Урок по дисциплине ОГСЭ.02 История
Оценка 5

Урок по дисциплине ОГСЭ.02 История

Оценка 5
docx
25.01.2020
Урок по дисциплине ОГСЭ.02 История
урок .docx

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

2 курс

 

 

 

 

 

 

Преподаватель  Домашева Татьяна Васильевна


 

Распад Советского Союза в 1991 г.  имел серьезные геополитические последствия: рухнула, существующая на тот момент, биполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново выстраивать вектор своих приоритетов, ориентиров и союзов во внешнеполитических отношениях.
         Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие страны, но масштаб, сложность, характер стоящих перед страной проблем уникальны: проблемы на международной арене сопровождались острейшими социально – экономическими проблемами внутри страны. Страна выстояла и сохранила свою государственность. В 21 век Россия вошла уверенной поступью, но путь этот весьма сложный.

       С какими историческими вызовами страна сталкивается на современном этапе? Какие прогнозы для России делают аналитики? Каковы ваши прогнозы? Обо всем этом поговорим на уроке.

Тема урока: Современная история России

Цели урока:

Деятельностная: совершенствование умений выстраивать  линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать, анализировать события, обобщать, осознанно и аргументированно давать оценку историческим  событиям, работать в группе, применять полученные знания;  совершенствовать ораторское искусство; 

Содержательная:  определить  место России в современном мироустройстве,  выявить сущность основных исторических процессов, влияющих на выбор пути развития стрвны;

Воспитательная: способствовать воспитанию личности с активной гражданской позицией, формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе;

Образовательные технологии: Кейс-технология (кейс-метод)

информационно – коммуникационные технологии, работа в группах, проблемно – диалогическая технология;

Формы организации обучения: комбинированный урок

Методы обучения: кейс метод (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций и принятие по ним решения), проблемно – диалогические, дискуссия по принятым решениям, обобщающее выступление преподавателя, анализ ситуации.

Оборудование урока:

памятки: «Критерии геополитического могущества» и «Признаки сверхдержавы»;

мультимедийный комплекс;

презентация «Россия в мировых интеграционных процессах»

Образовательные ресурсы:

История России, 1945 – 2008 гг.: кн. для учителя \ Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В., и др. – М.: Просвещение, 2008 г.

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2015 г.

Начертание нового мира\ отв. ред. Н.А. Нарочницкая.

Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Россия-Евросоюз: перспективы партнерства в меняющемся мире», опубликованная в «Journal of Common Market Studies Annual Review»

Интернет-ресурсы

1. Виртуальный музей современной истории России – http://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/

 2. Всемирная история в Интернете – http://www.hrono.ru/

 3. История. РФ – http://histrf.ru/

4. История новой России – http://ru-90.ru/

5. История России. Всемирная история. – http://www.istorya.ru/

6. Новейшая история России. 2006-2016. – https://russia.mail.ru/

7. Канал истории - http://www.historychannel.com                          

 8.  Мировая политика - http://www.globalpolicy.org/resource/

Глоссарий урока: геополитика, однополярный мир, биполярный мир, многополярный мир, рецессия.


Ход урока

Проблема урока: Учитывая события последних лет, можно ли утверждать, что Россия вернула себе статус мировой сверхдержавы, которая формирует политику на разных континентах?

 На этот вопрос мы ответим, рассмотрев некоторые варианты развития страны, предлагаемые авторитетными экспертами. В результате жеребьевки каждая группа получает свое направление исследования. Во время работы студенты пользуются материалом предыдущих уроков, Интернет – ресурсами, памятками и др. источниками. Выбор приложений студенты осуществляют самостоятельно.

Работа в группах до 15 минут

 1 группа: Россия на современном этапе - страна, без которой нельзя решать центральные вопросы мировой политики.

2 группа: У России свой, самобытный путь.

3 группа: Россия -  второразрядная страна, которой грозит международная изоляция.

 4 группа: Россия – евразийская держава

5 группа: Аналитики

По окончании работы, 1- 4 группы защищают свою модель развития – 2 минуты на группу.

Вопросы для обсуждения:

Существует или нет угроза изоляции России7

Какую тактику против России применяет Запад?

Как Вы могли  бы   сформулировать основные принципы и задачи российской внешней политики  на современном этапе? 
Россия – Запад или Восток?

Братья Аксаковы разработали общественно-философское учение, согласно которому «у России есть свой – самобытный путь развития, основанный на народности и православной морали». Так, может быть, нам просто нужно вспомнить забытое прошлое?

Россия находится на стыке Востока и Запада – можно ли говорить о самобытном пути развития?

Вывод аналитиков - 1 минута.

Россия находится на новом этапе своего развития. Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: запад­ным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весь­ма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и к Азиатско-Ти­хоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближнево­сточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеан­ский регионы.

Домашнее задание: эссе «Россия, в которой я хочу жить»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Критерии геополитического могущества (Н. Спайкман)

1.     Поверхность территории (площадь государства, природно-климатические условия, площадь пахотных земель, экологическая ситуация т. д.).

2.     Численность населения.

3.     Природа границ (протяженность, защищенность от незаконного проникновения и т.д.).

4.     Начисление полезных ископаемых (количество, эффективность добычи и т.д.)

5.     Экономическое и технологическое развитие страны.

6.     Финансовая мощь (отсутствие внешнего долга, стабильность национальной валюты и т.д.)

7.     Этническая однородность общества.

8.     Уровень социальной интеграции общества (количественное соотношение богатых и бедных, соотношение их доходов  и т.д.)

9.     Политическая стабильность.

10. Национальный дух (воля народа и т.д.). 

 

Признаки сверхдержавы

1.     Главенство национальных интересов над другими.

2.     Государство может отстаивать свои национальные интересы в любое время в любой точки планеты.

3.     Государство блокирует все решения, которые ему не выгодны  и  не вписываются в его национальные интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

1.     « Мы не хотим соперничества на равных с кем-либо, мы хотим превосходства по всем показателям. Мы не хотим сказать, что Россия за последнее время сократила разрыв во многих сферах и может давить на страны НАТО» (глава сухопутных сил США Бен Ходжес).

2.     «Наши основные цели в отношении России:

А) свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России….

   Речь идет, прежде всего о том, чтобы эта страна была слабой в политическом, военном и психологическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов ее контроля» (из директивы совета национальной безопасности США № 20\1 « Цель США в отношении России» ( 18 августа 1948 г). Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 -2004\ под.ред. А.Ф. Кисилева, Э. М. Щагина. Ч.2, М., 2005 г.)

3.     « ….планы послевоенного устройства, изложенные в документе «Безопасность Британской империи», открывают новый период истории XX века. Доклад официально назвал Москву главным противником и намечал ряд военно – политических мероприятий, которые позднее с удивительной точностью были реализованы, а именно « установление особых отношений с США, прочно обосновавшимися в Западной Европе, создание блоков НАТО. СЕНТО и сети военных баз по всему миру….» ( Ялта – 45. Начертание нового мира\ отв. ред. Н.А.Нарочницкая. М., 2010 г.)

4.      «Отношение мира к России ухудшилось, и я думаю, что люди теперь допускают, что Россия может стать страной-изгоем…»  (Глава МИД Великобритании Борис Джонсон) 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

1.      "Из всех европейских государств одна Россия будет иметь непосредственное отношение к Тихому океану, значение которого растет. Все остальные европейские государства приходят в соприкосновение с ним только при помощи своих колоний и торговли". (Ф.Ратцель)

2.     "Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава" (Л.Н.Гумилев)

3.     Россия частично разворачивается на Восток и начинает использовать своё уникальное геостратегичесоке преимущество: географическое положение между Востоком и Западом, помноженное на военную мощь, исторически эффективную дипломатию во всех соседствующих регионах и свои уникальные отношения с ними. В отличие от заурядных транзитных стран, Россия может предложить своим партнёрам посредничество политическое, а не только торговое. Сейчас, когда Азия и Европа ищут возможности для связей, Россия может предложить не только свою территорию, но и уникальный опыт отношений с большинством ключевых игроков. И если единое евразийское пространство удастся спаять усилиями заинтересованных сторон: Китая, России, Европы и азиатских союзов – ШОС и АСЕАН, – то Россия, расположенная в самом сердце нового объединения стран, получит исключительные преимущества для развития торговли и своей внешней политики. Помимо этого. из региона могут быть вытеснены враждебные игроки и тем самым будут закреплены интересы безопасности. (Сергей Караганов)

4.     Территория России: 22% - в Европе, 78% - в Азии 



 

Приложение 4

1.     Россия как цивилизация и культура уникальная по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ. Это специфика называется факторами самобытности. Самобытность – процесс, протекающий самостоятельность, независимо от построенных влияний, уникально, отлично от других. (САМОБЫТНОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ В КОНТЕКСЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ Климушкин Д. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ))

2.     Очень важно, что у России был успешный опыт быстрой модернизации на основе своих собственных ценностей. Это – практика царской России времен Александра III. Масштабное железнодорожное строительство, успехи в металлургии, сельском хозяйстве вывели тогда нашу страну по экономической мощи в первую пятерку государств мира. Причем промышленный рост происходил на фоне очень благоприятных демографических тенденций. (Зеркалов Д.В.)

3.     Русские философы-славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья К.С. и А.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и другие) четко сформулировали тезисы о России как о самостоятельной цивилизации, отличающейся от Европы по основным культурным, религиозным, духовным и социальным параметрам. Славянофилы описали евразийское пространство (Heartland) в культурных и социологических терминах, составив свод отличительных черт русского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Россия поднялась на одну позицию и заняла 26-е место в рейтинге лучших стран мира по версии американского журнала US News & World Report.

Государства оценивались по девяти критериям, в том числе развитию туристической отрасли, социальной сферы, культуры, инновациям, темпам роста экономики, открытости для бизнеса, общему уровню жизни, а также влиянию на мировой арене и историческому наследию, сообщают "Известия".

Первое место в рейтинге, в который вошли 80 стран, занимает Швейцария. За ней следуют Канада, ФРГ (поднялась на одну строчку), Великобритания (опустилась на одну строчку). Замыкают список Сербия (78-е место), Ангола (79) и Алжир (80).

По критерию силы и влияния в мире РФ заняла второе место, уступив лишь США, а третье место в этой строке досталось Китаю. Издание указывает, что Россия тратит на военные расходы относительно ВВП – 5,4%, а США и Китай – по 3,3% и 1,9% соответственно.

На основе данных проведенных соцопросов эксперты выставили России максимальные 10 баллов в подкатегориях «сильная армия», «политическое влияние» и «лидер» (страны), а по параметрам «экономическое влияние» и «сильные международные союзы» были выставлены 9,2 балла.

По темпам роста ВВП Россия «с одной из крупнейших экономик в мире» заняла восьмую строчку. По этому критерию лидируют ОАЭ, Индия и Сингапур.

В категории «Культурное наследие» Россия заняла 16-е место, а по «Культурному влиянию» авторы исследования поставили страну на 23-ю позицию.

Выше среднего (24-е место) у России рейтинг в категории «Предпринимательство», который оценивает страны по уровню инноваций и сопряженных с этим факторов, включая квалификацию рабочей силы, инфраструктуру, соответствующую правовую базу, уровень вложений в новые разработки.

Средние оценки страна получила в области «Качество жизни», которая охватывает образование, здравоохранение, экономическую и политическую стабильность (38-е место), и в области «Гражданственность», связанной, в частности, с правами человека, религиозной свободой, правами на собственность (39-е место).

В конце октября стало известно, что Россия разместилась на 35-м месте по комфортности ведения бизнеса в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business, поднявшись за год на пять позиций.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Распад Советского Союза в 1991 г

Распад Советского Союза в 1991 г

Оборудование урока: памятки: «Критерии геополитического могущества» и «Признаки сверхдержавы»; мультимедийный комплекс; презентация «Россия в мировых интеграционных процессах»

Оборудование урока: памятки: «Критерии геополитического могущества» и «Признаки сверхдержавы»; мультимедийный комплекс; презентация «Россия в мировых интеграционных процессах»

Ход урока Проблема урока: Учитывая события последних лет, можно ли утверждать, что

Ход урока Проблема урока: Учитывая события последних лет, можно ли утверждать, что

Россия находится на новом этапе своего развития

Россия находится на новом этапе своего развития

Приложение 1 Критерии геополитического могущества (Н

Приложение 1 Критерии геополитического могущества (Н

Приложение 2 1. « Мы не хотим соперничества на равных с кем-либо, мы хотим превосходства по всем показателям

Приложение 2 1. « Мы не хотим соперничества на равных с кем-либо, мы хотим превосходства по всем показателям

Приложение 3 1. "Из всех европейских государств одна

Приложение 3 1. "Из всех европейских государств одна

Приложение 4 1. Россия как цивилизация и культура уникальная по определяющим особенностям жизнедеятельности

Приложение 4 1. Россия как цивилизация и культура уникальная по определяющим особенностям жизнедеятельности

Приложение 5. Россия поднялась на одну позицию и заняла 26-е место в рейтинге лучших стран мира по версии американского журнала

Приложение 5. Россия поднялась на одну позицию и заняла 26-е место в рейтинге лучших стран мира по версии американского журнала

Приложение 5. Россия поднялась на одну позицию и заняла 26-е место в рейтинге лучших стран мира по версии американского журнала

Приложение 5. Россия поднялась на одну позицию и заняла 26-е место в рейтинге лучших стран мира по версии американского журнала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020