Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 26 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Разработала:
Плотникова Елена Петровна
учитель географии
высшей квалификационной категории
2020г
ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
В этом учебном году я провела в школе географическую игру «Счастливый случай». Игра получилась удачной, ребята были довольны. Ее можно проводить в одном классе на уроке обобщающего повторения (как по отдельному материку, так и по группе материков) и на географическом вечере для нескольких классов. Игра удобна тем, что в зависимости от времени, которым располагаем, можно без ущерба менять количество туров (геймов). От телевикторины наша игра отличается тем, что на ней максимально используется время, болельщики не только выслушивают ответы, но и сами принимают участие в игре. В команде знатоков — 4—6 игроков, в команде болельщиков — произвольное количество. Два-три члена жюри фиксируют количество заработанных очков и следят за временем.
Перед началом игры команды располагаются по разные стороны классной комнаты. Напротив них — болельщики параллельных классов, т. е. напротив команды класса А — болельщики класса Б. Это для того, чтобы не было подсказок со стороны болельщиков.
У ведущего имеются два закрытых пакета (красный и синий) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий: кому достанутся вопросы из синего конверта, кому — из красного.
I гейм. Каждая команда получает 6 вопросов. На их обдумывание отводится 15 с. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.
Вопросы к команде класса А (дальше — А)
1. Какую область Земли называют Антарктикой?
2. Кто впервые обогнул южную оконечность Африки? (Васко да Гама.)
3. Как называют пересыхающие русла рек в Австралии? (Крики.)
4. Как называют ветер в пустыне? (Самум.)
5. Какое самое распространенное полезное ископаемое в Андах? (Медь.)
6. Назовите пустыни Африки. (Сахара, Калахари, Намиб.)
Вопросы к команде класса Б (дальше — Б)
1. Назовите английского ученого, посвятившего свою жизнь изучению Африки. (Д. Ливингстон.)
2. На каком материке нет землетрясений?
(В Антарктиде.)
3. Как называют пересыхающие русла рек в Африке? (Вади.)
4. Как называют ураганы разрушительной силы в Америке? (Торнадо.)
5. Какая страна Африки самая богатая полезными ископаемыми? (ЮАР.)
6. Назовите низменности Южной Америки. (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская.)
II гейм. На обдумывание ответа отводится I мин. Каждый правильный ответ оценивается двумя очками. В то время когда команда знатоков обдумывает в течение минуты свой ответ, командам болельщиков ведущий задает вопрос В течение 15 с команды должны ответить на него. За правильный ответ одно очко засчитывается в общий командный итог.
А
1. Команда получает пакетик с зернами кофе. Задание: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, области культивирования, технологию приготовления. (Родина кофе — Африка, сейчас в основном культивируется в Южной Америке и т. д.)
2. Опишите, что представляет собой оазис в Сахаре.
3. Представьте, что вы летите на самолете над экватором Африки. Увидите ли вы снег и лед? (Да, например, на г. Килиманджаро, которая находится почти на экваторе. Высота ее большая, поэтому на вершине вечные снега и лед.)
4. Это растение — достопримечательность государства Намибия и часто изображается на его марках. Расскажите об этом растении. (Вель-вичия.)
Б
1. Команда получает пакетик с порошком какао. Звучит тот же вопрос. (Родина какао — Южная Америка, сейчас культивируется в обоих полушариях). Учащиеся рассказывают, как выглядит плод какао (или зарисовывают его), как готовят из него порошок.
2. Опишите оазис в Антарктиде.
3. Представьте, что вы находитесь у водопада Анхель. Сможете ли вы увидеть его весь? (Нет, так как высота водопада очень большая, полностью его увидеть нельзя. Мы ведь находимся у водопада, а не над ним.)
4. Это растение — чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова «корона», «победа». Расскажите о нем. (Виктория.)
Вопросы болельщикам
А
1. Назовите самый высокий водопад в мире. (Анхель, 1054 м.)
2. Кто такие мулаты? (Потомки от брака европейцев и негров.)
3. Что такое атолл? (Коралловый остров.)
4. Какое животное изображено на гербе Австралии? (Кенгуру.)
Б
1. На каком материке находится самый высокий водопад мира? (Южная Америка.)
2. Где жили викинги? (В Скандинавии.)
3. Какая река самая большая в мире? (Амазонка.)
4. Где находится государство Ливия? (В Африке.)
Ill гейм. Каждому игроку команды ведущий задает вопрос. Если все 6 человек команды отвечают правильно, то команда получает еще одно дополнительное очко (6 + 1 = 7). На обдумывание ответа отводится 15 с.
А
1. Где находится Долина Смерти? (В Северной Америке.)
2. Что такое сельва? (Экваториальный лес в Южной Америке.)
3. Назовите материк, который был открыт гораздо позже других (Антарктида.)
4. Какой ученый первым стал изучать жизнь папуасов? (Миклухо-Маклай.)
5. Кто открыл Антарктиду? (Беллинсгаузен и Лазарев.)
6. Капитану команды: что такое эпифиты? (Растения, живущие на других растениях, но не паразитирующие.)
Б
1. Где находится Мертвое море? (На Аравийском полуострове.)
2. Назовите самый северный штат США. (Аляска.)
3. Какое государство занимает целый материк? (Австралия.)
4. Как называется оружие аборигенов Австралии? (Бумеранг.)
5. Кто первым совершил круглосветное путешествие? (Магеллан.)
6. Капитану команды: какие почвы называют ферраллитовыми? (Почвы, содержащие железо. В условиях жаркого влажного климата железо ржавеет и придает почве красный цвет.)
IV гейм. «Видеовопросы». В течение 15 с команды рассматривают предлагаемые им картинки, называют, что на них изображено (например, каньон р. Колорадо, Большой Барьерный риф, термитник в саваннах, плантация, тростника, посадка риса, сбор чая). В этих же целях можно использовать портреты путешественников, фрагменты контурных карт.
Пока команды отвечают на «видеовопросы», болельщики придумывают по 5 вопросов команде противника.
V гейм. Ответы знатоков на вопросы болельщиков. Как обычно, на обдумывание ответа дается 15 с.
VI гейм. В течение 2 мин командам надо ответить на как можно большее число вопросов. Вопросы я подбираю так, чтобы ответы на них были короткими, желательно из одного слова. Вот примерный перечень вопросов:
А
1. Кто первым достиг южного полюса? (Амундсен.)
2. Как переводится название «Гренландия»? (Зеленая страна.)
3. Назовите самое большое государство в Южной Америке. (Бразилия.)
4. Какому государству принадлежат Гавайские острова? (США.)
5. Что такое гевея? (Дерево.)
6. Назовите самое длинное озеро мира. (Танганьика.)
7. Назовите пролив между Южной Америкой и Антарктидой. (Дрейка.)
8. Назовите озеро, расположенное в центре Сахары. (Чад.)
9. Где водится рыба пирания? (В р. Амазонке.)
10. Какой канал отделяет Северную Америку от Южной? (Панамский.)
11. Какой самый теплый океан? (Индийский.)
12. Назовите крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар.)
Б
1. Какому государству принадлежит о. Гренландия? (Дании.)
2. Что такое кебрачо? (Дерево.)
3. Какой водопад самый высокий в мире? (Анхель.)
4. Назовите пролив между Африкой и Европой. (Гибралтарский.)
5. Назовите самое большое озеро Австралии. (Эйр.)
6. Что получают из гевеи? (Каучук.)
7. На какой реке находится водопад Виктория? (На р. Замбези.)
8. Кто впервые совершил кругосветное путешествие? (Магеллан.)
, 9. Что обозначает слово «кенгуру»? («Не понимаю».)
10. Назовите остров, расположенный у южных берегов Австралии. (Тасмания.)
11. Какая могучая река бежит через пустыню? (Нил.)
12. Назовите невысокие горы в Северной Америке. (Аппалачи.)
Вопросы можно продолжить задавать дальше — в зависимости от уровня подготовки команд. В конце игры ведущий подводит итоги.
Эта игра удобна тем, что не требует большой и кропотливой подготовки (а для учителей, вечно страдающих нехваткой времени, это немаловажно), не требует никакого оборудования (ее можно проводить в любой малооснащенной сельской школе). Не обязательно включать в игру все геймы, некоторые фрагменты игры можно использовать на уроках. Если в конце урока останется 2—3 мин свободного времени, можно устроить мини-турнир между звеньями, рядами, группами. Аналогичную игру можно составить и для VII класса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.