Урок №12.Скорость. Единицы скорости
Цель урока. Дать физическое понятие скорости. Научить рассчитывать скорость тела при равномерном движении и среднюю скорость при неравномерном движении.
Демонстрации. Движение заводного автомобиля. Измерение скорости пузырька воздуха в трубке с водой.
Содержание опроса. 1. По каким признакам можно судить о движении тела? 2. Какое движение тел называют механическим? 3. Какие виды движений вам знакомы? 4. Назовите признаки равномерно- го и неравномерного движения.
Содержание нового материала. Понятие скорости, единицы скорости. Расчет скорости равномерного и неравномерного движения. Графическое изображение скорости. Анализ таблицы скоростей.
Закрепление материала. 1. Что показывает скорость?
Как рассчитывается средняя скорость тела при неравномерном движении? 3. Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость? 4. Ка- кие скорости даны в таблице 1 учебника?
Домашнее задание. § 16. Упражнение 3. Задание в конце § 16.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: воспринимать и переводить условия задач на определение скорости тела, средней скорости тела в символическую форму; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при работе с текстом учебника и регулятивными при выполнении задания учебника, воспринимать и перерабатывать информацию в словесной форме; выделять основное в тексте параграфа, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; отбирать и анализировать информацию о скорости движения тел с помощью Интернета; работать в группе при подготовке к опросу по теме «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение».
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний о скорости движения тел и практические умения, ценностные отношения друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении скорости движения тел; уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Общие предметные: применять знания о скорости движения тела при решении задач; пользоваться методами эмпирического исследования движения тел при работе с текстом учебника; наблюдать за изменением скорости тел; находить зависимость между скоростью, путем и временем; объяснять результаты решения задач и делать выводы; овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач на нахождение скорости тела и коммуникативными при ответах на вопросы и анализе результатов задач, читать графики зависи- мости пути и скорости от времени движения.
Частные предметные: измерять скорость тела, владеть расчетными способами для нахождения скорости тела, средней скорости тела, осуществлять перевод единиц, приводить примеры прямолинейно- го равномерного движения, использовать знания о скорости движения в повседневной жизни в целях безопасности и охраны здоровья.
Ход урока
Перед началом опроса учащиеся могут проговорить материал § 14 в парах. Новый материал начнем с демонстрации движения двух пузырьков воздуха: одного в трубке с водой, другого в трубке, наполненной маслом. На основании опытов учащиеся приходят к выводу, что движения пузырьков в трубках различаются. В первом случае пузырек движется быстрее, чем во втором. Для характеристики движения вводим особую физическую величину — скорость. Чтобы судить о скорости дви- жения тела, недостаточно знать и пройденный путь, и время движения. Учащиеся приводят примеры скоростей различных тел, известных им из повседневной жизни. Обсуждаем это с учащимися и показываем как определить скорость тела при равномерном движении. Обращаем внимание, что недостаточно знать величину пути и скорость тела. Важно знать направление скорости. Вводим понятие скорости как векторной величины и показываем, как скорость изображается графически.
Обращаем внимание, что на практике редко встречается равномерное движение. Как правило, тела движутся неравномерно. Поэтому почти всегда для расчетов пользуются средней скоростью. Сред- няя скорость движения на всем пути не является средним арифметическим скоростей на отдельных участках. Под средней скоростью понимают отношение всего пути ко всему времени. Это покажем на следующем примере.
Задача
Первую половину пути, равную 1800 м, лыжник про- шел со скоростью 6 м/с, вторую — со скоростью 12 м/с. С какой средней скоростью шел лыжник?
Учащиеся в парах самостоятельно решают задачу, сравнивают результаты, анализируют их и делают выводы. Предложим одному из учеников у доски определить среднюю скорость как среднее арифметическое, после чего всем классом обсудим полученные результаты. Порекомендуем ученикам найти в Интернете видеофильм «Средняя скорость тела». Особое внимание уделим оформлению условия задачи, а также переводу единиц измерения скорости км/ч и м/с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.