Урок №18.Плотность
Цель урока. Ввести физическое понятие плотности вещества. Научиться вычислять плотность вещества по известной массе и объему.
Демонстрации. Сравнение тел разной массы и одинакового объема.
Содержание опроса. 1. Масса тела, единицы массы.
2. Способы определения массы тела. 3. Как определяется объем тела правильной формы? 4. Каковы единицы измерения объема?
Содержание нового материала. Плотность. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Изменение плотности вещества в зависимости от его агрегатного состояния.
Закрепление материала. 1. Что такое плотность вещества? 2. Пользуясь таблицей, укажите плотность воды, золота, стекла. 3. Плотность вещества составляет 710 кг/м3. Назовите это вещество.
Домашнее задание. § 22. Упражнение 7. Задание в конце § 22. Подготовиться к лабораторным работам 4 и 5 (ответить на вопросы в тетради для лабораторных работ).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: работать с понятиями «объем», «плотность»; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при решении проблемного вопроса о взвешивании тел огромных размеров (бетонной плиты, залежей нефти и т. д.), регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач и упражнений; выполнять дома экспериментальные задания.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о плотности вещества, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.
Общие предметные: использовать метод научного познания (наблюдение, сравнение, счет, измерение) при определении плотности различных тел с использованием упражнений и заданий учебника; обнаруживать зависимость плотности вещества от его агрегатного состояния, делать выводы; объяснять результаты экспериментального домашнего задания, анализировать табличные данные.
Частные предметные: измерять объем, плотность, владеть расчетными способами нахождения плотности, массы, объема; понимать физический смысл плотности, изменение плотности одного и то- го же вещества в зависимости от его агрегатного со- стояния, физический смысл — 1 кг/м3, называть единицы плотности; рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, пользоваться таблицами плотностей, переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3; при- менять знания из курса природоведения, биологии, математики при нахождении плотности различных веществ.
Ход урока.
В начале урока проводим анализ тестового задания и лабораторной работы. Новый материал начнем с постановки вопроса: «Как можно измерить массу тела, имеющего большой объем, например бетонной плиты объемом 25 м3». Учащиеся затрудняются ответить на вопрос, после чего делаем вывод, что не всегда удобно измерять массу тела по изменению его скорости. Задачи практической направленности встречаются часто и их надо решать. «А как, например, геологи определяют массу залежей нефти?» По-видимому, массу нефти можно определить, зная массу единицы объема и объем. Этот пример говорит о том, что знание массы единицы объема представляет большое значение в практической деятельности. Единица массы в единице объема в физике получила название «плотность». Учащиеся должны усвоить, что понятие «масса» относится к телу, а понятие «плотность» — к веществу и для данного тела является величиной постоянной. Для этого следует ответить на вопросы: «Изменится ли плотность фарфора и кусочка фарфора разбитой чашки? Что можно сказать о массе чашки и ее кусочка?» После обсуждения учащиеся делают вывод, что значение плотности тела не изменится, несмотря на то, что масса и объем меняются. Затем учащиеся работают с учебником, рассматривают пример определения плотности мрамора и формулируют определение плотности тела. Чтобы определить плотность тела, массу тела следует разделить на его объем. Записываем обозначение плотности и формулу для ее рас- чета. Анализируем вместе с учащимися формулу и делаем вывод, что единица плотности зависит от выбора единицы массы и объема. Затем учащиеся изучают таблицу плотностей, обращаем внимание учащихся на то, что тела, имеющие одинаковую массу, но изготовленные из разных веществ, занимают разный объем. Показываем образцы таких тел и акцентируем внимание на том, что плотность вещества характеризует свойства данного тела. Пос- ле этого учащиеся самостоятельно делают вывод, что плотность не зависит ни от объема, ни от массы тела и для данного вещества является величиной постоянной. В конце урока решаем задачи на нахожде- ние плотности различных веществ (задачи 175(169), 177(171) из Сборника; упражнение 7 (5)).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.