Урок Астрономия
Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.
Цель: Познакомить учащихся с небесной средой и ее вращением, ориентировкой по небу. Рассмотреть горизонтальную систему координат, изменение координаты и понятие кульминации светил, перевод градусной меры в часовую и обратно.
Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия: суточное
движение светил; небесной сферы и горизонтальной системы координат; прецессии;
заходящие, невосходящие, незаходящие светила; кульминация, продолжить
формирование умения работать с ПКЗН и астрономических способах ориентирование
на местности по звездам. Об астрономических методах исследований
астрономических наблюдениях и измерениях и угломерных астрономических
инструментах (высотомер, теодолит и т.д.). О космических явлении -
вращении Земли вокруг своей оси и об ее следствиях - небесных явлениях:
восходе, заходе, суточном движении и кульминациях светил (звезд).
2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления
причинно-следственных связей, о практических способах применения
астрометрических знаний.
3. Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к
самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в
течении суток, формирование вычислительных навыков в переводе градусной меры в
часовую и обратно. Формирование умений: применять подвижную карту звездного
неба, звездные атласы, Астрономический календарь для определения положения и
условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; находить на
небе Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.
Знать:
1-й уровень (стандарт) - понятие небесной сферы и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно. Использовать угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер. Находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности.
2-й уровень - понятие небесной сферы и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и их деление, прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно. Использовать угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер. Находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности.
Уметь:
1-й уровень (стандарт) -строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд, показать точки кульминации, производить простейший перевод часовой меры в градусную и обратно, показать на ПКЗН созвездия и яркие звезды, применять знания основных понятий для решения качественных задач. Находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде.
2-й уровень - строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд по их делению, показать точки кульминации и зенитное расстояние, производить перевод часовой меры в градусную и обратно, находить по ПКЗН созвездия и яркие звезды, кульминацию звезд в определенный промежуток времени, применять знания основных понятий для решения качественных задач. Находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде и с помощью карты звездного неба; находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности; использовать подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.
Оборудование: ПКЗН, модель небесной сферы. Астрономический календарь. Фото околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD- "Red Shift 5.1" (видеофрагмент = Экскурсии - Звездные острова - Ориентировка на небе).
Ход урока:
1) Анализ с/р с прошлого урока (рассмотреть
задание, вызвавшие затруднение).
2)Диктант.
Оценивается: “5” ≥ 14, “4” ≥ 11, “3” ≥8
II. Новый материал(15 мин).
А) Ориентировка на небе CD- "Red Shift 5.1" (видеофрагмент = Экскурсии - Звездные острова - Ориентировка на небе), хотя можно было этот раздел включить на 2-м уроке. |
|||
"Кто знает, как найти в небе Полярную звезду?". Чтобы найти Полярную звезду, нужно через звезды Большой Медведицы (первые 2 звезды "ковша") мысленно провести прямую линию и отсчитать по ней 5 расстояний между этими звездами. В этом месте рядом с прямой мы увидим звезду, почти одинаковую по яркости со звездами "ковша" – это и есть Полярная звезда (рис слева). |
Обзор звездного неба на 15 сентября, 21 час. Летний (летне-осенний) треугольник = звезда Вега (a Лиры, 25,3 св. лет), звезда Денеб (a Лебедя, 3230 св. лет), звезда Альтаир (a Орла, 16,8 св. лет). |
Б) |
Фото околополярной области неба. |
||||||||||||||||||||||||||||
1) Звезда – светлый след,
за сутки круг |
суточное вращение небосвода – положение звезд относительно друг друга не меняется |
||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдаемое
суточное вращение небесной сферы (с востока на запад) – кажущееся явление,
отражающее действительное вращение земного шара вокруг своей оси (с запада на
восток). |
|||||||||||||||||||||||||||||
В
действительности звезды движутся в пространстве и расстояние до них различно.
Ведь если например оценить на глаз расстояние до деревьев за окном. Какое из
них ближе к нам? Насколько? А теперь мысленно будем удалять эти два дерева.
До 500 м человек уверенно определяет различия в расстояниях до предметов, а
максимум до 2 км. А на больших расстояниях человек неосознанно пользуется
другими критериями – сравнивает видимые угловые размеры, опирается на
перспективу видимой картины. Следовательно, если деревья находятся в открытой
местности, где больше ничего нет, то, начиная с некоторого расстояния, мы
перестанем различать, какое дерево ближе (дальше) и тем более не сможем
оценить расстояние между ними. Нам будет казаться с определенного момента,
что деревья одинаково удалены от нас. А на небе, когда расстояние от
Земли до Луны составляет 384 400 км, до Солнца – около 150 млн. км, а до
самой близкой звезды, α Центавра, – в 275 400 раз больше, чем до Солнца.
Поэтому и на небе нам кажется что все светила находятся на одинаковом
расстоянии. Человеческие глаза в лучшем случае могут различать расстояния
лишь в пределах 2км. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Для решения многих практических задач расстояния до небесных тел не играют роли, важно лишь их видимое расположение на небе. Угловые измерения не зависят от радиуса сферы. Поэтому, хотя в природе небесной сферы и не существует, но астрономы для изучения видимого расположение светил и явлений, которые можно наблюдать на небе в течении суток или многих месяцев, применяют понятие Небесная сфера – воображаемой сферы произвольного радиуса (сколь угодно большого), в центре которой находится глаз наблюдателя. На такую сферу и проецируются звезды, Солнце, Луна, планеты и т.д, отвлекаясь от действительных расстояний до светил и рассматривая лишь угловые расстояние между ними. · Первое упоминание о “хрустальных сферах” у Платона (427-348, Др. Греция). Первое изготовление небесной сферы встретили у Архимеда (287-212, Др. Греция), описано в работе “Об изготовлении небесной сферы”. · Самый древний небесный глобус “Глобус Фарнезе” 3
в. до н. э. из мрамора хранится в Неаполе. · Что является центром небесной сферы? (Глаз наблюдателя). · Каков радиус небесной сферы? (Произвольный, но достаточно большой). · Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (Положением центра). |
|||||||||||||||||||||||||||||
В) Небесная сфера и горизонтальная система координат |
|||||||||||||||||||||||||||||
РР1 – Ось мира = ось видимого вращения небесной
сферы (параллельна оси вращение Земли). · Каков период вращения небесной сферы? (Равен периоду вращения Земли – 1 сутки). · В каком направлении происходит видимое (кажущееся) вращение небесной сферы? (Противоположно направлению вращения Земли). · Что можно сказать о взаимном расположении оси вращения небесной сферы и земной оси? (Ось небесной сферы и земная ось будут совпадать). · Все ли точки небесной сферы участвуют в видимом
вращении небесной сферы? (Точки, лежащие на оси, покоятся). · Где на этой модели находится наблюдатель? · В каком месте шара находится южный и северный полюсы мира? · Где на шаре следует нарисовать Полярную звезду? · Укажите геометрическое место точек, которые во время вращения не изменяют своего местоположения. · В каком направлении происходит видимое вращение небесной сферы, если наблюдать с северного полюса (с южного полюса)? |
|||||||||||||||||||||||||||||
Земля движется по орбите вокруг Солнца. Ось вращения Земли наклонена к
плоскости орбиты на угол
66,5° (показать с помощью листа картона, проколанного спицей). Вследствие
действия сил тяготения со стороны Луны и Солнца ось вращения Земли смещается,
в то время как наклон оси к плоскости земной орбиты остается постоянным. Ось
Земли как бы скользит по поверхности конуса. (то же происходит с осью у
обыкновенного волчка в конце вращения). Это явление было открыто еще в 125
г. до н. э. греческим астрономом Гиппархом и названо прецессией. Один
оборот земная ось совершает за 25 735 лет – этот период называется платоническим
годом. Сейчас вблизи Р – северного полюса мира находится Полярная
звезда – α М. Медведица. Дальше титул Полярной поочередно присваивался
π, η и τ Геркулеса, звездам Тубан и Кохаб. Римляне вовсе не
имели Полярной звезды, а Кохаб и Киносуру (α Малой Медведицы)
называли Стражами. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Горизонтальная система координат |
|||||||||||||||||||||||||||||
h – высота – угловое расстояние светила от горизонта (Ð МОА, измеряется в градусах, минутах, секундах; от 0о до 90о) А - азимут – угловое расстояние вертикала светила от точки юга (Ð SOА) в направлении суточного движения светила, т.е. по часовой стрелке; измеряется в градусах минутах и секундах от 0о до 360о). |
|||||||||||||||||||||||||||||
Горизонтальные координаты светила в течение суток меняется. А' Равноценная высоте→зенитное расстояние Z=90o- h [форм 1] |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Кульминация – явление пересечения светилом небесного меридиана. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Светило М в течение суток описывает суточную параллель – малый круг небесной сферы, плоскость которого ^ оси мира и проходит через глаз наблюдателя. М3 – точка восхода, М4 – точка захода, М1 - верхняя кульминация (h max; А= 0o), М2 – нижняя кульминация (h min; A =180o) По суточному движению светила делятся на: 1 - невосходящие 2 - (восходяще - заходящие) восходящие и заходящие 3 - незаходящие. К каким относится Солнце, Луна? (2) |
|||||||||||||||||||||||||||||
III Закрепление материала(15 мин). |
|||||||||||||||||||||||||||||
А) Вопросы |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Б) практическая работа по ПКЗН. |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
В) 1. Переведите 3ч,
6ч в градусную меру (3.15=450, 900) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Г) Тест. Фразе из левого столбца подберите подходящее по смыслу продолжение из правого. |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Ответы по тесту: |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
IV Итог урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
1) Вопросы : |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
2) Оценки |
|||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа: § 3, стр.19-вопросы. Стр. 30 (п.7-9) |
|||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.