Урок географии в 6 классе по теме «Что моя река дает Волге».
Учитель географии МОУ «СОШ № 3» г. Ржева
Цветкова Любовь Викторовна
Цель урока: изучение рек, впадающих в Волгу в районе города Ржева.
Задачи урока:
Ø Повторить и закрепить понятия о реке, элементах ее системы, познакомиться с притоком Волги рекой Ракитней; продолжить формирование умений составлять эколого-географическую характеристику реки, умение работы с различными источниками географической информации (карта, справочники, Интернет-ресурсы, тексты, собственные наблюдения)
Ø Развивать умение выделять главное, логически излагать мысли, прививать интерес к географии. Способствовать развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы.
Ø Воспитание патриотизма, любви к родному краю, бережного отношения к природным объектам на примере малых рек.
УМК: рабочие материалы по географии Тверской области, раздел «Внутренние воды»; каты Тверской области, Ржевского района, план города Ржева. Подготовленные презентации детей в ходе опережающего задания. Интернет-ресурсы.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Приветствие детей, организация на урок.
Звучит первый куплет песни в исполнении В. Толкуновой «Речка быстрая…»
Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с правым притоком Волги – рекой Ракитней. Обратимся к физической карте Тверской области: на ее территории свыше 800 рек общей протяженностью около 17 000 км. Основная река – Волга (685 км). Ее исток находится в Осташковском районе.
Найдите на карте нашей области реку Волгу. Показ на своих картах и у доски.
Волга принимает в себя большое количество притоков - рек, речушек и ручьев.
Найдите на карте Ржевского района и на плане города Ржева реку, ближе всех расположенную к микрорайону нашей школы и являющуюся притоком великой русской реки.
- Как называется эта река? (Ракитня)
- Какой это приток Волги? (правый).
Вот мы и подошли к теме нашего урока. (Объявление темы и целей урока).
Изучение нового материала.
1. Топонимия изучаемого объекта.
Попробуем выяснить, как произошло название реки. Посмотрите на список притоков Волги в близлежащих территориях:
Белейка, Бойня, Большая Дубенка, Большая Коша, Большая Лоча, Ворчала, Глубокая, Горенка, Городня, Дарня, Дедушка, Добрая, Дубенка, Дуниловка, Дунка, Дыхла, Жилинка, Замошенка, Итомля, Каменка. Кокша, Крапивенка, Мерзкая, Мшена Ночная, Оболонка, Олешня, Орча, Осницкая, Песочня, Пырошня, Ракитня, Рясенка, Сватолиха, Селижаровка, Сиговка, Сижина, Сишка, Скоковка, Талица, Тряска, Тудовка. Ускройня, Холынка, Хитка. Хмелевочка, Черемуха, Черная. Якшина, Ясменка.
Предложите свою версию происхождения названия реки Ракитня (от ракита – куст в долинах рек). Найдите в списке реки, чье название произошло таким же путем.
2. Составление эколого-географической характеристики реки Ракитни.
При изучении рек мы с вами составляли характеристку рек мира. Вспомним типовой план характеристики реки.
v Название реки.
v К какому бассейну принадлежит.
v Направление течения.
v Исток реки.
v Устье реки.
v Длина реки.
v Характер течения.
v Принимаемые притоки.
v Питание и режим реки.
v Использование реки человеком.
( вспоминаем и на интерактивной доске записываем план)
Наша задача – создание эколого – географической характеристики реки. Подумайте, какие пункты следует добавить в наш план?
v Источники загрязнения реки.
v Мероприятия по защите реки.
Какие источники информации вы будете использовать рпи характеристики реки?
Работаем в малых группах. Делим на части задание в целях экономии времени. Справка о реке из википедии находится и выводится на интерактивную доску.
Итог работы:
Река Ракитня.
1. Река в Тверской области на западной границе Ржева и Ржевского района.
2. Правый приток Волги. По данным государственного водного реестра России относится к Верхневолжскому бассейновому округу. Водная система – Каспийское озеро.
3. На восток.
4. 560 13 /с.ш. 34 0 03 / в.д.
5. Волга. 560 15 /с.ш. 34 0 16 / в.д.
6. 18 км
7. Равнинная.
8. Отсутствуют.
9. Подземное, дождевое, снеговое. Весеннее половодье. Летняя межень. Ледостав с декабрь по апрель.
10. Хозяйственные нужды, отдых, рыбная ловля, купание.
11. Бытовой мусор с деревень по берегам реки (Хорошево, Пирютино, смыв с полей и огородов во время половодья, после ливней; дорога возле деревень Пирютино и Хорошево, отдыхающие в долине реки, выпас деревенского скота)
12. Запрет вырубок в водоохраной зоне (200м), запрет распашки земель и выпаса скота в прибрежной зоне (50м), очистка берегов от мусора. Выявление родников по берегам реки, их облагораживание и охрана.
Запрет на мытье машин и другой техники в реке.
Итогом нашей работы станет призыв в стихотворении Э.Огнецвета
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
(читает ученик, получивший заранее текст на домашнее задание)
3. Экология малых рек Тверской области.
Просмотр и обсуждение некоторых презентаций на заданную тему, подготовленных в виде опережающего домашнего задания. (смотри в приложении к уроку)
Подведение итогов урока.
О чем мы узнали на нашем уроке?
Что такое река?
С каким реками нашего края вы познакомились?
Покажите на плане города Ржева притоки реки Волги?
Какова главная экологическая проблема рек?
Как решается эта проблема у нас в городе?
Что мы с вами в силах сделать для решения данной проблемы?
Чья презентация вам понравилась? Почему?
Выставление и комментарий оценок в группах.
Домашнее задание. Экорисунок на тему – Береги Волгу.
Литература: Герасимова Т.П. Методическое пособие по физической географии 6 класс М. просвещение 1991
Творческая мастерская учителя. География 7-10. Волгоград. 2009
География 6-8. Занимательные материалы к урокам. Волгоград. 2005
Школьный практикум Д.В.Новенко 6 класс ДРОФА. 1997
География Тверской области. ТГУ. Книга для учителя. Тверь. 1992
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.