Урок по физике 7 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №7.Движение молекул.docx

Урок №7.Движение молекул

Цель урока. Познакомить учащихся с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах.  Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул.

Демонстрации. Распространение запаха духов. Диффузия в газах и жидкостях.

Содержание опроса. 1. Какие опыты подтверждают наличие промежутков между молекулами? 2. Какие наблюдения показывают, что размеры молекул очень малы? 3. Чем различаются молекулы разных веществ?

Содержание нового материала. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Зависимость скорости диффузии от температуры тела.

Закрепление материала. 1. Какие опыты свидетельствуют о движении молекул? 2. От чего зависит скорость диффузии? 3. Приведите примеры диффузии.

Домашнее задание. § 10. Задачи. 1. Одинаковы ли молекулы в горячем кофе и холодной минеральной воде? 2. Почему на электрическом чайнике указывается максимум его наполнения, хотя в нем еще есть место для воды? 3. Если капнуть капельку растительного масла на поверхность воды, то она начнет растекаться. Какую наименьшую тол- щину может иметь ее пленка?

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выра жать свои мысли и выслушивать собеседника, пони- мать его точку зрения; овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками объяснения явления диффузии, развивать способность к монологической и диалогической речи.

Личностные: сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в возможности познания природы, а также необходимости разумного использования достижений науки и технологий.

Общие предметные: получить знания о природе диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; уметь пользоваться методами научного исследования явлений, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; понимать закономерность связи и познаваемость явлений природы; уметь устанавливать факты,  различать  причины  и следствия явлений.

Частные предметные: понимать и уметь объяснять явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; уметь использовать полученные знания; владеть экспериментальным методом исследования при изучении зависимости скорости протекания диффузии от температуры; понимать принципы действия различных приборов, встречающихся в быту; уметь использовать знания о диффузии и скорости ее протекания в повседневной жизни.

Ход урока.

Повторение изученного материала проведем в виде опроса или физического диктанта. После диктанта ученики меняются выполненными работами и делают его проверку. Во время проверки учащиеся обсуждают неверные ответы и дают пояснения (можно для этого использовать материал учебника). Затем следует начать рассмотрение опытных фактов, подтверждающих движение молекул. В цилиндрическую мензурку надо налить воду, а через трубочку осторожно долить раствор медного купороса. При этом становится отчетливо видна  граница  раздела  двух  сред.  Учащиеся могут высказать предположения, как будет протекать явление на границе раздела, которое следует прове- рить через некоторое время. Затем нужно смочить ватку нашатырным спиртом или духами. Учащиеся самостоятельно, основываясь на знаниях о строении вещества, пытаются дать ответ на вопрос: «Почему мы чувствуем запах?» После обсуждений ученики формулируют ответ: «Распространение запаха про исходит из-за того, что молекулы движутся». Ста- вим проблемный вопрос: «Почему скорость протекания диффузии газов больше, чем жидкостей?» Выслушав выдвинутые учащимися гипотезы,  даем объяснение: «В газах промежутки между молекулами больше, чем в жидкостях. Поэтому молекулы газа от столкновения до столкновения проходят большие пути, чем молекулы жидкостей». Для изучения диффузии в твердых телах  с помощью кодоскопа продемонстрируем образец слитка, в котором происходит проникновение друг в друга молекул свинца и золота. Учащиеся самостоятельно анализируют этот опыт и, обобщая знания, делают вывод о скорости диффузии в твердых телах. Изменение скорости диффузии при изменении температуры можно показать на примере аромалампы. При нагревании ароматической жидкости через некоторое время по классу начинает распространяться запах. Вместе с учащимися  делаем вывод, что при повышении температуры скорость распространения запаха увеличивается. После этого  изучим  изменение  границы  раздела  в  мензурке    с медным купоросом. Учащиеся анализируют опыт по окрашиванию воды медным купоросом и вместе  формулируем определение диффузии. Учащимся предлагается привести примеры диффу- зии в быту и технике. Обратим внимание на значение диффузии для растений, животных и человека.

Рекомендуем провести дома подкормку  растения в соответствии с заданием учебника. В тетради желательно вести записи о развитии растения, объяснять, на каком явлении основан способ подкормки. Рекомендуем  просмотр видеофильма   «Диффузия в газах» (официальный сайт телепередачи «Галилео») с последующим обсуждением на уроке.

Физический диктант «Диффузия в жидкостях и газах»

Молекулы состоят из...

Молекулы всех тел движутся...

Молекулярное строение вещества подтверждается яв- лением...

Молекулы одного и того же вещества... друг от друга. При нагревании вещества объем молекул...

Молекулы холодной и горячей воды... друг от друга. Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется... Процесс диффузии ускоряется...

При повышении температуры скорость движения мо- лекул...

Броуновское движение показало, что частицы находятся...