Обучение грамоте (письмо)
Тема |
Заглавная буква И |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования умения писать заглавную букву И; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые
|
Различают печатные и письменные буквы, строчную и заглавную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [и]; комментируют запись некоторых слов; используют заглавную букву в именах собственных |
Личностные |
Активно участвуют в процессе обучения |
Универсальные
|
Регулятивные: оценивают, сравнивают результаты деятельности (чужой, своей). Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; логические – выявляют особенности написания буквы И. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия |
Основное
содержание темы, понятия |
Печатная, письменная, строчная, заглавная буквы; слого-звуковой анализ слов, звук [и] |
Образовательные
|
Презентация
«Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download
|
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма |
|
осуществляемые |
формируемые |
||||
I. Организация начала урока |
Фронтальная, индивидуальная |
Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки) |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок |
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя |
– Какую букву мы научились писать на прошлом уроке? – С какой буквой в паре ходит строчная буква? – Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? – Сегодня мы научимся писать заглавную букву И, проведем слого-звуковой анализ новых слов |
– Строчную букву и. – С заглавной. – Учиться писать заглавную букву И |
Формулируют учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика |
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики |
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Зеркальное рисование». |
Выполняют пальчиковую гимнастику. Берут в каждую руку по карандашу и рисуют одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы |
Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя |
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма |
Индивидуальная. Практический |
– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой |
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку |
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой |
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Сравнение букв И, и |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Сравните заглавную и строчную буквы И, и, установите сходство и различия |
Рассматривают буквы И, и. Называют черты сходства и отличия |
Устанавливают сходство и различие букв И, и |
Фронтальный. Устные ответы |
4. Знакомство с заглавной буквой И (с. 8) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, письмо |
– Рассмотрите образец заглавной буквы И. – Из каких двух элементов состоит заглавная буква? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите контур змеи |
Рассматривают букву, ее элементы. Отвечают на вопросы учителя. Обводят элементы буквы и контур змеи |
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют и называют правильно элементы буквы И |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, обведение элементов буквы и контура змеи |
5. Знакомство с написанием буквы И |
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ |
– Опишите направление движения руки при написании буквы И. Буква И состоит из двух элементов. Заглавную букву И начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем линию вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. – Запишите букву в воздухе под счет и-раз, и-два-и |
Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе |
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в заглавной букве |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
6. Работа в «Прописи 2» (с. 8). Письмо буквы |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
– Запишите на первой строке элементы буквы И. – Допишите на второй строке букву И. – Кто изображен на рисунке? – Заштрихуйте индейца буквами И. – Обведите буквы И, и в словах лиса, Ира, Иван |
Выполняют задание: осуществляют запись элементов буквы и букву, вписывают буквы в слова |
Осуществляют письмо буквы И в соответствии с образцом, соблюдают высоту, ширину |
Индивидуальный. Письмо |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
– Кто кричит: «Иго-го?» – Давайте изобразим лошадок. Стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: роняют руки, встают на другую ногу (расслабление) |
– Лошади. Выполняют движения за учителем |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективная. Правильное выполнение упражнения |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой
анализ слов |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой |
– Рассмотрите схему слова лиса. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог?
– Рассмотрите схему слова Ира. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог?
– Рассмотрите схему слова Иван. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? – Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог?
– Почему слова Ира и Иван начинаются с заглавной буквы? |
– Два. – Второй. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков.
– Два. – Первый. – Один. – Из одного гласного звука. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков.
– Два. – Второй. – Один. – Из гласного звука. – Три. – Из слияния согласного и гласного звуков, третий согласный находится за пределами слияния. – Это имена людей |
Выполняют слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносят написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывают имена собственные |
Фронтальный. Анализ схемы слов, устные ответы |
2. Работа в «Прописи 2». Письмо буквы И, сочетания Ии |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
– Запишите красиво на строке букву И по образцу. – Выберите наиболее красивую букву, обозначьте этот лучший вариант точкой и ориентируйтесь на него в процессе письма. – Посмотрите на сочетание букв Ии. Напишите такое же сочетание |
Выполняют письмо буквы И в соответствии с образцом, сочетание букв Ии |
Анализируют написанную букву, сочетание букв, ориентируются на лучший вариант в процессе письма |
Индивидуальный. Письмо |
V. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– У какой буквы мы сегодня были в гостях? – Буква И довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо еще поработать? – Понравилось вам в гостях у буквы И? – Дома потренируйтесь в написании изученной буквы |
Отвечают на вопросы учителя |
Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.