Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»
Оценка 4.8

Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—11 кл
22.02.2020
Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»
Урок с использованием частично- поискового метода, а также с заданиями разной сложности
«Приспособленность организмов к среде обитания».docx

Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт Кашинская Т.И.

 

Урок №59

Тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки с живыми организмами, индивидуальные оценочные листы, лист «ЗУХ», учебник издательство «Мектеп» 2013, автор: Ж.Б. Шилдебаев, Ж.Ж.Кожантаева, Л.Е. Аманжолова.

Цель урока: Создание условия для формирования естественнонаучных знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о формах естественного отбора;

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

- познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

- раскрыть относительный характер приспособлений;

- подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

- критическое мышление: внимание, память, речь, мышление;

- эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- коллаборативная среда: навыки работы в паре и группе

Воспитательные:

- воспитывать целостное восприятие мира и бережного отношения к окружающей среде

- научить применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Тип урока: частично- поисковый, комбинированный.

Межпредметная связь: естественных наук 

Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.

Формы работы науроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, практическая работа.

 

Ход урока

       I.            Организационный момент.

     Создание коллаборативной среды(цель: создание атмосферы успеха, эмоциональная подзарядка, активное слушание.)

·        Тренинг "Круг радости" сближает учащихся между собой, даёт им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность, к тому же далее на уроке при работе в парах, в группах учащиеся чувствуют себя увереннее, комфортнее.

·        Деление класса на группы «Молекулы»                                      слайд 1

    II.            Актуализация знаний.

 Задание по уровням сложности. Взаимопроверка                         слайд 2

1-уровень.  Заполнить таблицу

свет

температура

влажность

пища

давление

кислород

 

 

 

 

 

 

Напиши названия организмов, соответствующие лимитирующие факторы?


1)    Белый медведь

2)    Ночная бабочка

3)    Колорадский жук

4)    Щука

5)    Дождевой червь

6)    Стрекоза

7)    Рыба-скат

8)    Белка

9)    Лягушка

10)                       Сова

11)                       Летучая мышь


2-уровень.      Выполни тест.

1.     Все условия неживой природы, влияющие на организмы, популяции,

виды, природные сообщества, относятся к…

а). Биотическим факторам б). Абиотическим факторам в). Суточному ритму

2.  Из перечисленных абиотическим фактором является…

а) свет б) конкуренция в) деятельность человека г) глубина водоема д) паразитизм

3. Биотическим фактором является…

а) радиация б). температура в) давление г) хищничество

4. К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести:

а) выделение болезнетворными бактериями токсинов;

б) перенос пыльцы растений ветром;

в) выделение зелеными растениями кислорода;

г) разложение органических веществ в почве.

3-уровень.  Проблемный вопрос – найти решение

Распределите факторы на 1) абиотические, 2) биотические;3) антропогенные.

а) Химический состав воды; б) Планктон; в) Плотина на реке; г) Влажность воздуха; д) Эдафобионты; е) Водохранилище на реке; ж) Скорость течения реки; з) Засоленность почвы или воды; и) Бактерии в воздухе; к) Вырубка леса; л) Температура; м) Хищничество; н) Паразитизм; о) Браконьерство.

Дополнительное задание для учащихся: Синквейн: «Среда» - работа классу

 III.            Введение в тему

Критическое мышление (Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности.)

Раздаётся раздаточный материал, картинки с живыми организмами и окружающей средой.

конверт-разбейте организмы на 4группы

Вопрос: Почему вы так это сделали?                                                    слайд 3

               Назовите тему сегодняшнего урока?

Тема: приспособление организмов к среде обитания                          слайд4,5,6,7,8,9

Стратегия «ЗУХ»                                                                                   слайд 10

Что я знаю             Что хочу узнать              Что я узнал

IV.            Изучение нового материала.

Активное обучение (Цель: проявляет интерес к интеллектуально волевым усилиям, чередуя виды деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке. )

Стратегия: «Думай, объединяйся, делись».

Каждая группа получает задание и инструкцию по её выполнению. Работу в группах начните с распределения ролей.

1 группа Водная среда обитания

2 группа Наземно –воздушная среда обитания

3 группа Почвенная среда обитания

4 группа Организменная среда обитания

Задание для групп: Ознакомьтесь с текстом индивидуально параграф 59

Обсудите в группе, и составить в рабочих тетрадях кластер

Стратегия «Метод Джиксо» смена микрогрупп

   V.            Релаксация –Здоровьесберегающая технология                         слайд 11

Песня «Я иду и пою»

VI.            Закрепление.Выполнение заданий по программе PISA.            слайд 12

Ваня и Коля поехали на рыбалку захватив с собою все необходимые снасти. Они стали спорить, о выборе озера. Ваня предложил поехать на озеро Пестрое, а Коля на озеро Горькое, оно было ближе к дому. На него ребята и отправились. Просидев час и не поймав ничего, они решили съездить на озеро Пестрое. Через пол часа они наловили пол ведра рыбы.

1.Объясните почему на озере Горькое не было рыбы? (1)

А) мелкоеВ) солёноеС) неудачное время для клёва

2.Какое озеро будет более загрязнённое и почему? (2)

3.Какие организмы могут обитать в этих озерах? (3)

4.Подумайте какие рыбы можно разводить? (4)

5.В каком из озёр будет обитать больше живых организмов?     (3)

6.По названию озёр можно ли судить о его составе? (да/нет)                (3-4)

Могут ли водоплавающие птицы обитать на озере Горькое? (да/нет)

Состояние прибрежной зоны влияет на качество воды? (да/нет)

7.Правильно ли Ваня и Коля проводят своё свободное время? (4-5)

8.Приспосабливаются ли животные к окружающей среде? (5-6)

VII.            Оценивание

Индивидуальный оценочный листФ.И. учащегося______________________

0-2балла

3-4 балла

5 баллов

Актуализация знаний

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

Выполнение задания

 

 

 

итого

 

 

 

 

VIII.            Рефлексия: «ЗУХ»

Что я знаю             Что хочу узнать              Что я узнал                 слайд 13

IX.            Домашнее заданиеПараграф 59, напишитеэссе с  примерами приспособления организмов в своей местности.                                                                 слайд 14,15

1. Водная среда обитания

 

 

 

2. Наземно –воздушная среда

 

 

 

3. Почвенная среда

 

 

 

4.Организменная среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание по уровням сложности.

1-уровень.  Заполнить таблицу

свет

температура

влажность

пища

давление

кислород

 

 

 

 

 

 

Напиши названия организмов, соответствующие лимитирующие факторы?


12)                       Белый медведь

13)                       Ночная бабочка

14)                       Колорадский жук

15)                       Щука

16)                       Дождевой червь

17)                       Стрекоза

18)                       Рыба-скат

19)                       Белка

20)                       Лягушка

21)                       Сова

22)                       Летучая мышь


 

2-уровень.      Выполни тест.

2.     Все условия неживой природы, влияющие на организмы, популяции,

виды, природные сообщества, относятся к…

а). Биотическим факторам б). Абиотическим факторам в). Суточному ритму

2.  Из перечисленных абиотическим фактором является…

а) свет б) конкуренция в) деятельность человека г) глубина водоема д) паразитизм

3. Биотическим фактором является…

а) радиация б). температура в) давление г) хищничество

4. К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести:

а) выделение болезнетворными бактериями токсинов;

б) перенос пыльцы растений ветром;

в) выделение зелеными растениями кислорода;

г) разложение органических веществ в почве.

3-уровень.  Проблемный вопрос – найти решение

Распределите факторы на 1) абиотические, 2) биотические;3) антропогенные.

а) Химический состав воды; б)Планктон; в) Плотина на реке; г) Влажность воздуха;           д) Эдафобионты; е) Водохранилище на реке; ж) Скорость течения реки; з) Засоленность почвы или воды; и) Бактерии в воздухе; к) Вырубка леса; л) Температура; м) Хищничество; н) Паразитизм; о) Браконьерство.

Дополнительное задание для учащихся: Синквейн:  « Среда »- работа классу

 

Индивидуальный  оценочный листФ.И. учащегося______________________

0-2балла

3-4 балла

5 баллов

Актуализация знаний

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

Выполнение задания

 

 

 

итого

 

 

 

Индивидуальный  оценочный листФ.И. учащегося______________________

0-2балла

3-4 балла

5 баллов

Актуализация знаний

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

Выполнение задания

 

 

 

итого

 

 

 

Индивидуальный  оценочный листФ.И. учащегося______________________

0-2балла

3-4 балла

5 баллов

Актуализация знаний

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

Выполнение задания

 

 

 

итого

 

 

 

Индивидуальный  оценочный листФ.И. учащегося______________________

0-2балла

3-4 балла

5 баллов

Актуализация знаний

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

Выполнение задания

 

 

 

итого

 

 

 

 

L03p14p05L03p14p08L03p12p27L03p13p02L33p03p05L03p14p01img8L03p13p08c1152710512361110http://www.sadovoda.ru/uploads/posts/2010-08/1282053368_pochvennyj-gumus.jpghttp://www.desibucket.com/db2/01/10657/10657.jpghttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRriWR-lmPO_j0nkhYmOdaAxnsP1gggFPCVQcFeYaLw1VYkpTplhttp://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mnogoobrazie-organizmov/0009-026-6.-ORGANIZMENNAJA-parazity-boleznetvornye-bakterii-paraziticheskie.jpg


 

Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт

Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт

Тип урока : частично- поисковый, комбинированный

Тип урока : частично- поисковый, комбинированный

Летучая мышь 2-уровень

Летучая мышь 2-уровень

Раздаётся раздаточный материал, картинки с живыми организмами и окружающей средой

Раздаётся раздаточный материал, картинки с живыми организмами и окружающей средой

Ваня и Коля поехали на рыбалку захватив с собою все необходимые снасти

Ваня и Коля поехали на рыбалку захватив с собою все необходимые снасти

I. Рефлексия: «ЗУХ»

I. Рефлексия: «ЗУХ»

Наземно –воздушная среда

Наземно –воздушная среда

3. Почвенная среда

3. Почвенная среда

Организменная среда

Организменная среда

Задание по уровням сложности. 1-уровень

Задание по уровням сложности. 1-уровень

Индивидуальный оценочный листФ

Индивидуальный оценочный листФ

Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»

Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»

Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»

Урок по биологии на тему:«Приспособленность организмов к среде обитания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2020