Урок 17. Две группы планет
Цели урока
Личностные: проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.
Метапредметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов.
Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия.
Основной материал
Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются.
Методические акценты урока. Методологическая ценность урока состоит в формировании навыков сравнительного анализа у учащихся, умения видеть за частными фактами и характеристиками базовые критерии сходства и различия объектов. Поэтому наиболее целесообразно выстроить урок в форме самостоятельной работы. Предварительно необходимо актуализировать знания, используя вопросы к § 17 учебника, и предложить следующую практическую работу:
Практическая работа
«Две группы планет Солнечной системы»
Цель: исследовать характеристики планет Солнечной системы.
Используемые материалы: «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год.
Ход работы
1) Ознакомьтесь с содержанием § 15 учебника.
2) Укажите основание, согласно которому происходит разделение планет на две группы.
3) Используя данные § 15 и приложения VI учебника, охарактеризуйте группы планет по их физическим характеристикам.
|
Планеты земной группы |
Планеты- гиганты |
Названия планет |
|
|
Диапазон значений плотности планет группы (кг/м3) |
От до |
От до |
Диапазон значений радиусов (в радиусах Земли) |
От до |
От до |
Диапазон значений масс (в массах Земли) |
От до |
От до |
Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:
1. По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?
2. Плотности планет какой группы больше? Чем можно объяснить различия в плотности физических тел?
4) Используя данные § 15 учебника, охарактеризуйте физико-химические свойства каждой из групп планет Солнечной системы.
|
Планеты земной группы |
Планеты- гиганты |
Преобладающие хи- мические элементы и соединения вещества планет |
|
|
Агрегатное состоя- ние преобладающего вещества планет |
|
|
Преобладающие химические элементы атмосфер планет |
|
|
Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:
1. В чем состоит сходство химического состава планет двух групп?
2. В чем состоит различие химического состава планет двух групп?
3. На каком этапе формирования тел Солнечной системы, согласно рассмотренной ранее гипотезе, возникло различие в химическом составе планет двух групп?
5) Используя данные приложения VI учебника и «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год, исследуйте особенности взаимодействия групп планет в гравитационно-взаимосвязанной системе тел.
|
Планеты земной группы |
Планеты- гиганты |
Продолжительность суток |
От до |
От до |
Общее количество спутников |
|
|
Продолжительность года |
|
|
Проанализируйте указанные значения, ответив на вопрос: «По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?»
6) Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы, физических основах их различий и сходств.
Домашнее задание. § 15; практические задания.
1. Используя данные приложения VIII учебника, заполните таблицу, проанализировав значение запуска космических аппаратов.
Цель запуска КА |
Год |
Результат |
Исследование планет и их спутников |
|
|
Исследование комет, астероидов и межпла- нетного пространства |
|
|
Вывод на орбиту кос- мических телескопов |
|
|
2. Заполните таблицу, используя различные источники информации.
Название станции |
«Салют-1» — «Салют-7» |
«Мир» |
МКС |
|
Изображе- ние |
|
|
|
|
Период работы на орбите |
1971— 1985 гг. |
1986— 2001 гг. |
2000 г. |
|
|
Название станции |
«Салют-1» — «Салют-7» |
«Мир» |
МКС |
|
Назначе- ние |
Самостоя- тельная КС, оборудован- ная для про- живания и организации работы |
Центр управ- ления орби- тальным комплексом |
Современ- ный много- функцио- нальный исследова- тельский центр |
|
Основные характери- стики |
|
|
|
|
Научные исследова- ния, вы- полненные на борту |
|
|
|
|
Наиболее важные данные, получен- ные с ее борта |
|
|
|
3. Используя приложение IX «Указания к наблюдениям лунной поверхности» и шестикратный бинокль, осуществите наблюдение поверхности Луны. По результатам наблюдения заполните таблицу.
Графическое изображение наблюдаемой фазы Луны |
|
Наблюдаемые невооруженным глазом моря |
|
Наблюдаемые с помощью бинокля кратеры |
|
Другие наблюдаемые объекты |
|
Темы проектов
1. Самые высокие горы планет земной группы.
2. Фазы Венеры и Меркурия.
Задача для подготовки к ЕГЭ по физике
Космонавт на Земле притягивается к ней с силой 700 Н. С какой приблизительно силой он будет при- тягиваться к Марсу, находясь на его поверхности, если радиус Марса в 2 раза, а масса — в 10 раз мень- ше, чем у Земли?
Интернет-ресурсы
http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы.
http://www.youtube.com/watch?v=QxzConPeC 2k — Космос. Тела Солнечной системы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.