Урок 28. Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»
Цели урока
Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.
Метапредметные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии.
Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».
Основной материал
Применение закономерностей, характеризующих тела Солнечной системы. Применение закономерностей, характеризующих диаграмму «спектр — светимость». Применение закономерностей для определения масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости от массы.
Методические акценты урока. В начале урока важно обсудить графические модели эволюции звезд, выполненные учащимися в конце предшествующего урока, а также выполнить следующие задания.
1. Проследите на диаграмме «спектр — светимость» эволюционные этапы звезды, подобной нашему Солнцу.
2. Как изменилась бы «судьба» Солнечной системы, если бы место Солнца заняла звезда Альдебаран; Антарес? Для получения сведений о звездах используйте данные приложений III и V учебника.
После введения в тему урока важно вернуться к рассмотрению алгоритмов решения задач, представ- ленных в § 22 и § 23 учебника, и выполнить фронтально решение задач упражнения 18, № 1, 3, 5 и упражнения 19, № 1. Для выполнения работы учащимся предлагается самостоятельно завершить упражнение 19, а также выполнить следующие задания.
1. Пользуясь диаграммой «спектр — светимость», определите, существуют ли звезды спектрального класса А с абсолютной звездной величиной, равной
+4m. Может ли светимость звезды спектрального класса В превышать светимость Солнца в 10 тыс. раз? Существуют ли звезды, светимость которых в 100 раз меньше светимости Солнца, а температура около 30 тыс. К?
2. Процион — двойная звезда, у которой период обращения спутника около 39 лет, а большая полуось орбиты 13 а. е. Какова сумма масс компонентов этой системы?
3. Заполните таблицу, используя данные из учебника.
Модели звезд
Основные модели звезд |
Источ- ник энергии |
Масса, кг/тем- перату- ра, К |
Способ переноса энергии |
Эле- менты структу- ры |
Модель полно- стью конвек- тивной звезды |
|
|
|
|
Модель звезды нижней части главной после- довательности |
|
|
|
|
Модель звезды верхней части главной после- довательности |
|
|
|
|
Окончание табл.
Основные модели звезд |
Источ- ник энергии |
Масса, кг/тем- перату- ра, К |
Способ переноса энергии |
Эле- менты структу- ры |
Модели с неод- нородным химическим составом |
|
|
|
|
Модель белого карлика |
|
|
|
|
4. Ниже приведен перечень названий астрономических объектов и описание одного из них. Укажите, как они иерархически связаны между собой, и приведите характеристики, позволяющие сравнить между собой объекты одного иерархического уровня.
Барстеры, нейтронные звезды, радиопульсары, рентгеновские пульсары.
Барстеры — вспыхивающие рентгеновские звезды. Вспышки следуют одна за другой без какой-либо регулярности или периодичности, длящиеся от нескольких секунд до нескольких минут. Обладают магнитным полем такой величины, что оно не влияет заметно на динамику аккреции, допуская равно- мерный прогрев всей поверхности нейтронной звезды. Барстеры — старые системы.
5. В книге Б. А. Максимачева, В. Н. Комарова
«В звездных лабиринтах» приведено следующее описание одного из созвездий: «…Кажется несколько странным, почему запечатлели на небе: какие у него могут быть «исторические за- слуги»? Больше того, у него есть по крайней мере две серьезные мифические вины: одна из них состоит в том, что он смертельно укусил небесного охотника ... Поэтому, когда сияют звезды (в зимнее время года), не ищи- те : он прячется под горизонтом. И только летом в северных широтах он едва осмеливается приподняться над южной стороной неба.
Другое зло причинил невольно: своим ужасным видом он так перепугал легкомысленного сына бога Солнца , пытавшегося управлять огненной колесницей своего отца, что тот отпустил вожжи, и кони сбросили юношу». Заполните пропуски в тексте. Определите, о каком созвездии рассказывают авторы. В какое время года его можно наблюдать визуально на небе? Определив, о каком созвездии идет речь в тексте, укажите, что вы знаете о нем еще. Назовите созвездие, которое в XVIII в. возникло в результате «отрезания части» у описываемого созвездия.
Комментарии для учителя к выполнению зада- ния 5: «…Кажется несколько странным, почему Скорпиона запечатлели на небе: какие у него могут быть «исторические заслуги»? Больше того, у него есть по крайней мере две серьезные мифические вины: одна из них состоит в том, что он смертельно укусил небесного охотника Ориона... Поэтому, когда сияют звезды Ориона (в зимнее время года), не ищите Скорпиона: он прячется под гори- зонтом. И только летом в северных широтах он едва осмеливается приподняться над южной сто- роной неба. Другое зло Скорпион причинил невольно: своим ужасным видом он так перепугал легко- мысленного сына бога Солнца Фаэтона, пытавшегося управлять огненной колесницей своего отца, что тот отпустил вожжи, и кони сбросили юно- шу».
Речь идет о созвездии Скорпиона. Визуально созвездие Скорпиона может наблюдаться в апреле — мае (указание на октябрь — ноябрь ошибочно, в этот период созвездие находится на небе в дневное время и наблюдать его визуально невозможно). Среди фак- тов, которые могут быть приведены о созвездии, можно назвать следующие:
— в правой части созвездия Скорпиона расположены три яркие звезды, средняя из которых — красноватый Антарес, что означает «соперник Марса». Антарес — двойная звезда, что можно наблюдать только с помощью сильного телескопа. Расстояние
до Антареса таково, что свет пробегает его за 173 года. Мы видим звезду такой, какой она была в начале столетия;
— звездная пара «хвоста» Скорпиона арабами была названа словом «Шаула», что означает «Жало». Однако жители экваториальных стран предпочитают другое название — «Кошачьи глаза»;
— в созвездии часто вспыхивали новые звезды. Одна из них появилась в 134 г. н. э. в «голове» Скор- пиона, что подтолкнуло Гиппарха к составлению ка- талога звезд;
— в созвездии Скорпиона расположен один из самых ярких источников рентгеновского космического излучения — Скорпион Х-1.
В XVIII в. Скорпион «перенес операцию»: наши далекие предки «отрезали» от него правую клешню, превратив ее в нынешнее созвездие Весов.
Домашнее задание. Домашняя контрольная работа № 4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.