Урок по физике 7 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №5.Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.docx

 

Урок №5.Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

 

Цель урока. Сформировать навыки проведения измерения способом рядов.

Демонстрации. Линейка, дробь (горох), иголки.

Цель урока. Дать представление о дискретности вещества, первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.

Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода. Модель броуновского движения. Мензурка, стакан  с  водой.  Кристаллики  марганцовки.  Шар   с кольцом. Таблица Менделеева. Смешивание спирта и воды. Стакан гороха и стакан манной крупы.

Содержание опроса. Кратковременная самостоятельная работа. 1. Какие из перечисленных слов означают вещество, а какие — физическое тело: а) ртуть, ртутный термометр; б) лед, ледяная сосулька; в) роса, капля росы? 2. Какие из перечис- ленных слов означают физическое явление, физическое тело, физическую величину, вещество, прибор: а) дождь; б) часы; в) компьютер; г) энергия; д) ртуть; е) град; ж) сосулька? 3. Перечисли- те измерительные приборы, с помощью которых можно измерить: а) длину окна; б) продолжительность полета; в) температуру воздуха; г) объем жидкости. 4. Запишите число 2000 в стандартном виде. 5. Выразите 25 мм в метрах. Запишите ответ в стандартном виде. 6. Продолжите предложение:

«Физическими явлениями называют...» 7. Какие явления изучают в физике? 8. Перечислите из вестные вам физические термины и понятия.

Содержание нового материала. Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что вещества состоят из отдельных частиц. Молекула мельчайшая частица   вещества.   Представление о размерах молекул. Опытные доказательства движения молекул — броуновское движение.

Закрепление материала. 1. Какие опыты подтвержда ют, что все молекулы воды одинаковы? 2. Какие явления показывают, что тела не сплошные?

3. Какие наблюдения показывают, что размеры молекул очень малы? 4. Причина броуновского движения.

Домашнее задание. § 7—9. Задание в конце § 9. Под- готовиться к лабораторной работе № 2 (ответить на вопросы в тетради для лабораторных работ).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть познавательными универсальными учебными действиями  на примерах гипотез для объяснения строения вещества и молекулы и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез с помощью опытов: «Изменение объема жидкости при нагревании», «Тепловое расширение металлического шарика», «Смешивание спирта и воды», «Смешивание гороха и манной крупы», «Растворение кристалликов марганцовки в во- де»; уметь предвидеть возможные результаты, пони- мать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между моделями (модель броуновского движения, молекулы воды, кислорода) и реальными объектами.

Личностные: сформировать познавательный интерес к предмету, убежденность в познаваемости природы, самостоятельность в приобретении практических умений при работе с электронным приложением.

Общие предметные: понимать природу физических явлений: расширение тел при нагревании, рас- творении марганцовки в воде; применять знания о строении вещества и молекулы на практике; развивать теоретическое мышление на основе умений устанавливать факты, различать причины и следст- вия, строить модели, выдвигать гипотезы «строение молекулы»,   «делимость   вещества»,   отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

Частные предметные: понимать, что такое моле- кула, броуновское движение, объяснять броуновское движение, использовать знания о дискретности вещества в повседневной жизни.

Ход урока.

В начале урока кратковременная самостоятельная работа (не более 10 минут). Затем перейдем к формированию понятия молекулы. Один из учеников зачитывает отрывок из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». После этого учащиеся приходят к выводу, что о существовании молекул догадывались еще ученые древности. Отрывок из поэмы для наглядности  спроецируем на доску, используя кодоскоп. Переходим к вопросу о делимости вещества. Для этого  возмем мел и растерем его. Каждая пылинка мела будет иметь все свойства, присущие данному веществу. Возникает проблемный вопрос: «Можно ли дальше дробить пы- линку?» Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что можно, но существует предел деления вещества. Дробить пылинку можно до получения молекулы, которая является мельчайшей частицей вещества, сохраняющей и физические, и химические свойства. В свою очередь, молекула состоит из атомов — наименьших частиц вещества, не делящихся при химических превращениях. Молекула может состоять из одинаковых или различных ато- мов, например, молекула воды (H2O), молекула пенициллина (PCN)   (41 атом), молекула  гемоглобина

(1400 атомов), молекула белка (тысячи атомов).

Предложим учащимся, используя знания из курса биологии и географии и жизненный опыт, рассказать о значении воды в жизни человека, пользе пенициллина, роли гемоглобина и белков в организме человека. Возникает вопрос: «Сколько всего существует атомов, которые отличаются своими хими- ческими свойствами друг от друга?» Для ответа на этот вопрос демонстрируем таблицу Менделеева, обращая внимание на то, что есть тела, состоящие из атомов, например алмаз. У них нет отдельных молекул. Далее показываем опыт по растворению кристалликов марганцовки в воде. Подчеркиваем, что растворение происходит до тех пор, пока не останется мельчайшая частица, сохраняющая свойства вещества.

О делимости вещества также свидетельствует рас- пространение запаха духов, нашатырного спирта. Как же расположены эти частицы в телах? Вплотную или между ними существуют промежутки?

Переходим к обсуждению вопроса «Изменение объема при нагревании». При нагревании тела изменяется его объем. Ученики в парах обсуждают вопрос: «О чем свидетельствует изменение объема тела?» Затем обсуждают в парах и формулируют, что изменение объема свидетельствует о наличии между молекулами промежутков. Предлагаем учащимся провести опыт, подтверждающий этот вывод. На- пример, опыт с шаром и кольцом и нагреванием во- ды в колбе. Для этого к демонстрационному столу поочередно приглашаются учащиеся и самостоятельно проделывают опыты. Для большей наглядности, подтверждающей наличие промежутков между частицами,  покажем опыт по смешиванию воды со спиртом. частицами другой.

Опыт, подтверждающий не только то, что вещества состоят из отдельных молекул, но и находятся в непрерывном хаотическом движении, был проделан Р. Броуном. С помощью модели в проекции  продемонстрируем броуновское движение и попросим учащихся дать объяснение причин хаотического движения броуновской частицы (для объяснения можно использовать текст параграфа). Подчеркнем, что броуновское движение — это следствие того, что среда, в которой находится частица, состоит из молекул. Молекулы, непрерывно и хаотически двигаясь, сталкиваются с частицей и толкают ее то в одну, то в другую сторону.