Урок по географии 8 класс "Наши реки"

  • docx
  • 01.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по географии 8 класс Наши реки.docx

Урок “Наши реки”

Салимова Светлана Николаевна– учитель географии,  СОШ №13 г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Цели урока:

 · выявить особенности рек России;

 · углубить знания обучающихся о российских реках и реках своего края;

· определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам;

 · составлять описание рек по типовому плану;

· раскрывать значение рек для человека;

· объяснять понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки.

 Метапредметные: формирование умений:

 1) работать с текстом и картами параграфа;

2) осуществлять смысловое чтение и делать самостоятельные выводы;

3) анализировать рисунки;

 4) создавать схемы;

5) подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении.

Личностные: понимание значения рек для человека и хозяйства России.

Основное содержание: расход воды, годовой сток, падение реки, уклон реки, использование рек в хозяйственной деятельности, охрана речных вод.

Деятельность обучающихся: определять состав внутренних вод на территории страны; определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы; выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам; составлять описание одной из рек по типовому плану; определять падение и уклон рек России (по выбору).

Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и для человека. Оборудование: карты — физическая карта России, «Годовой речной сток», «Типы питания рек», «Сроки замерзания рек», «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Проверка знаний (фронтальный опрос)

- Покажите на физической карте моря, омывающие берега России. (у доски с картой работает учащийся и показывает моря , все остальные работают с учебником стр.230-231)

 -Выберите верный ответ.

 На севере Россия омывается морями:

 а) Балтийским и Белым; б) Беринговым и Лаптевых; в) Белым и Карским.

 -Дайте сравнительную характеристику Восточно-Сибирского и Берингова морей по типовому плану.

 -Выявите основные особенности российских морей.

 -Сформулируйте экологические проблемы российских морей. Предложите пути их решения.

 -Вы бывали когда-нибудь на море? Если да, то на каком? Расскажите о впечатлении, которое на вас произвело впервые увиденное море.

II. Изучение нового материала .

 Учитель задаёт обучающимся вопросы:

«Являются ли для вас реки ценностью? Если да, то в чём эта ценность?» (ответы учеников-из ответов учеников становится ясно, что реки для них являются и ресурсом, и источником здоровья, и источником вдохновения, и эстетической ценностью, т. е. роль реки многосторонняя, в этом её ценность)

 «А каковы особенности российских рек?

Что о реках вы уже знаете?

Что называется рекой?

Имеется ли у вас любимая речка?

Какими компонентами природы определяются особенности рек?» (ответив на эти вопросы, школьники создают схему, раскрывающую особенности речной сети и её зависимость от рельефа и климата.)

Рельеф,Климат,Направление течения,
характер течения (падение, уклон)
,Густота речной сети,
питание и режим реки,
годовой сток
,Речная сеть
 

 

 

 

 

 

 


Изучая вопрос, как измерить реку (с. 126 учебника), обучающиеся оценивают водоносность, выясняют, от чего она зависит. Определяют, что основные характеристики водоносности — расход воды и годовой сток. По рисунку 60 (с. 126учебника) определяют, что такое годовой речной сток и каковы его различия у разных рек. Далее по тексту выясняют, что такое падение и уклон реки, от чего они зависят, и учатся их рассчитывать на примере задания 9 на с. 129 учебника. Затем, используя рубрику «Читаем карту» (с. 127 учебника), ученики выясняют особенности российских рек. Они последовательно изучают текст от пункта к пункту, анализируют рисунки 60, 61, 62 (с. 126-127 учебника), делают самостоятельные выводы.

Домашнее задание: 1) изучить § 33;

2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;

3) описать реку своего края по плану;