Урок ОРКСЭ в 4 классе "Сердце Матери"
Оценка 4.8

Урок ОРКСЭ в 4 классе "Сердце Матери"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
25.04.2020
Урок ОРКСЭ в 4 классе "Сердце Матери"
Урок- исследования был разработан к празднованию Дня Материи. Завершающим этапом работы стал выпуск книги о Матери.
урок орксэ.docx

 

 

 

 

Конспект урока ОРКСЭ
в 4 классе
 

 

 

 

 

 

 


Тема: Сердце матери

 

 

 

 

 

 

п. Хинганск

 

2020г

Тема: Сердце матери

Цель: развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа.

Задачи:

1.       Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери;

2.      Привлечение  внимания  школьников и родителей к проблеме почитания матери;

3.      Формирование коммуникативной компетентности школьников через организацию групповой и коллективной деятельности;

4.      Организация  исследовательской деятельности детей по предложенным направлениям;

 

Технология: этический диалог, критического мышления.

Методы: словесный, наглядно-демонстративный, частично-поисковый

Формы деятельности: коллективные и групповые

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:
- актуализация проблемы сопереживания и сострадания матери;

 - понимание роли матери в жизни каждого человека;
- осознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном состоянии другого человека на примере матери;
- развитие доброжелательности, отзывчивости;
- формирование навыков осмысления собственного поведения, личной ответственности за свои поступки;
Метапредметные результаты:
- осознанное построение речевых высказываний;
- формирование умения работать в паре, готовности слушать собеседника, принимать его точку зрения, вести диалог;
- использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения, доказательства.
Предметные результаты:
- принятие норм поведения в общении с матерью

Оборудование: видеопроектор, карточки для групповой работы, учебник, презентация к уроку.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово

(Звучит музыка.)

За день до рождения ребенок обратился к Богу:
– Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, зачем я нужен в этом мире? Кто мне будет помогать в сложных ситуациях и любить, что бы со мной ни произошло?
Бог ответил:
– Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед. Он хранитель семейного очага. 
– А как же его зовут? – спросил ребенок.
– Неважно, как его зовут. Ты будешь называть его “МАМА”!

Учитель: Слово “ МАМА”. Сколько тепла таит это слово. Этим словом называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

Мама: Я буду успокаивать тебя, когда тебе будет страшно.
Я буду качать тебя в колыбели, когда ты будешь совсем маленьким.
Я согрею тебя своим дыханием, когда тебе будет холодно.
Я научу произносить тебя первое в твоей жизни слово “ МАМА”.

Мама:

Я – мама. Это много или мало?
Я – мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала,
И я молюсь теперь за то, что есть.
За плач ночной, за молоко, пеленки, 
За первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка.
Я – мама! И поэтому права!
Я – целый мир. Я – жизни возрожденье.
И я весь свет хотела бы обнять.
Я – мама. Мама! Это наслажденье
Никто не в силах у меня отнять!

3. Объявление темы урока.

Учитель:  Ребята, сегодня наш урок мы посвятим самой замечательной и любимой женщине всех народов - Матери. А чтобы определить тему сегодняшнего разговора предлагаю послушать притчу.

Притча. Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.

М.Скребцова

А) Построение логической  цепочки развития мысли.

      Где росла красавица берёза?

      От чего защищала Берёза-мать своих дочерей?

      Что случилось в лесу?

      Как вела себя Берёза-мать во время грозы?

      Почему Берёза-мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?

      Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.

      Найдите и прочитайте строки, в которых, по вашему мнению, заключена основная мысль притчи.

      Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

      Как бы вы озаглавили этот текст? Сердце матери - это тема нашего урока.

       

Б) Обращение к личности ребёнка.

      А вы как можете защитить маму?

      Тему нашего урока нельзя понять только словами. Поэтому я даю вам другие средства познания. Они называются чувствами и мыслями. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым дорогим человеком – матерью.

4.Проект «Книга о маме»

Ученик: Целый месяц мы трудились над проектом “ Книга о маме».  Книга посвящена празднику День Матери. Мы старались, чтобы успеть подготовиться к сегодняшнему уроку. И сейчас    подведем итог нашей работы и представим результат, который у нас получился. Представим разделы нашей книги. Предисловие… Содержит информацию об истории создания праздника День Матери.

Женя  Нет, наверно, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Указом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцин № 120 «О Дне Матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Маша По некоторым источникам традиция празднования Дня Матери берет начало еще в Древнем Риме, здесь  почитали  Великую Мать – богиню, матерей всех богов. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране. 12 декабря 1912 года была создана Международная Ассоциация Дня Матери с целью распространения сознательного празднования этого дня.

Украина – во второе воскресенье мая;

США - во второе воскресенье мая;

Германия - во второе воскресенье мая;

Турция - во второе воскресенье мая;

Япония - во второе воскресенье мая;

Франция – в последнее воскресенье мая;

Аргентина – в октябре;

Белоруссия – 14 октября;

Индия – в октябре;

 

1 группа  Наша группа трудилась над разделом «Я гимн матери пою..».  Здесь мы разместили стихи и песни о мамах.

2 группа  А мы собирали материал для раздела « Самая прекрасная из женщин». В него вошли пословицы и высказывания о мамах.

Учитель: Давайте проверим ваши знания по двум разделам.. Внимательно ли вы выполняли задания ,трудясь над разделами.

      Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее чувствам легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Мудрость мусульман гласит:  Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните пословицы, объясните их смысл.

Работа в парах

Лучше нету   …          , чем родная матушка.

При солнышке тепло, при …. добро.

Материнская молитва со …. достанет.

У дитятки заболит пальчик, а у матери …

- Какие высказывания, пословицы  о матери подобрали? Объясните смысл высказываний ?

 

Без матери нет ни поэта, ни героя.   (М. Горький)

Любовь к Родине начинается с любви к матери.   (Ю. Яковлев)

Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни.    (В. Шукшин)

Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе.                                      (Сухомлинский)

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.   (П. Беранже)

 Мать кормит детей, а земля людей.

Сердце матери лучше солнца греет.

 

Учитель: В разделе:  «Ты одна такая – любимая и родная»  нашей книги вы оформили  информацию о своей маме. Сейчас вы поделитесь ей. ( выступления детей)

5.      Закрепление материала.

- Сколько у каждого человека может быть Матерей?

- Отгадайте загадку:  У меня, молодца, пять матерей, шеста - матушка

1.Родная мать.

2. Пресвятая Богородица

3. Мать - сыра  земля

4. Родина-мать

5. Крёстная мать

6. Мать-церковь

(Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь)

-          Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий образ матери был священным за её лучшие душевные качества. Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской Божьей Матери православные обращались с молитвами о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской.

-          Вспомните, обижали ли вы когда-нибудь свою маму?

-          Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения? Поэтому дома предлагаю Вам написать письмо, в котором попросите  прощение у мамы.

-          Мать и дитя – неразрывные понятия. С той самой секунды, когда маленький ребёнок появляется на свет, он становится главным человеком в жизни матери. Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но при этом всегда безмерно любит.

-          А советом для нас  пусть станут строки из стихотворения Виктора Гина.

Учащиеся: Всегда легко обидеть мать.
Она обиду не заметит.
И только может вам сказать —
«Не простудись, сегодня ветер».

Любите люди матерей,
им в этой жизни мало надо.
Любовь и преданность детей
для них превысшая награда!

А сердце матери – оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;

А сердце матери – единственный ответ,
На все вопросы, таинства всей жизни,
И не забыть нам мудрый тот совет,
Что мать дала на Родине-Отчизне;

А сердце матери, когда ты вдалеке -
Оно как компас правильный и точный,
И ты шагаешь бодро, налегке –
Оно укажет путь твой непорочный;

А сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;

А сердце матери – честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;

Но ты порой пройдёшь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!

Учитель: Что испытывает  Сердце Матери?  Какое оно сердце Матери?  Подберите эпитеты. ( у детей сердце - сделать запись о сердце мамы)

6. Рефлексия: сочинить синквейн о маме ( в паре)

Вывод:

      Ребята, анализируя притчи, слушая стихотворения, работая в паре, какой вывод можно сделать о матери, как надо к ней относиться.

      Как теперь вы будете строить отношения с мамой?

      У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.

 

Клип о маме


 

Тема: Сердце матери п

Тема: Сердце матери п

Тема: Сердце матери Цель: развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа

Тема: Сердце матери Цель: развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа

А как же его зовут? – спросил ребенок

А как же его зовут? – спросил ребенок

Березы — он удивительно мягкий!

Березы — он удивительно мягкий!

Индия – в октябре; 1 группа

Индия – в октябре; 1 группа

Матерь Божию – святую, родившую сына

Матерь Божию – святую, родившую сына

Запомни: сердце матери одно,

Запомни: сердце матери одно,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020