урок по астрономии

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 17. Две группы планет.docx

Урок 17. Две группы планет

Цели урока

Личностные: проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов.

Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия.

Основной материал

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются.

Методические акценты урока. Методологическая ценность урока состоит в формировании навыков сравнительного анализа у учащихся, умения видеть за частными фактами и характеристиками базовые критерии сходства и различия объектов. Поэтому наиболее целесообразно выстроить урок в форме самостоятельной работы. Предварительно необходимо актуализировать знания, используя вопросы к § 17 учебника, и предложить следующую практическую работу:

Практическая работа

«Две группы планет Солнечной системы»

Цель: исследовать характеристики планет Солнечной системы.

Используемые материалы: «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год.

Ход работы

1)  Ознакомьтесь с содержанием § 15 учебника.

2)  Укажите основание, согласно которому происходит разделение планет на две группы.

3)  Используя данные § 15 и приложения VI учебника, охарактеризуйте группы планет по их физическим характеристикам.

 

 

Планеты земной группы

Планеты- гиганты

Названия планет

 

 

Диапазон значений плотности планет группы (кг/м3)

 

От   до    

 

От   до    

Диапазон значений радиусов (в радиусах Земли)

 

От      до           

 

От      до          

Диапазон значений масс (в массах Земли)

От      до           

От      до          

Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:

1.  По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?

2.  Плотности планет какой группы больше? Чем можно объяснить различия в плотности физических тел?

4)  Используя данные § 15 учебника, охарактеризуйте физико-химические свойства каждой из групп планет Солнечной системы.

 

 

Планеты земной группы

Планеты- гиганты

Преобладающие хи- мические элементы и соединения вещества планет

 

 

Агрегатное состоя- ние преобладающего вещества планет

 

 

Преобладающие химические элементы атмосфер планет

 

 

Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:

1.  В чем состоит сходство химического состава планет двух групп?

2.  В чем состоит различие химического состава планет двух групп?

3.  На каком этапе формирования тел Солнечной системы, согласно рассмотренной ранее гипотезе, возникло различие в химическом составе планет двух групп?

5)  Используя данные  приложения  VI  учебника и «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год, исследуйте особенности взаимодействия групп планет в гравитационно-взаимосвязанной системе тел.

 

 

Планеты земной группы

Планеты- гиганты

Продолжительность суток

От   до    

От   до    

Общее количество спутников

 

 

Продолжительность года

 

 

Проанализируйте указанные значения, ответив на вопрос: «По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?»

6)  Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы, физических основах их различий и сходств.

Домашнее задание. § 15; практические задания.

1.  Используя данные приложения VIII учебника, заполните таблицу, проанализировав значение запуска космических аппаратов.

 

Цель запуска КА

Год

Результат

Исследование планет и их спутников

 

 

Исследование комет, астероидов и межпла- нетного пространства

 

 

Вывод на орбиту кос- мических телескопов

 

 

2.  Заполните таблицу, используя различные источники информации.

 

Название станции

«Салют-1»

«Салют-7»

 

«Мир»

 

МКС

Изображе- ние

 

 

 

Период работы на орбите

1971—

1985 гг.

1986—

2001 гг.

2000 г.

 

Название станции

«Салют-1»

«Салют-7»

 

«Мир»

 

МКС

 

Назначе- ние

Самостоя- тельная КС, оборудован- ная для про- живания и организации работы

Центр управ- ления орби- тальным комплексом

Современ- ный много- функцио- нальный исследова- тельский центр

 

Основные характери- стики

 

 

 

 

Научные исследова- ния, вы- полненные на борту

 

 

 

 

Наиболее важные данные, получен- ные с ее борта

 

 

 

3.  Используя приложение IX «Указания к наблюдениям лунной поверхности» и шестикратный бинокль, осуществите наблюдение поверхности Луны. По результатам наблюдения заполните таблицу.

 

Графическое изображение наблюдаемой фазы Луны

 

Наблюдаемые невооруженным глазом моря

 

Наблюдаемые

с помощью бинокля кратеры

 

Другие наблюдаемые объекты

 

Темы проектов

1.  Самые высокие горы планет земной группы.

2.  Фазы Венеры и Меркурия.

Задача для подготовки к ЕГЭ по физике

Космонавт на Земле притягивается к ней с силой 700 Н. С какой приблизительно силой он будет при- тягиваться к Марсу, находясь на его поверхности, если радиус Марса в 2 раза, а масса — в 10 раз мень- ше, чем у Земли?

Интернет-ресурсы

http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы.

http://www.youtube.com/watch?v=QxzConPeC 2k — Космос. Тела Солнечной системы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru