Урок по физике 7 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №26.Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.docx

Урок №26.Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

Цель урока. Выявить причины возникновения силы тяжести на других планетах. Дать представление о строении Вселенной и физические характеристики планет.

Демонстрации. Тематические таблицы: «Звезды»,

«Солнечная система», «Земля планета Солнечной системы», «Луна, планеты земной группы, планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы». Видеофильм «Наша Вселенная».

Содержание опроса. 1. Что понимают под силой? 2. Какие виды сил существуют? 3. Как определяют  силу тяжести? 4. Как сила тяжести зависит от массы тела? 5. Что такое вес тела? 6. Единица силы.

Новый материал. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

Закрепление материала. 1. Существует ли сила тяжести на других планетах? 2. Как зависит сила тяготения от массы планеты? 3. Для чего нужно изучать планеты Солнечной системы?

Домашнее задание. § 29. Самостоятельно ознакомиться с текстом рубрики «Это любопытно».

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: научиться самостоятельно приобретать знания о планетах Солнечной системы, ставить цели, планировать свои дейст- вия, предвидеть результаты; перерабатывать и пред- ставлять сведения о Солнечной системе в образной форме, самостоятельно находить и отбирать информацию о силе тяжести на других планетах, их физических характеристиках с помощью Интернета, справочной литературы, уметь четко выражать свои мысли.

Личностные: сформировать познавательный интерес к планетам Солнечной системы; развивать творческие способности и практические умения, приобретать новые знания, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; научиться принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Общие предметные: проводить наблюдения за звездным небом, пользоваться астрономическим календарем для нахождения планет на звездном небе, находить на небе Юпитер, применять знания о силе тяжести для ее расчета на планетах, понимать закономерную связь и познаваемость явлений природы, уметь докладывать о результатах исследования, использовать справочную литературу и интернет-ресурсы.

Частные предметные: понимать смысл закона всемирного тяготения, объяснять явление притяжения тел, использовать знания о взаимном притяжении тел в повседневной жизни.

 

Ход урока.

Урок  начнем с опроса учеников в виде небольшого физического диктанта, а затем перейдем к новой теме.

Физический диктант

Какой буквой обозначают вес тела?

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела определяют по фор- муле... .

Вес тела возникает в результате взаимодействия: ... .

За единицу силы принят ... .

Чтобы определить силу тяжести, действующую на лю- бое тело, надо ... (формула).

Какой буквой обозначают ускорение свободного паде- ния?

Чему равно ускорение свободного падения?

Точка приложения веса тела ... .

После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют ее и оценивают: четыре правильных ответа — 3, пять, шесть правильных ответов — 4, семь, восемь правильных ответов — 5. Для проверки диктанта они могут использовать учебник. Затем учащиеся меняются друг с другом тетрадями, сверяют и обсуждают ответы.

Новый материал  начнем с обсуждения зависимости силы тяжести от массы тела, а также взаимного притяжения тел не только на Земле, но и во Вселенной. Желательно, чтобы ученики вспомнили и сформулировали закон всемирного тяготения, чему равен коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела g = 9,8 Н/кг и обратили внимание на то, что числовое значение этого коэф- фициента для других небесных тел будет разным (для Луны 1,6 Н/кг, Юпитера 23 Н/кг, Солнца — 274 Н/кг, Марса — 3,7 Н/кг). Затем  рассказываем, как законы физики, в частности закон всемирного тяготения, «работают» во Вселен- ной. Для рассказа о строении Вселенной используем таблицы и рисунки из учебника. Покажем видеофильм. Объясняем большое и малое числовые значения сил тяготения планет Солнечной системы, обсуждаем с учениками, для чего необходимо изучать строение планет и их физические свойства. Затем переходим к обсуждению презентации по темам: «Планеты Солнечной системы», «Луна и ее влияние на жизнь на Земле», «В чем схожесть и различие планет земной группы», «Солнце — всему го- лова», «Кометы», «Метеориты», «Астероиды».

Дадим задание нескольким ученикам сфотографировать звездное небо и на следующем уроке обсудим наблюдаемые звездные скопления, Полярную звезду, Юпитер, Венеру.

 

  Закреплению материала на этом уроке  уделим особое внимание, чтобы следующий урок провести без опроса, оставив время для изучения динамометра и выполнения лабораторной работы.