Урок по физике 7 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №16.Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.docx

Урок №16.Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Цель урока. На опытах и примерах ввести понятие массы как меры инертности тела. Выяснить, как определяется масса тела в результате взаимодействия с другими телами. Определить условие равновесия учебных весов.

Демонстрации. Изменение скорости тележек в зависимости от их массы.

Содержание опроса. 1. Опишите явление взаимодействия тел. 2. Приведите примеры взаимодействия тел, приводящих к изменению их скорости.

3. Объясните опыты по взаимодействию тел.

Содержание нового материала. Масса мера инертности тела. Связь массы взаимодействующих тел с приобретенными скоростями. Основная единица массы в СИ. Эталон массы. Устройство весов и правила взвешивания. Определение массы тел взвешиванием.

Закрепление материала. 1. У какого тела после взаимодействия скорость будет больше? 2. Какой физической величиной характеризуется инертность тел? 3. Основная единица массы в СИ. 4. Как можно определить массу тела?

Домашнее задание. § 20, 21. Упражнение 6. Задание в конце § 21. Подготовиться к лабораторной работе 3, ответить на вопросы в тетради для лабораторных работ. Подготовить небольшие предметы для взвешивания.

 

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез о причинах изменения скорости движения тележек и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез на опыте «Изменение скорости движения тележек в зависимости от массы», при взвешивании воды и льда (экспериментальное домашнее задание).

Личностные: сформировать познавательный интерес; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о массе тела как мере инертности тела, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать решения; обосновывать и оценивать результаты своих действий; проявлять инициативу.

Общие предметные: уметь пользоваться метода- ми научного познания при проведении опыта с те- лежками разной массы (наблюдение, сравнение, измерение), обнаруживать взаимосвязь массы тела и скорости, объяснять опыт учебника и делать выво- ды; проводить эксперимент по взвешиванию воды в жидком и твердом состоянии, анализировать его и де- лать выводы.

Частные предметные: понимать и объяснять свойство инертности тел, измерять массу тела с по- мощью учебных весов, владеть экспериментальны- ми методами исследования при изучении зависимости скорости тела от его массы, использовать знания о зависимости скорости тела от массы в повседневной жизни, измерять массу тела с помощью весов в быту.

Ход урока.

Урок начнем с анализа самостоятельной работы. Предварительная подготовка учащихся к опросу может проходить в проговаривании материала в парах.

Объяснение нового   материала     начнем  с постановки вопроса: «Какие скорости приобретают тела после взаимодействия (на примере тележек)?» Ответы учащихся проверяем на опыте с тележками. Наблюдая за движением тележек, учащиеся форму- лируют вывод, что скорости взаимодействующих тележек могут изменяться одинаково и неодинаково.

Следующая проблема: «От чего зависит величина скорости каждой взаимодействующей тележки?» Повторяем опыт. Для ответа на этот вопрос учащиеся работают с текстом учебника и приходят к выводу: сравнивая скорости, приобретаемые тележками в результате взаимодействия, можно заключить, что величина скорости каждой тележки зависит не только от интенсивности их взаимодействия, но и от свойств самого тела. Это свойство получило название инертности. Для наглядности используем пример взаимодействия двух разных шаров, который показывает, что при одном и том же воздействии больший шар изменяет свою скорость медленнее, чем меньший. О таком теле (шаре) говорят, что он более инертен. В физике для количественной ха- рактеристики свойств инертности вводят величину, называемую массой. Определение массы даем по учебнику. Массой обладают все тела в природе, она является одним из общих свойств тел. Далее на основании опытов с шарами делаем вывод, что о массе тел можно судить по изменению скорости при взаимодействии.

Поскольку определять массу по изменению скорости при взаимодействии не всегда удобно, на практике для этого часто используют весы. Особое внимание обратим на правила работы с весами и разновесами.  Затем  учащиеся  работают  с   текстом

§ 21. После изучения текста параграфа учащиеся составляют по нему вопросы, которые обсуждают друг с другом. В тетради схематично рисуют учебные весы с указанием основных деталей.

В конце урока  демонстрируем различные виды весов, а учащиеся объясняют, для взвешивания каких тел они предназначены.

Отвечая на вопросы по закреплению материала, желательно, чтобы  учащиеся  использовали  опыты с тележками. После ответов на вопросы, обсуждения в парах учащиеся записывают вывод о массе тела, сверяя его с учебником. Для проверки правильности вывода его  напишем на доске: «Масса — физическая величина, являющаяся мерой инертности тела; чем меньше меняется скорость тела, тем большую массу оно имеет; любое тело на Земле обладает массой».