Тема: Сердце матери
п. Хинганск
2020г
Тема: Сердце матери
Цель: развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа.
Задачи:
1. Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери;
2. Привлечение внимания школьников и родителей к проблеме почитания матери;
3. Формирование коммуникативной компетентности школьников через организацию групповой и коллективной деятельности;
4. Организация исследовательской деятельности детей по предложенным направлениям;
Технология: этический диалог, критического мышления.
Методы: словесный, наглядно-демонстративный, частично-поисковый
Формы деятельности: коллективные и групповые
Ожидаемые результаты:
Личностные
результаты:
- актуализация проблемы сопереживания и сострадания матери;
-
понимание роли матери в жизни каждого человека;
- осознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном
состоянии другого человека на примере матери;
- развитие доброжелательности, отзывчивости;
- формирование навыков осмысления собственного поведения, личной
ответственности за свои поступки;
Метапредметные результаты:
- осознанное построение речевых высказываний;
- формирование умения работать в паре, готовности слушать собеседника,
принимать его точку зрения, вести диалог;
- использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения,
доказательства.
Предметные результаты:
- принятие норм поведения в общении с матерью
Оборудование: видеопроектор, карточки для групповой работы, учебник, презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово
(Звучит музыка.)
За день до
рождения ребенок обратился к Богу:
– Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, зачем я нужен в этом мире? Кто мне будет
помогать в сложных ситуациях и любить, что бы со мной ни произошло?
Бог ответил:
– Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя
от всех бед. Он хранитель семейного очага.
– А как же его зовут? – спросил ребенок.
– Неважно, как его зовут. Ты будешь называть его “МАМА”!
Учитель: Слово “ МАМА”. Сколько тепла таит это слово. Этим словом называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
Мама: Я
буду успокаивать тебя, когда тебе будет страшно.
Я буду качать тебя в колыбели, когда ты будешь совсем маленьким.
Я согрею тебя своим дыханием, когда тебе будет холодно.
Я научу произносить тебя первое в твоей жизни слово “ МАМА”.
Мама:
Я – мама. Это много или мало?
Я – мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала,
И я молюсь теперь за то, что есть.
За плач ночной, за молоко, пеленки,
За первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка.
Я – мама! И поэтому права!
Я – целый мир. Я – жизни возрожденье.
И я весь свет хотела бы обнять.
Я – мама. Мама! Это наслажденье
Никто не в силах у меня отнять!
3. Объявление темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы посвятим самой замечательной и любимой женщине всех народов - Матери. А чтобы определить тему сегодняшнего разговора предлагаю послушать притчу.
Притча. Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.
М.Скребцова
А) Построение логической цепочки развития мысли.
– Где росла красавица берёза?
– От чего защищала Берёза-мать своих дочерей?
– Что случилось в лесу?
– Как вела себя Берёза-мать во время грозы?
– Почему Берёза-мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?
–
Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.
– Найдите и прочитайте строки, в которых, по вашему мнению, заключена основная мысль притчи.
– Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
– Как бы вы озаглавили этот текст? Сердце матери - это тема нашего урока.
–
Б) Обращение к личности ребёнка.
– А вы как можете защитить маму?
– Тему нашего урока нельзя понять только словами. Поэтому я даю вам другие средства познания. Они называются чувствами и мыслями. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым дорогим человеком – матерью.
4.Проект «Книга о маме»
Ученик: Целый месяц мы трудились над проектом “ Книга о маме». Книга посвящена празднику День Матери. Мы старались, чтобы успеть подготовиться к сегодняшнему уроку. И сейчас подведем итог нашей работы и представим результат, который у нас получился. Представим разделы нашей книги. Предисловие… Содержит информацию об истории создания праздника День Матери.
Женя Нет, наверно, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Указом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцин № 120 «О Дне Матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Маша По некоторым источникам традиция празднования Дня Матери берет начало еще в Древнем Риме, здесь почитали Великую Мать – богиню, матерей всех богов. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране. 12 декабря 1912 года была создана Международная Ассоциация Дня Матери с целью распространения сознательного празднования этого дня.
Украина – во второе воскресенье мая;
США - во второе воскресенье мая;
Германия - во второе воскресенье мая;
Турция - во второе воскресенье мая;
Япония - во второе воскресенье мая;
Франция – в последнее воскресенье мая;
Аргентина – в октябре;
Белоруссия – 14 октября;
Индия – в октябре;
1 группа Наша группа трудилась над разделом «Я гимн матери пою..». Здесь мы разместили стихи и песни о мамах.
2 группа А мы собирали материал для раздела « Самая прекрасная из женщин». В него вошли пословицы и высказывания о мамах.
Учитель: Давайте проверим ваши знания по двум разделам.. Внимательно ли вы выполняли задания ,трудясь над разделами.
–
Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее
чувствам легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.
Мудрость мусульман гласит: Если одновременно позовут тебя отец и мать, то
прежде подойди к матери.
Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните пословицы,
объясните их смысл.
Работа в парах
Лучше нету … , чем родная матушка.
При солнышке тепло, при …. добро.
Материнская молитва со …. достанет.
У дитятки заболит пальчик, а у матери …
- Какие высказывания, пословицы о матери подобрали? Объясните смысл высказываний ?
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)
Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)
Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (Сухомлинский)
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже)
Мать кормит детей, а земля людей.
Сердце матери лучше солнца греет.
Учитель: В разделе: «Ты одна такая – любимая и родная» нашей книги вы оформили информацию о своей маме. Сейчас вы поделитесь ей. ( выступления детей)
5. Закрепление материала.
- Сколько у каждого человека может быть Матерей?
- Отгадайте загадку: У меня, молодца, пять матерей, шеста - матушка
1.Родная мать.
2. Пресвятая Богородица
3. Мать - сыра земля
4. Родина-мать
5. Крёстная мать
6. Мать-церковь
(Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь)
- Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий образ матери был священным за её лучшие душевные качества. Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской Божьей Матери православные обращались с молитвами о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской.
- Вспомните, обижали ли вы когда-нибудь свою маму?
- Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения? Поэтому дома предлагаю Вам написать письмо, в котором попросите прощение у мамы.
- Мать и дитя – неразрывные понятия. С той самой секунды, когда маленький ребёнок появляется на свет, он становится главным человеком в жизни матери. Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но при этом всегда безмерно любит.
- А советом для нас пусть станут строки из стихотворения Виктора Гина.
Учащиеся: Всегда
легко обидеть мать.
Она обиду не заметит.
И только может вам сказать —
«Не простудись, сегодня ветер».
Любите люди матерей,
им в этой жизни мало надо.
Любовь и преданность детей
для них превысшая награда!
А сердце матери – оно
одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;
А сердце матери –
единственный ответ,
На все вопросы, таинства всей жизни,
И не забыть нам мудрый тот совет,
Что мать дала на Родине-Отчизне;
А сердце матери, когда ты
вдалеке -
Оно как компас правильный и точный,
И ты шагаешь бодро, налегке –
Оно укажет путь твой непорочный;
А
сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери –
честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с
холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!
Учитель: Что испытывает Сердце Матери? Какое оно сердце Матери? Подберите эпитеты. ( у детей сердце - сделать запись о сердце мамы)
6. Рефлексия: сочинить синквейн о маме ( в паре)
Вывод:
– Ребята, анализируя притчи, слушая стихотворения, работая в паре, какой вывод можно сделать о матери, как надо к ней относиться.
– Как теперь вы будете строить отношения с мамой?
– У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.
Клип о маме
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.