на его месте выросло 4. Из вышедших рогов в дальнейшем вышел небольшой рог, чрезвычайно разросся и низринул часть небесного воинства и даже вознесся на вождя этого воинства, у которого была отнята ежедневная его жертва и поругано место его святыни на протяжении 2300 утр и ночей. И после этого должно наступить очищение святилища.
По общепринятому толкованию, овен символизирует Персидскую империю, козел — Грецию, а небольшой рог — Александра Македонского, нанесшего поражение Персии.
Поскольку появление небольшого рога приходится на конец 4-х царств (Дан. 8,23), то АСД делают вывод, что богоборческая власть совпадет с языческой римской империей, просуществовавшей до начала христианской эры и впоследствии передавшей свои полномочия римским папам, отождествив небольшой рог с Римом, который выступает собирательным образом империи и папства. АСД считают, что его власть продолжится до Второго пришествия, т.к. у Дан. 8,17 говорится, что это видение продолжится до конца света. Эти предположения подтверждаются в 7-й главе, где изображаются 4 зверя, символизирующие 4 империи, последней из которых является Римская, просуществовавшая до Второго пришествия в 1844 году. Она, согласно Дан. 7,25, должна отменить праздничные времена и закон. И АСД утверждают, что это пророчество исполнилось на римских папах, отменивших почитание субботы и введших празднование воскресенья.
Поскольку пророчество о конце субботы АСД относят к концу времени, то, по их мнению, речь о прекращении жертвы может относиться только к небесному святилищу, т.к. земное было в 70-х раз-
59
рушено. Причем при вычислении границ 2300-дневного периода, которое АСД приравнивается к 2300 годам, адвентисты опираются на Дан. 9,24. Главное внимание АСД обращают на повеление о восстановлении Иерусалимского храма. Полагая это событие за точку отсчета, АСД к 457 до РХ прибавляют 2300 и получают 1844 по РХ. Таким образом, в 1844 году Христос вошел в небесное святилище и начал суд, после которого начнется видимое пришествие и последующее 1000-летнее царство.
Представления об Антихристе и Римских папах
Представления АСД о папах как об антихристе отождествляются сектантами с небольшим рогом (Дан.7) и не соответствует библейскому богословию. Хотя внешне папство сходно с некоторыми чертами образа антихриста, а именно — оно преследовало отступников от веры, в средние века преклонялось перед роскошью, ввело учение о папе как викарии Христа, некоторые папы при этом жили весьма развратно и т.д. Тем не менее, нет никаких оснований говорить о папах как об антихристе. Согласно откровению, антихрист воссядет в храме Божием и будет требовать Божиих почестей, и по действию сатаны будет совершать знамения и ложные чудеса, но затем будет убит Христом 2 Сол. 2,3-4,7-10. Что же касается римских пап, то при всем их самомнении они не ставили и не ставят выше или на место Бога. Папство неверно отождествлять с антихристом, потому что антихрист будет личностью. Правда, в Писании есть упоминание многих антихристов — так назывались еретики, отвергавшие человечество Христа 1 Ин. 4,3, но при этом в Писании всегда апокалипсический антихрист отделяется от всех прочих (1 Ин. 2,18).
Также АСД допускают ошибку при определении периода времени осквернения небесного святилища. Для согласования своего мнения о соответствии 2300 дней 2300 годам АСД ссылаются на конкретный пример из библейской истории, когда день приравнивался году, например, Числ. 14,34; Иез. 4,5 и полагают, что они вправе поступать также. Однако, в указанных случаях такое соотношение было установлено Самим Господом и отсюда не следует делать вывод о том, что везде где говорится о дне, его необходимо приравнивать к астрономическому году. Так, пророк Иона был 3 дня во чреве кита, но никто не станет утверждать, что он пробыл там 3 года, поэтому утверждение АСД следует рассматривать как ничем не обоснованное вольное обращение с текстом.
Также в учении АСД о 2300 прекращении жертвы имеются противоречия. Согласно их учению получается, что небольшой рог свирепствовал с 457 до РХ по 1844 по РХ, но языческий Рим не имел в V веке до н.э. политической власти над Израилем и не мог повлиять на приостановление или прекращение жертвоприношения в Храме. Во-вторых, власть зверя в новозаветное время ограничена периодом с 538 по 1798 гг., тогда как время очищения святилища приходится на 1844 год.
Хотя АСД и говорят, что в 1798 году папство получило рану и ожило, то это утверждение только вскрывает и показывает эсхатологическую натяжку в утверждении сектантов.
Пророк Даниил не мог говорить о прекращении ежедневной жертвы на 2300 лет, поскольку он же в 9-й главе своей книги утверждает, что жертва прекратится в половине 70-й седмицы, т.е. еще до разрушения храма в 70 году.
Заблуждение АСД при отождествлении пророчеств 7 и 8 главы Даниила с реальными событиями
Прежде всего, следует отметить, что видения пророка Даниила имеют типологический — т.е. образный характер. Другими словами, они могут относиться не к одному, а к нескольким событиям библейской истории.
60
Подобно тому, как в речи Христа о разрушении Иерусалима содержится предсказание о конце мира и событиях перед вторым пришествием (Мф. 24), так и слова пророка Даниила, изображавшего события Ветхого Завета, относятся к концу Нового Завета. Одно пророчество, таким образом, как бы символически изображает другое.
Пророчество из 8-й главы Даниила о небольшом роге осуществилось перед явлением Христа на Антиохе Епифане, принадлежавшем к династии селевкийских царей, представлявших одно из 4-х царств, образовавшихся после распада империи Александра Македонского.
Антиох Епифан жил во II веке до РХ, т.е. в период упадка этих царств, что соответствует пророчеству Даниила, о том, что эти слова относятся к концу времени Дан. 8,23. В 1 Книге Маккавейской говорится о том, что после того, как Антиох разгромил Птолемея Египетского, он в 143 году вступил в Иерусалим, осквернил и обобрал святилище, отменил закон и почитание суббот (1 Мак. 1,20,42-45), а в 145 г. на жертвеннике была устроена мерзость запустения (1 Мак. 1,54). В 148 священники очистили святилище и принесли жертвы на новоустроенном жертвеннике всесожжений (1 Мак. 4,43-53). После того, что случилось, Антиох упал с колесницы и погиб в 149 году (1 Мак. 6,16; 2 Мак. 9,5-29). Обстоятельства смерти Антиоха Епифана соответствуют видению пророка Даниила, предсказавшего, что богохульник будет сокрушен не рукою человека (Дан. 8,25).
Летоисчисление по книге Маккавейской
Период бедствий, согласно летоисчислению книг Маккавейских, продолжался с 143 по 149, и его продолжительность составила 6 лет 3 месяца и 20 дней, что равно 2300 дням. В то же время образ Антиоха Епифана является прототипом гонителя и врага Церкви Христовой – антихриста, поэтому многое, что говорит пророк о царе можно отнести прообразовательно и к антихристу. В этом смысле небольшой рог 8-й главы имеет отношение к тому же образу из 7 главы с той лишь разницей, что антихрист пытается отменить не иудейский закон дел, но христианский закон веры (Рим. 3,27).
Таким образом, толкование АСД пророчеств книги Даниила находится в явном противоречии с фактами библейской истории, что свидетельствует о безосновательности их эсхатологических построений.
Критический разбор представления о первосвященническом служении Христа
Заблуждение АСД основано на буквальном понимании слов апостола Павла (Евр. 9,22-23) о том, что по закону все, в том числе и образы небесного, должны очищаться кровью. Однако эти слова, взятые в более обширном контексте, не дают оснований для такого буквального их толкования. В Послании Евреям Павел, говорит что ветхозаветный первосвященник должен был ежегодно входить во святилище с кровью для очищения. Эти действия символически прообразовали жертву Христа, Который за всех приобрел нам вечное искупление (Евр. 9,12). Искупительная жертва состояла в том, что через восприятие человеческой природы в Божескую Ипостась, а также крестную смерть Христову было восстановлено разрушенное грехом благодатное единство с Богом; человеческое естество было очищено от последствий греха и освящено. Это обновленное естество — плоть Христа апостол Павел сравнивает с завесой, открывающей нам новый путь в царство небесное (Евр. 10,19-20): «итак братья имея дерзновение входить...».
Писание свидетельствует, что вхождение в Царство Небесное, приобщение к жизни вечной возможно еще здесь на земле через Церковь посредством ее таинств: крещения и евхаристии. Так же говорит и Христос: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17,21). В другом месте Павел пишет, что мы освящены единократным принесением крови Иисуса Христа, и второй раз Христос явится не для очищения грехов, а для ожидающих спасения (Евр. 9,24-28).
61
Таким образом, учение АСД о вхождении Христа в 1844 году в небесное святилище и начале суда, который открывает для верующих дверь в Царство Небесное, находится в явном противоречии со свидетельством Писания, где говорится, что Христос вошел на небо после совершенного им искупления и своей жертвой освятил человечество и обожил его Сам в Себе. Так что Ему нет нужды вторично предпринимать какие-либо искупительные действия.
АСД утверждают, что войти в Царство Небесное человек может лишь воскреснув телом, ибо они отвергают существование разумной души, могущей существовать вне тела.
Разбор учения о знамениях и дате второго пришествия
Знамения, о которых говорят АСД, имели только локальное значение в пределах нашей Земли. Их масштабы и не могут соотноситься с глобальными космическими явлениями, которые будут предшествовать второму пришествию (Лк. 21,25-27; Мф. 24,27-31).
Что касается даты, то следует отметить, что в Писании вообще нет указаний на календарную дату второго пришествия. В Писании отмечается, что о времени не знает никто кроме Бога Отца (Мф. 24,36). Однако Христос так говорил в воспитательных целях, поскольку по Божеству ему известно это время. Христос увещал своих учеников бодрствовать и всегда быть готовыми к Его приходу.
В апостольских посланиях мы встречаемся с таким же мнением о времени второго пришествия. Многовековой опыт подтверждает тщетность попыток определить и узнать время пришествия антихриста. Антихристами считали Нерона, Мухаммеда, римских пап, Наполеона и др., хотя о времени второго пришествия не знает никто. Христос сказал, что его пришествие будет неожиданным для людей, погруженных в житейские заботы (Лк. 21,34): «смотрите, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Невозможность предузнать календарную дату пришествия должно побудить христиан к постоянному бодрствованию.
Поскольку вычисления неприменимы для точного вычисления даты пришествия Христа, то нельзя указать и на дату царствования антихриста, вычисления которого составляют главные положения АСД эсхатологии. Павел писал Фес.: «этот день не наступит пока не откроется человек греха и не будет взят удерживающий».
Учение о втором пришествии Христа, первом-втором воскресении, первой-второй смерти и суде
По мнению АСД, второе пришествие будет состоять из двух частей. После завершения суда-исследования начавшегося в 1844 году, состоится Второе пришествие Христа. В этот момент будут воскрешены умершие праведники, которые получат воскресшие тела и затем оставшиеся в живых праведники будут преображены. В то же время Господь уничтожит Вавилон — союз всех отпадших религий — неадвентистских. Вождь этого союза — очередной папа и все нечестивые будут уничтожены, это будет первая смерть. Земля, лишившись обитателей, будет опустошена (Иер. 4,23-25), и на ней будет заключен сатана с падшими ангелами (Откр. 20,2-3). Состояние связанности они толкуют как невозможность никому причинять вред — на земле никого не будет. После этого начнется 1000-летнее царство АСД со Христом. Их царство будет заключаться в суде над миром и над ангелами. 1000-летний суд не будет решать, кого воскрешать. Это решение уже принято Христом до второго пришествия, но праведники получат возможность убедиться в правильности принятых Богом решений и в случае сомнений могут задавать Ему вопросы. Рассмотрение этих вопросов продлится 1000 лет.
62
На протяжении этого 1000-летнего периода сатана будет страдать с падшими ангелами, поскольку не сможет удовлетворять своей злой воли, от своего бессилия. В конце 1000 лет нечестивые, не участвовавшие в первом воскресении, восстанут из гроба. Это будет второе воскресение. Сатана будет освобожден и, освободив грешников, поведет их против нового Иерусалима, который к этому времени сойдет на землю. Тогда состоится окончательный суд, и все грешники будут лишены бытия. Это будет вторая смерть.
Воскрешение грешников необходимо для того, чтобы они признали справедливость путей Божиих. Таким образом, по учению АСД, в конце истории состоится два пришествия, две смерти, два воскресения, два суда.
Разбор учения о втором пришествии Христа, первом-втором воскресении первой-второй смерти и суде
В Писании ясно говорится об одном а не двукратном пришествии Господа (Евр. 9,28), поэтому говорить о двукратном пришествии — противоречить Писанию. С представлением о двух пришествиях связано учение АСД о двух смертях, двух воскресениях. Но буквальное понимание этих библейских выражений из 20-й главы Откровения в корне противоречит духу Писания. В Писании все живущие в грехе называются духовными мертвецами (Лк. 9,60), которые через веру благодатью оживляются (Кол. 2,12-13), воскресают со Христом. Жизнь христианина на земле есть постоянное умирание для греха (1 Кор. 15,39) и жизнь для Бога (Рим. 6,11). Эта борьба верующего с грехом заканчивается последней данью греху — смертью. Согласно этому первая смерть — жизнь по плоти, первое воскресение есть обращение от мертвых дел, второе воскресение — это наследование вечной жизни праведниками после всеобщего воскресения, а вторая смерть означает наказание вечным осуждением.
Что касается учения о двух судах — оно тоже не согласно со свидетельством Писания, где говорится, что все мертвые как праведники так и грешники воскреснут в одно общее воскресение (Ин. 5,28-29), а затем живые в одно мгновение изменятся (1 Кор., 15,52). После этого состоится всеобщий суд, который будет один для всех. В Писании нет основания для учения о 1000-летнем промежутке между первым и вторым судами. Так, Павел считает день явления Господа одновременно и днем воздаяния праведным и неправедным (Рим. 2,5-8; 2 Сол. 2,6-10). Но обычно 1000-летнее царство толкуют как время бытия Церкви, в которое мы живем.
Поэтому сектантам следует избрать одно из двух — либо они принимают Писание в полном виде или они избирают только 20-ю главу Откровения, а все остальное объявляют менее значимым.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.