Урок №38.Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Цель урока. Разъяснить распределение давления, обусловленное действием силы тяжести, в середине жидкости, на дно и стенки сосуда.
Демонстрации. Давление внутри жидкости. Погружение в сосуд с водой гири, привязанной на нити, не касающейся дна и стенок сосуда.
Содержание опроса. 1. Что называется давлением?
2. В каких единицах измеряют давление? 3. Что необходимо знать для определения давления?
4. Как формулируется закон Паскаля? 5. Как объяснить, что жидкости и газы, в отличие от твердых тел, передают давление во все стороны одинаково?
Содержание нового материала. Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач.
Закрепление материала. Ответы на вопросы в конце
§ 39, 40.
Домашнее задание. § 39, 40. Упражнение 17. Задание в конце § 40.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах прогибания пленки (опыты из учебника) и экспериментальной проверке существования давления внутри жидкости, при решении задач на расчет давления, выполнении экспериментального домашнего задания; научиться самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию при подготовке презентации
«Пневматические машины и инструменты» с помощью Интернета и дополнительной литературы; уметь работать в группе.
Личностные: сформировать познавательный интерес к давлению в жидкости и газе; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении в жидкости и газе, ценностное отношение друг к дру- гу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления в жидкости и газе; уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: применять знания о давлении в жидкостях и газах при решении задач; объяснять принцип действия отбойного молотка, пескоструйных инструментов, пневматических тормозов; грамотно докладывать о результатах исследования, кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала, анализировать сравнительную таблицу давления газа, жидкости, твердого тела.
Частные предметные: измерять давление жидкости и газа; понимать наличие давления внутри жидкости, принцип действия машин; овладеть расчетными способами для нахождения давления жидкости и газа; пользоваться полученными знаниями о давлении в повседневной жизни.
Ход урока.
В начале урока обсудим прибор для демонстрации закона Паскаля (задание в конце § 38).
Для закрепления полученных знаний после ответов учащихся заполним таблицу.
Показатель |
Твердое тело |
Жидкость |
Газ |
Оказывает ли давление на поверхность |
Да |
Да |
Да |
В каком направ- лении действует сила |
В одном |
Во всех |
Во всех |
Зависит ли давление тела от температуры |
Не зависит |
Не зависит |
Зависит |
В каком направле- нии передает внешнее давление |
Только в направле- нии дейст- вия силы |
Во всех на- правлени- ях одина- ково |
Во всех на- правлени- ях одина- ково |
После заполнения таблицы приступаем к изучению нового материала. В земных условиях жидкости находятся под действием силы тяжести, следовательно, они обладают весом. Поэтому жидкость давит на дно сосуда, в котором находится. Разбираем опыт из учебника «Прогибание пленки при увеличении столба воды». На основании опыта подводим учащихся к выводу, что жидкости оказывают давление на дно сосуда, которое тем больше, чем выше уровень жидкости и больше ее плотность. Далее по- казываем, что жидкость оказывает давление на стенки сосуда. Опыт и пояснение даем по учебнику. На основании опыта вместе с учащимися формулируем вывод, что давление внутри жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям, т. е. снизу вверх, сверху вниз и с боков. Эти же выводы справедливы и для газов. Но, учитывая, что плотность газа почти в тысячу раз меньше плотности жидкости, «весовым» давлением газа на дно и стенки сосуда обычно пренебрегают. Затем выводим формулу для расчета давления жидкости на дно сосуда. Учащиеся самостоятельно изучают и анализируют задачу из учебника, обсуждают ее в парах, а один из учеников решает задачу на доске и дает пояснения.
Вначале решим несколько качественных задач. Ответы учащиеся проговариваем в парах, а затем один из учеников их озвучивает.
Задачи
· Изменится ли давление на дно банки, если вместо мас- ла в нее налить такой же объем молока?
· Почему лопаются ячейки упаковочного целлофана, когда их сильно сдавливают пальцами?
· Определите давление на дно сосуда цилиндрической формы. Высота столба жидкости равна 20 см, а ее плот- ность 1030 кг/м3.
Предложимь учащимся подготовить презентации по теме «Гидростатический парадокс» с последующей демонстрацией на следующем уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.