ОРКСЭ 4 класс
Урок №
Тема: «Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.»
Цель урока: формирование представлений об образцах нравственности.
Планируемый результат: знание учащимися образцов нравственности в культуре Отечества, желание и стремление им соответствовать.
Оборудование: карточки для групповой работы, иллюстрации, фотографии, художественные тексты, сборники пословиц, Толковый словарь С. И. Ожегова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления (урок - проект);
Основные термины и понятия: труженик, патриот, воин, коллективист.
Виды деятельности: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Есть высшее счастье на свете
Любовь и надежду храня,
Оставить свой след на планете
Во имя грядущего дня.
Кирилизе Жанне
- Как вы понимаете эти строчки? С какой целью я приготовила этот отрывок?
Рассмотрите фотографии и попробуйте определить, о чём пойдёт речь на уроке? (Ребята рассматривают фотографии, а подписи "патриот", "коллективист", "воин", "труженик" закрыты. Они открываются по мере ответов детей.)
3. Актуализация знаний.
Ребята, давайте разберём каждое слово нашей темы, чтобы всем было понятно, о чём мы будем говорить на уроке. Итак:
ОБРАЗЕЦ - То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-нибудь Служить образцом кому-нибудь Этот человек образец мужества.
- подберите синоним к слову образец (пример);
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. Кодекс человека.
- назовите синоним к слову нравственность (мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей);
- Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?
КУЛЬТУРА страны - это сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта, норм нравственного поведения;
Чтение учителем рассказа «Наше Отечество» К.Д.Ушинского
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов…»
- почему К.Д.Ушинский называет Россию Отечеством?
ОТЕЧЕСТВО - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.
- работа в парах: Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.
· Добрые дела, …(дороже денег)
4. Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня на уроке вы узнаете, какими образцами нравственности руководствуются граждане России, определяя свое поведение и образ жизни.Вспомним основные правила работы в группе:
- После выступления каждой группы задаются вопросы на понимание.
Задание для групп:
Сделайте информационный листок -газету, используя формат бумаги А3.
1. Используя Толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации, подобранные учителем, сформулируйте и запишите понятие в зависимости от названия группы.
2. Обсудите, рассмотрите иллюстрации, подобранные учителем и сформулируйте это понятие по отношению к ученику.
3. Подберите пословицы, стихи, соответствующие данному понятию.
4. Проявите творчество (по желанию), украсьте свою работу рисунком(ами), соответствующим теме информационного листка -газеты.
5. Подготовьте защиту Вашего проекта.
5. Первичная проверка понимания.
- А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:
1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
2. «Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет».
3. «Один за всех и все за одного».
4. На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
6. Первичное закрепление.
Дай определения понятиям: труженик, патриот, воин, коллективист.
Прочитай русские пословицы о нравственности:
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Доброе дело само себя хвалит.
Добрые чувства - соседи любви.
Добрый гость всегда в пору.
Добрым словом и бездомный богат.
Добро помни, а зло забывай.
- Как бы ты сформулировал на основе этих пословиц народный нравственный идеал?
Фронтальная работа. Ответь на вопросы:
- Благодаря каким нравственным условиям складывается дружный коллектив?
- В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?
- Что можно назвать образцом нравственности?
- Защитник Отечества - это человек, который...
4. Напишите синквейн, используя любое понятие урока. (Учащиеся сочиняют синквейны о труженике, патриоте, воине, коллективисте).
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.