Урок №34.Давление. Единицы давления
Цель урока. Сформировать понятие давления. Определить способ нахождения давления.
Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой.
Содержание опроса. 1. Что такое сила? 2. Какие виды сил вы знаете? 3. В каких единицах измеряют силу? 4. Чем характеризуется сила как физическая величина?
Содержание нового материала. Давление — физическая величина. Способы нахождения давления. Единицы давления. Зависимость между силой давления, давлением и площадью опоры. Давление в природе и технике. Решение задач.
Закрепление материала. 1. Что называется давлением? 2. В каких единицах измеряется давление?
3. Какую роль играет знание давления в технике?
Домашнее задание. § 35. Упражнение 14 (1, 3, 4). Задание в конце § 35.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах различного действия силы и экспериментальной проверке вы- двигаемых гипотез, выполнении экспериментального домашнего задания и решении задач.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры, объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры», сравнивать, анализировать, делать выводы. Частные предметные: измерять давление; владеть расчетным способом нахождения давления, переводить основные единицы давления в кПа и гПа, приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры, использовать
знания о давлении в повседневной жизни.
Ход урока.
Изучение нового материала начнем с повторения понятия «сила». Задаем учащимся вопрос: «Какие два вида сил вам из- вестны?» После обсуждения учащиеся делают вывод, что существует два вида сил и под действием силы тело изменяет скорость своего движения. Затем учащиеся приводят несколько примеров действия сил и анализируют их. В зависимости от характера воздействия одним и тем же силам дают различные названия. Учащиеся приводят примеры и дают разъяснения, что является результатом действия силы: сила удара, сила тяги, сила давления. Все тела вследствие действия на них силы тяжести давят на опору или подвес с силой, которую называют весом. Задаем вопрос: «Если опора горизонтальна, то в каком направлении тело давит на нее?» В процессе обсуждения приходим к выводу, что тело давит в направлении силы тяжести. Так как сила тяжести направлена по вертикали вниз, то сила давления перпендикулярна поверхности опоры. Далее ука- зываем, что давление может производить не только сила тяжести, но и сила упругости. Предлагаем одному из учеников приколоть лист бумаги кнопкой к доске, после чего выясняем, что и в этом случае сила давления перпендикулярна той поверхности, на которую она действует. Предлагаем ученикам привести примеры различного действия сил и затем формулируем вывод: отличительным признаком силы давления является ее перпендикулярность к поверхности, на которую она действует. Затем покажем, что действие силы давления всегда распределяется на некоторую площадь, равную площади соприкосновения тела с опорой. Демонстрируем опыт из учебника «Зависимость давления от площади опоры». Учащиеся делают вывод, что результат действия силы давления зависит как от ее величины, так и от площади той поверхности, на ко- торую она действует. Опираясь на свой жизненный опыт, ученики приводят примеры и объясняют рисунок из учебника «Хождение по снегу на лыжах и без них» (первоклассник и семиклассник имеют разные массы и разные по площади лыжи). После этого ставим вопрос: «В каком случае деформация будет больше?» В ходе обсуждения приходим к выводу, что необходимо рассмотреть силу давления в обоих случаях, приходящуюся на единицу площади. Записываем формулу давления, ученики ее анализируют и выводят единицу давления — паскаль Па (Н/м2). Затем ученики в парах обсуждают пример решения задачи из учебника и дают разъяснения у доски. В конце урока решаем задачу 2 из упражнения. Затем всем классом анализируем условие задачи, ход ее решения и сделанный вывод.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.