Урок 6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны
Цели урока
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.
Метапредметные: графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений.
Предметные: формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз.
Основной материал
Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли.
Методические акценты урока. Для введения в урок представленные вопросы, упражнение 5 и задания 7—10 позволят организовать деятельность учащихся по актуализации знаний о характере суточного и годичного движения Солнца.
Несмотря на кажущуюся простоту введения данной темы, важно учитывать, что навыки проведения мысленного эксперимента у учащихся недостаточны, а рассмотрение разных процессов в различных системах отсчета традиционно является сложным учебным действием для школьников. Истинное понимание астрофизических основ данной темы в представлении учащихся может подменяться поверхностным знанием отдельных фактов. Поэтому при анализе движения Луны необходимо наряду с виртуальным наблюдением использовать возможности реальной модели: укрепленный на стержне непрозрачный шар, размещенный на определенном отдалении от глобуса, освещают широким пучком света. При этом обращают внимание, что из разных точек класса наблюдается различная освещенность шара.
Взаимовлияние Земли и Луны вызвано сходными
физическими свойствами небесных тел (сравнимый радиус, масса). Следствием данного взаимовлияния Земли и Луны выступает равенство периодов собственного обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли. Данное положение следует проиллюстрировать с использованием модели: сделав на ша- ре отметку, можно наглядно показать вращение Луны относительно Земли. Вводится понятие «сиде- рический месяц». Далее анализируется динамика наступления различных фаз Луны и анализируются причины возникновения наблюдаемых лунных фаз: видимая часть Луны освещается Солнцем, и Луна имеет форму шара. Вводится понятие «синодический месяц». Важно остановиться на относительности всех систем отсчета и показать, что для наблюдателя на Луне (такими «наблюдателями» выступали космонавты, высаживавшиеся на поверхность спутника, а также исследовательские космические аппараты, в том числе и советские) Земля также будет иметь фазы, сходные с лунными.
Так как учащиеся из курса физики и географии имеют общее представление о солнечных и лунных затмениях, изучение данных вопросов можно представить для самостоятельной индивидуальной работы с последующим обсуждением. При этом желательно сравнить по одним и тем же характеристикам солнечные и лунные затмения и представить результаты в виде таблицы.
Характеристика солнечных и лунных затмений
Параметры характеристики |
Солнечное затмение |
Лунное затмение |
Графическое изо- бражение процес- са затмения |
|
|
Астрономические условия наступ- ления |
|
|
Вид затмения |
|
|
Максимальная продолжитель- ность |
|
|
Средняя частота наступления в течение года |
|
|
Частота наблю- дения на опреде- ленной террито- рии |
|
|
Окончание табл.
Параметры характеристики |
Солнечное затмение |
Лунное затмение |
Сарос (период повторения по- следовательности затмений) и его причины |
|
|
Использование явления в науч- ных целях |
|
|
После выполнения данной работы целесообразно обсудить результаты, обратив внимание на кольцеобразное солнечное затмение, свидетельствующее об изменении расстояний видимого углового диаметра Луны в зависимости от взаимных расстояний Солнца, Земли и Луны. Возвратившись к демонстрации модели движения Луны вокруг Земли относительно Солнца, необходимо проиллюстрировать теоретические рассуждения учащихся: удаляя и приближая шар к источнику света, можно наблюдать изменение характера видимости самого источника. Далее иллюстрируется тот факт, что плоскость орбиты Луны относительно Земли имеет наклон к плоскости эклиптики, составляющий 5, что и препятствует возникновению в каждое новолуние и полнолуние солнечного и лунного затмений.
Важно подобрать такой визуальный материал, иллюстрирующий явления солнечных и лунных затмений, чтобы учащиеся заинтересовались самостоятельным проведением данных наблюдений. Для этого можно использовать материал о затмениях, наблюдавшихся в данном населенном пункте (если такие материалы есть), продемонстрировать фото- и видеоматериалы, размещенные в сети Интернет с иллюстрацией наблюдавшихся на территории Рос- сии солнечных и лунных затмений. Активизирует интерес учащихся и обсуждение темно-красного оттенка лунного диска, который остается видимым во время лунных затмений: преломляясь в земной ат мосфере, длинноволновое солнечное излучение по- падает в конус земной тени и освещает Луну.
Итогом занятия являются ответы на вопросы к § 7 и § 8 учебника и упражнений 6, 7 учебника, что позволит еще раз проанализировать изученные явления.
Домашнее задание. § 7, 8; практические задания.
В течение недели наблюдайте положение Луны в одно и то же время. Выберите удаленные объекты, относительно которых можно сравнивать положение лунного диска. По результатам наблюдений заполним таблицу.
Дата наблюдения |
|
|
|
|
|
|
Графическое изображение на- блюдаемой фазы Луны |
|
|
|
|
|
|
Название фазы |
|
|
|
|
|
|
Цвет Луны |
|
|
|
|
|
|
Характер смеще- ния Луны относи- тельно выбранных ориентиров |
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу и сделайте поясняющие рисунки.
Название фазы |
Вид Луны |
Угол фазы |
Время видимо- сти |
Рисунок |
|
Не видна |
|
|
|
|
|
270 |
|
|
|
|
|
Вечером |
|
|
Полный круг |
|
Всю ночь |
|
Темы проектов
О чем может рассказать цвет лунного диска.
Описания солнечных и лунных затмений в ли- тературных и музыкальных произведениях.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa ce=catalog&class=47&subject=39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Статическая графика «Лунные затмения», «Полные солнечные затмения», «Солнечные затмения».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.