Урок по анатомии
Оценка 4.7

Урок по анатомии

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
9 кл—11 кл
03.05.2023
Урок по анатомии
конспект урока и дидактический материал
Группы крови. Резус-фактор.docx

Предмет: биология.

Класс: 8

УМК: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Изд. 3-е, перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272с.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Группы  крови. Резус-фактор. Переливание  крови. Свертывание крови.

 Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8

Место урока в системе уроков по теме: урок 2 из 8 уроков, отведенных на изучение раздела 5 «Кровь и кровообращение».

Цель урока: сформировать знания о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости кро­ви по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей, дать понятие о  свёртывания крови как защитной реакции организма.

 

Задачи урока:

·         Образовательные: сформировать знания о группах крови,  о совместимости кро­ви по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей,  свёртывание крови как защитная реакция организма.

·         Развивающие: способствовать развитию у учащихся  биологической грамотности, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии); развитие  интереса к предмету;  развитие умений работать с научно-популярной литературой, формировать умения применять полученные на уроке знания в жизненных ситуациях.

·         Воспитательные: воспитание у учащихся доброты и милосердия,  формирование навыков   заботы  по сохранению своего здоровья,  воспитание  гуманного  отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.

Планируемые результаты:

·         Знать  о группах крови, об их отличительных признаках,  о донорстве, механизм свёртывания крови.

·         Уметь объяснить механизм переливания крови работать с дополнительными источниками информации.

 

Техническое обеспечение урока: таблицы «Кровь человека», «Ткани»,  учебный видеофильм.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

·         Биология. 9 кл. Сборник рефератов. Часть 1. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 576 с.

·         Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 - М: «Педагогика», 1975 г.

·         Грин Н., Стаут Т., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 2: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. -М.:Мир, 1993.

·         Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. д-ра биол. наук Л. В. Латманизовой. - М.: «Просвещение», 1971 г.

·         https://chem-oge.sdamgia.ru/

 

Содержание  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Организационный

момент

Учитель приветствует  класс.

Определяет готовность класса к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.

Проверка домашнего задания

1.Анализ результатов лабораторной работы.

 

2.Самостоятельная работа по теме «Клетки крови» (приложение 1).

Слушают, анализируют типичные ошибки.

 

Выполняют самостоятельную работу.

Актуализация знаний.

 

Почему необходимо знать свою группу крови и резус - фактор?

Вы уже наверное догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Какова же тема урока на сегодня?

 

Тема урока «Группы  крови. Резус-фактор. Переливание  крови. Свертывание крови»

 

Какие задачи мы должны с вами решить сегодня на уроке?

Высказывают свои мнения.

 

Изучение нового материала.

 

 

Из истории учения о переливании крови.

 

Группы крови, их различия.

Уже в древности врачи пытались перелить кровь от человека человеку. Однако в большинстве случаев это заканчивалось смертью. Изучение явлений, происходящих при смешивании чужеродной крови, показало, что эритроциты одного человека, помещенные в плазму другого, могут склеиваться в комочки (агглютинироваться ). В результате агглютинации эритроцитов и последующего их гемолиза возникает тяжелое состояние, называемое гемотрансфузионным шоком.

Открытие групп крови: в 1901 году немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще одну группу крови. Таким образом, все

население земного шара имеет четыре разные группы крови.

 

Определение групп крови производится с помощью стандартных сывороток, содержащих известные агглютинины.

 

Кровь от одного человека другому можно переливать, только учитывая ее групповую принадлежность.

 

Перед переливанием крови особое внимание обращают на агглютиногены эритроцитов, так как они у человека, которому переливают кровь, т.е. у реципиента, могут встретиться с родственными агглютининами и склеиться.

Кроме основных агглютиногенов А и В в эритроцитах могут быть дополнительные и, в частности, так называемый резус-фактор ( Rh -фактор), который впервые был обнаружен в крови обезьяны макаки резуса. Примерно у 85% людей в крови имеется резус-фактор. Такая кровь называется резус-положительной. Кровь, в которой отсутствует резус-фактор, называется резус-отрицательной. РЕЗУС-ФАКТОР.

По системе АВ0 у человека различают четыре группы крови. Они обусловлены наследованием трех аллелей одного гена: При этом группы крови принято обозначать следующим образом: I группа – II группа – или III группа – или IV группа – Кровь человека отличается также по резус-фактору, который наследуется как аутосомный доминантный признак.

Донорство в России, его значение для спасения жизни людей, сохранения их здоровья.

 

Свертывание крови - это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов, за счет образования тромба.

 

Каков же механизм свёртывания крови? (рисунок на доске)

 

 

Из всех нарушений свёртываемости крови наиболее известен наследственный недуг – гемофилия. Он поражает только мужчин, но женщины могут быть носителями и передавать своим сыновьям. Впрочем, это довольно редкое заболевание, поражающее примерно одного мальчика из 10000. Гемофилию порождает отсутствие в крови одного из свёртывающих факторов, плазменного белка, известного как антигемофилический глобулин или фактор VIII. Даже мелкий порез может вызвать сильную кровопотерю, и больные нередко страдают от внутренних кровотечений без видимой причины. В прошлом большинство таких больных умирало в детстве. В наши дни им делают переливания крови  и инъекции извлечённого из плазмы фактора VIII, что позволяет вести нормальный образ жизни.

Сообщение ученика

 

 

Слайды № 6-9.

Видеоматериалы – просмотр учебного фильма.

 

Заполнение таблицы «Группы крови человека» стр.77 учебник.

 

Просмотр презентации. (Слайды №2,3).

 

 

 

Слайд № 14.

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика о Карле Ландштейнере и Яне  Янском. (Слайд №10 - 11)

Записывают в тетрадь учёных и их вклад.

 

 

 

 

 

Просматривают фрагмент учебного фильма (как проводят определение групп крови).

 

 

 

Перерисовывают схему переливания крови стр.78 учебник или слайд презентации. (Слайд №16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся с учетом местных данных. (Слайд №18).

 

 

 

Сообщение учащегося.

Зарисовывают в тетради схему свёртывания крови. (Слайд № 19).

 

 

 

 

Сообщение учащегося «Гемофилия»

 

Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы:

Какова была цель нашего сегодняшнего урока?

Достигли мы ее в ходе проведения урока?

- Что  интересного для себя вы узнали на уроке?

 

Учитель подводит итоги работы,  выставляет оценки.

 

Обобщают полученные знания; дают оценку своей деятельности на уроке.

 

Домашнее задание.

Сообщает домашнее задание: параграф 16.

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя. 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Задание 1. Графический диктант «Клетки крови».

1. Безъядерные клетки.

2. Образуются в красном косном мозге, лимфатические узлы, селезёнка.

3. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000.

4. Живут 120 суток.

5. Участвуют в выработке антител.

6. В 1 мм3 крови содержится 400000.

7. Содержат белок гемоглобин.

8. Красные безъядерные образования.

9. Образуются в красном костном мозге.

10. Живут 3-5 дней.

11. В 1 мм3 крови содержится 4,5 – 5,5 млн.

12. Участвуют в свёртывании крови.

13. Живут 5-7 дней.

14. Белые ядерные клетки.

15. Способны к фагоцитозу.

Задание 2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 Вариант № 1. «Найди ошибку»

1. Лейкоциты-белые кровяные клетки.2. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. 3. В 1  мм3 крови от 9-15 тысяч. (6-9 тыс.). 4. Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны активно), самостоятельно передвигаться. 5. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.6. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитозом).7.Кроме того, особая группа лейцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию.8.Изучением  защитных свойств крови занимался  И.П. Павлов (И.И.Мечников).

 

Вариант № 2. «Найди ошибку»

1. Эритроциты - красные кровяные клетки.2. Они очень малы. 3. В 1  мм3 крови их 10 млн. (5 млн.). 4.3релые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют). 5. Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению.7. Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). 8. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов). 9. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

 


 

Предмет: биология. Класс: 8

Предмет: биология. Класс: 8

Содержание урока. Этапы урока

Содержание урока. Этапы урока

Кровь от одного человека другому можно переливать, только учитывая ее групповую принадлежность

Кровь от одного человека другому можно переливать, только учитывая ее групповую принадлежность

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Приложение 1. Задание 1 . Графический диктант «Клетки крови»

Приложение 1. Задание 1 . Графический диктант «Клетки крови»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023