урок по астрономии

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.docx

Урок 6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Цели урока

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений.

Предметные: формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз.

Основной материал

Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли.

Методические акценты урока. Для введения в урок представленные вопросы, упражнение 5 и задания 7—10 позволят организовать деятельность учащихся по актуализации знаний о характере суточного и годичного движения Солнца.

Несмотря на кажущуюся простоту введения данной темы, важно учитывать, что навыки проведения мысленного эксперимента у учащихся недостаточны, а рассмотрение разных процессов в различных системах отсчета традиционно является сложным учебным действием для школьников. Истинное понимание астрофизических основ данной темы в представлении учащихся может подменяться поверхностным знанием отдельных фактов. Поэтому при анализе движения Луны необходимо наряду   с виртуальным наблюдением использовать возможности реальной модели: укрепленный на стержне непрозрачный шар, размещенный на определенном отдалении от глобуса, освещают широким пучком света. При этом обращают внимание, что из разных точек класса наблюдается различная освещенность шара.

Взаимовлияние Земли и Луны вызвано сходными

физическими свойствами небесных тел (сравнимый радиус, масса). Следствием данного взаимовлияния Земли и Луны выступает равенство периодов собственного обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли. Данное положение следует проиллюстрировать с использованием модели: сделав на ша- ре отметку, можно наглядно показать вращение Луны относительно Земли. Вводится понятие «сиде- рический месяц». Далее анализируется динамика наступления различных фаз Луны и анализируются причины возникновения наблюдаемых лунных фаз: видимая часть Луны освещается Солнцем, и Луна имеет  форму  шара.  Вводится  понятие   «синодический месяц». Важно остановиться на относительности всех систем отсчета и показать, что для наблюдателя на Луне (такими «наблюдателями» выступали космонавты, высаживавшиеся на поверхность спутника, а также исследовательские космические аппараты, в том числе и советские) Земля также будет иметь фазы, сходные с лунными.

Так как учащиеся из курса физики и географии имеют общее представление о солнечных и лунных затмениях, изучение данных вопросов можно представить для самостоятельной индивидуальной работы с последующим обсуждением. При этом желательно сравнить по одним и тем же характеристикам солнечные и лунные затмения и представить результаты в виде таблицы.

Характеристика солнечных и лунных затмений

 

Параметры характеристики

Солнечное затмение

Лунное затмение

Графическое изо- бражение процес- са затмения

 

 

Астрономические условия наступ- ления

 

 

Вид затмения

 

 

Максимальная продолжитель- ность

 

 

Средняя частота наступления в течение года

 

 

Частота наблю- дения на опреде- ленной террито- рии

 

 

 

Окончание табл.

 

Параметры характеристики

Солнечное затмение

Лунное затмение

Сарос (период повторения по- следовательности затмений) и его причины

 

 

Использование явления в науч- ных целях

 

 

 

После выполнения данной работы целесообразно обсудить результаты, обратив внимание на кольцеобразное солнечное затмение, свидетельствующее об изменении расстояний видимого углового диаметра Луны в зависимости от взаимных расстояний Солнца, Земли и Луны. Возвратившись к демонстрации модели движения Луны вокруг Земли относительно Солнца, необходимо проиллюстрировать теоретические рассуждения учащихся: удаляя и приближая шар к источнику света, можно наблюдать изменение характера видимости самого источника. Далее иллюстрируется тот факт, что плоскость орбиты Луны относительно Земли имеет наклон к плоскости эклиптики, составляющий 5, что и препятствует возникновению в каждое новолуние и полнолуние солнечного и лунного затмений.

Важно подобрать такой визуальный материал, иллюстрирующий явления солнечных и лунных затмений, чтобы учащиеся заинтересовались самостоятельным проведением данных наблюдений. Для этого можно использовать материал о затмениях, наблюдавшихся в данном населенном пункте (если такие материалы есть),  продемонстрировать  фото- и видеоматериалы, размещенные в сети Интернет с иллюстрацией наблюдавшихся на территории Рос- сии солнечных и лунных затмений. Активизирует интерес учащихся и обсуждение темно-красного оттенка лунного диска, который остается видимым во время лунных затмений: преломляясь в земной ат мосфере, длинноволновое солнечное излучение по- падает в конус земной тени и освещает Луну.

Итогом занятия являются  ответы  на  вопросы к § 7 и § 8 учебника и упражнений 6, 7 учебника, что позволит еще раз проанализировать изученные явления.

Домашнее задание. § 7, 8; практические задания.

В течение недели наблюдайте положение Луны в одно и то же время. Выберите удаленные объекты, относительно которых можно сравнивать положение лунного диска. По результатам наблюдений заполним таблицу.

 

Дата наблюдения

 

 

 

 

 

 

Графическое изображение на- блюдаемой фазы Луны

 

 

 

 

 

 

Название фазы

 

 

 

 

 

 

Цвет Луны

 

 

 

 

 

 

Характер смеще- ния Луны относи- тельно выбранных ориентиров

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу и сделайте поясняющие рисунки.

 

 

Название фазы

 

Вид Луны

 

Угол фазы

Время видимо- сти

 

Рисунок

 

Не видна

 

 

 

 

 

270

 

 

 

 

 

Вечером

 

 

Полный круг

 

Всю ночь

 

Темы проектов

О чем может рассказать цвет лунного диска.

Описания солнечных и лунных затмений в ли- тературных и музыкальных произведениях.

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa ce=catalog&class=47&subject=39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Статическая графика «Лунные затмения», «Полные солнечные затмения», «Солнечные затмения».


 

Скачано с www.znanio.ru