Предмет: биология.
Класс: 8
УМК: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272с.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8
Место урока в системе уроков по теме: урок 2 из 8 уроков, отведенных на изучение раздела 5 «Кровь и кровообращение».
Цель урока: сформировать знания о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей, дать понятие о свёртывания крови как защитной реакции организма.
Задачи урока:
· Образовательные: сформировать знания о группах крови, о совместимости крови по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей, свёртывание крови как защитная реакция организма.
· Развивающие: способствовать развитию у учащихся биологической грамотности, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии); развитие интереса к предмету; развитие умений работать с научно-популярной литературой, формировать умения применять полученные на уроке знания в жизненных ситуациях.
· Воспитательные: воспитание у учащихся доброты и милосердия, формирование навыков заботы по сохранению своего здоровья, воспитание гуманного отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.
Планируемые результаты:
· Знать о группах крови, об их отличительных признаках, о донорстве, механизм свёртывания крови.
· Уметь объяснить механизм переливания крови работать с дополнительными источниками информации.
Техническое обеспечение урока: таблицы «Кровь человека», «Ткани», учебный видеофильм.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
· Биология. 9 кл. Сборник рефератов. Часть 1. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 576 с.
· Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 - М: «Педагогика», 1975 г.
· Грин Н., Стаут Т., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 2: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. -М.:Мир, 1993.
· Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. д-ра биол. наук Л. В. Латманизовой. - М.: «Просвещение», 1971 г.
· https://chem-oge.sdamgia.ru/
Содержание урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Учитель приветствует класс. Определяет готовность класса к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию. |
Проверка домашнего задания |
1.Анализ результатов лабораторной работы.
2.Самостоятельная работа по теме «Клетки крови» (приложение 1). |
Слушают, анализируют типичные ошибки.
Выполняют самостоятельную работу. |
Актуализация знаний.
|
Почему необходимо знать свою группу крови и резус - фактор? Вы уже наверное догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Какова же тема урока на сегодня?
Тема урока «Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови»
Какие задачи мы должны с вами решить сегодня на уроке? |
Высказывают свои мнения.
|
Изучение нового материала.
|
Из истории учения о переливании крови.
Группы крови, их различия. Уже в древности врачи пытались перелить кровь от человека человеку. Однако в большинстве случаев это заканчивалось смертью. Изучение явлений, происходящих при смешивании чужеродной крови, показало, что эритроциты одного человека, помещенные в плазму другого, могут склеиваться в комочки (агглютинироваться ). В результате агглютинации эритроцитов и последующего их гемолиза возникает тяжелое состояние, называемое гемотрансфузионным шоком. Открытие групп крови: в 1901 году немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще одну группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет четыре разные группы крови.
Определение групп крови производится с помощью стандартных сывороток, содержащих известные агглютинины.
Кровь от одного человека другому можно переливать, только учитывая ее групповую принадлежность.
Перед переливанием крови особое внимание обращают на агглютиногены эритроцитов, так как они у человека, которому переливают кровь, т.е. у реципиента, могут встретиться с родственными агглютининами и склеиться. Кроме основных агглютиногенов А и В в эритроцитах могут быть дополнительные и, в частности, так называемый резус-фактор ( Rh -фактор), который впервые был обнаружен в крови обезьяны макаки резуса. Примерно у 85% людей в крови имеется резус-фактор. Такая кровь называется резус-положительной. Кровь, в которой отсутствует резус-фактор, называется резус-отрицательной. РЕЗУС-ФАКТОР. По системе АВ0 у человека различают четыре группы крови. Они обусловлены наследованием трех аллелей одного гена: При этом группы крови принято обозначать следующим образом: I группа – II группа – или III группа – или IV группа – Кровь человека отличается также по резус-фактору, который наследуется как аутосомный доминантный признак. Донорство в России, его значение для спасения жизни людей, сохранения их здоровья.
Свертывание крови - это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов, за счет образования тромба.
Каков же механизм свёртывания крови? (рисунок на доске)
Из всех нарушений свёртываемости крови наиболее известен наследственный недуг – гемофилия. Он поражает только мужчин, но женщины могут быть носителями и передавать своим сыновьям. Впрочем, это довольно редкое заболевание, поражающее примерно одного мальчика из 10000. Гемофилию порождает отсутствие в крови одного из свёртывающих факторов, плазменного белка, известного как антигемофилический глобулин или фактор VIII. Даже мелкий порез может вызвать сильную кровопотерю, и больные нередко страдают от внутренних кровотечений без видимой причины. В прошлом большинство таких больных умирало в детстве. В наши дни им делают переливания крови и инъекции извлечённого из плазмы фактора VIII, что позволяет вести нормальный образ жизни. |
Сообщение ученика
Слайды № 6-9. Видеоматериалы – просмотр учебного фильма.
Заполнение таблицы «Группы крови человека» стр.77 учебник.
Просмотр презентации. (Слайды №2,3).
Слайд № 14.
Сообщение ученика о Карле Ландштейнере и Яне Янском. (Слайд №10 - 11) Записывают в тетрадь учёных и их вклад.
Просматривают фрагмент учебного фильма (как проводят определение групп крови).
Перерисовывают схему переливания крови стр.78 учебник или слайд презентации. (Слайд №16)
Слайд № 17.
Сообщения учащихся с учетом местных данных. (Слайд №18).
Сообщение учащегося. Зарисовывают в тетради схему свёртывания крови. (Слайд № 19).
Сообщение учащегося «Гемофилия»
|
Подведение итогов урока. |
Ответьте на вопросы: Какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы ее в ходе проведения урока? - Что интересного для себя вы узнали на уроке?
Учитель подводит итоги работы, выставляет оценки.
|
Обобщают полученные знания; дают оценку своей деятельности на уроке.
|
Домашнее задание. |
Сообщает домашнее задание: параграф 16.
|
Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя.
|
Приложение 1.
Задание 1. Графический диктант «Клетки крови».
1. Безъядерные клетки.
2. Образуются в красном косном мозге, лимфатические узлы, селезёнка.
3. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000.
4. Живут 120 суток.
5. Участвуют в выработке антител.
6. В 1 мм3 крови содержится 400000.
7. Содержат белок гемоглобин.
8. Красные безъядерные образования.
9. Образуются в красном костном мозге.
10. Живут 3-5 дней.
11. В 1 мм3 крови содержится 4,5 – 5,5 млн.
12. Участвуют в свёртывании крови.
13. Живут 5-7 дней.
14. Белые ядерные клетки.
15. Способны к фагоцитозу.
Задание 2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Вариант № 1. «Найди ошибку»
1. Лейкоциты-белые кровяные клетки.2. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. 3. В 1 мм3 крови от 9-15 тысяч. (6-9 тыс.). 4. Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны активно), самостоятельно передвигаться. 5. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.6. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитозом).7.Кроме того, особая группа лейцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию.8.Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И.Мечников).
Вариант № 2. «Найди ошибку»
1. Эритроциты - красные кровяные клетки.2. Они очень малы. 3. В 1 мм3 крови их 10 млн. (5 млн.). 4.3релые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют). 5. Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению.7. Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). 8. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов). 9. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.