Урок №2.Физические величины. Измерение физических величин. Точность
и погрешность измерений
Цель урока. Дать понятия о физических величинах и способах их измерения, научить определять цену деления шкалы измерительного прибора. Установить связь между точностью измерения и ценой деления шкалы прибора.
Демонстрации. Измерение времени между ударами пульса. Измерение расстояний, объема жидкости. Содержание опроса. 1. Что понимают под словом
«природа»? 2. В чем состоит цель науки о природе? 3. Что называют физическими явлениями?
Что значит изучить физическое явление?
Рассмотрите тела и определите по внешним признакам, из какого вещества они состоят.
Какие существуют методы изучения физики?
Содержание нового материала. Физические величины. Международная система единиц — СИ. Простейшие измерительные приборы. Определение цены деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения.
Закрепление материала. 1. Приведите примеры физических величин. 2. Что значит измерить физическую величину? 3. Приведите примеры физических величин, с измерениями которых вам при- ходится встречаться в повседневной жизни.
4. Для чего была введена СИ? 5. Можно ли абсолютно точно измерить физическую величину?
6. Решение задач 12, 13, 16, 21 из Сборника.
Домашнее задание. § 4, 5. Упражнение 1. Выполнить задания в конце § 4 и 5 учебника. Заполнить таблицу, составленную на уроке. Найти в Интернете расстояние от Земли до Солнца, общее количество клеток человека и диаметр волоса, записать эти значения в стандартном виде. Подготовиться к лабораторной работе (ответить на вопросы в тетради для лабораторных работ).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о длине, объеме, времени, температуре; формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме при переводе физических величин; научиться работать в паре при измерении длины, высоты, частоты пульса.
Личностные: сформировать познавательные инересы и творческие способности при изучении фиических приборов и способов измерения физических величин (СИ, старинные меры длины, веса, объема).
Общие предметные: проводить и планировать измерения, обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблиц, объяснять полученные результаты, оценивать границы погрешностей результатов измерений; применять знания о СИ при переводе единиц физических величин.
Частные предметные: уметь измерять длину, расстояние с помощью приборов и на глаз, промежуток времени, объем, определять цену деления шкалы прибора, пределы измерения; уметь использовать полученные навыки измерений в быту.
Ход урока.
Начнем урок с фронтального повторения изученного материала. Чтобы ответить на вопрос, чем отличаются физические тела и вещества друг от друга, ученики в парах обсуждают возможные варианты ответа, а затем вместе с классом формулируем ответ: «Физические тела и вещества отличаются друг от друга своими свойствами». Количественно эти свойства характеризуются физическими величинами, которые можно измерить. Разъясним, что значит измерить физическую величину. Желательно, чтобы учащиеся, опираясь на знания из курса математики, привели известные им единицы измерения. Рассматривая СИ и основные единицы измерения в этой системе, объясним, чем было вызвано введение Международной системы единиц. Здесь же подчер- киваем, что для проведения опытов и измерений ученым требуются различные приборы. С помощью видеокамеры демонстрируем современные приборы (электронный микроскоп, счетчики для измерения воды, цифровые осциллографы и т. д.), а также приборы, которые будут использованы в лабораторных работах. Учащиеся должны назвать известные им измерительные приборы и сказать, для чего они служат. Составим таблицу «Единицы физических величин». В классе заполняем одну строку, а остальные строки учащиеся заполня- ют самостоятельно дома, используя Интернет или справочную литературу.
Физическая величина |
Обозначение |
Единица СИ |
Кратные |
Дольные |
Длина |
l |
|
|
|
Время |
t |
|
|
|
Масса |
m |
|
|
|
Площадь |
S |
|
|
|
Объем |
V |
|
|
|
Обратим внимание учащихся, что измерения могут быть выполнены с большей или меньшей степенью точности. Вводим понятие «погрешность измерений». Ученики выполняют ряд из- мерений в парах (измерение длины учебника, частоты пульса, высоты школьного стола), после этого записывают полученные результаты в тетрадь с учетом погрешности измерения. Знакомим учащихся с тетрадью для лабораторных работ, формой ее запол- нения, правилами ответов на вопросы, заполнения таблиц, написания вывода. Обратим внимание на рубрику учебника «Это любопытно». В отдельных случаях при ответах учеников знание этого материала может учитываться при спорной оценке. При закреплении материала предложим задачи из Сборника или решим следующие за- дачи.
Задачи
· Измерьте длину парты пядью, не применяя измерительных приборов, а затем с помощью линейки. Сравните полученные результаты.
· Определите, сколько литров воды находится в пруду длиной 5 м, шириной 4 м и глубиной 2 м.
Последовательность решения задач: вначале ученики вместе с классом разбирают условие задачи, затем решают ее и анализируют ответ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.