ТРИЗ-технология на уроках химии, биологии, физики и экологии
Этапы урока:
1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах).
5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
Тема: |
Вода |
||||||||||||||
Цель: |
обобщить и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, значении воды в природе и жизни человека, круговороте воды в природе, экологических проблемах природных вод. |
||||||||||||||
Оборудование: |
Видеофрагменты «Значение воды», «Круговорот воды в природе», «Физические свойства воды», видеофрагмент «Взаимодействие натрия с водой», кристаллизаторы, бензин, пенопласт, резиновая груша, раствор СМС, карбид кальция, сахар, вода, ноутбуки. Слайд 1 Добрый день ,мы рады приветствовать всех участников и гостей на нашем уроке! |
||||||||||||||
Учитель: |
Существует мнение, что некоторые научные открытия, в том числе те, которые перевернули мир, были сделаны совершенно случайно. Вы согласны с этим? |
||||||||||||||
Ученики: |
Высказывают свое мнение по этому вопросу, приводят примеры некоторых й: открытие микроволновой печи, шампанского, тефлона, картофельных чипсов, суперклея, открытие Америки Колумбом, закона Всемирного тяготения Ньютоном, закона Архимедом и т.д. Слайд 2 |
||||||||||||||
Учитель: |
Примеров достаточно. Поэтому попробуем разобраться: действительно ли случайны случайные изобретения? Проведем независимое исследование в форме урока с применением ТРИЗ-технологии, объект которого вы определите сами, проанализировав следующие сюжеты и заметки. Участниками будут обучающиеся 9 и 10 классов- представители 4 наук ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Слайд 3 Учитель: Постарайтесь по ходу работы задавать вопросы исследовательского характера, начинающиеся со слов: «почему»», «как сделать?», «какая связь?», «как объяснить?». Все вопросы записывайте, на определённом этапе урока мы к ним обратимся. 3. Формулирование вопросов исследовательского характера. Учитель зачитывает сюжеты или показывает видеоролики, соответствующие тематике: · Двукратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира Дмитрий Саутин в интервью пожаловался: «Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность приводнений и травм. Когда человек падает с высоты, вода не такая уж мягкая…» Слайд 4 · Наличие воды в бензине отрицательно сказывается на работе двигателя, особенно авиационного. Неполадки усугубляются, если в топливной емкости вода и бензин расслаиваются, может наступить момент, когда в двигатель начнет поступать вода … Слайд 5 · В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Помощь явно опаздывала … Слайд 6 · К катастрофическим последствиям приводит попадание нефтепродуктов в водоемы. Страдают от этого не только реки и озера, но и целые области Мирового океана: «Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми цветами радуги, как от бензина». Конечно, чтобы ожили водоемы, нужно, прежде всего, перекрыть источники сбросов. Вместе с тем необходимо очистить от нефти уже сильно загрязненные области Мирового океана. Слайд 7 видеосюжет: «Нефтяная пленка», Слайд 8 |
||||||||||||||
Учитель: |
Какие вопросы у вас возникли? |
||||||||||||||
Ученики: |
Примерные
вопросы учеников: |
||||||||||||||
Учитель: |
Учитель
подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока. |
||||||||||||||
Ученики: |
Учащиеся
сами называют тему урока. |
||||||||||||||
Учитель: |
А если изобретения случайны, есть у вас какие-то варианты решения этих исследовательских задач? Слайд 9 Слайд 10 |
||||||||||||||
Ученики: |
Для решения необходимо время для обдумывания в группах. |
||||||||||||||
Учитель: |
Дальнейшую работу учитель организует в группах. Каждая группа получает карту-инструкцию, изучает определенный вопрос по теме, отвечает на творческое задание, работает с электронной презентацией. Время работы – 2-3 мин. При ответе учащиеся демонстрируют подготовленные электронные презентации демонстрируют творческое задание (изобретение).
Слайд 11 музыка При демонстрации сюжетов играет классическая музыка (Г.Ф.Гендель «Музыка воды – Анданте». Физика Агрегатное состояние Плотность Температура кипения Температура плавления Цвет Вкус Запах Особые свойства Решение проблемы. Выход из проблемной ситуации 2 хим.стакана,вода,мыло,2 монеты. Бросить одновременно в стакан. • чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа); химия |
||||||||||||||
Ученики: |
1. Состав (качественный и количественный), молекулярная и молярная массы, массовая доля элементов в соединении, отношение масс элементов; 2. Строение (вид химической связи, тип кристаллической решетки, эмпирическая, электронная и структурная формулы); 3. Свойства физические и химические; 4. Применение, содержание в природе. 5. Решение проблемы. Выход из проблемной ситуации. 2 конические колбы,вода,растит. масло |
||||||||||||||
|
• наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет; |
||||||||||||||
Ученики: |
|||||||||||||||
Учитель: |
«Биология»
«Экология»
|
||||||||||||||
Учитель: |
Какая связь темы нашего урока со звучащей музыкой? Ученики….. А знаете, что исследователь из Японии Эмото на практике доказал, что мысли, слова, музыка воздействуют на молекулярную структуру воды, той самой воды, которая составляет 70% тела человека и покрывает такое же количество поверхности нашей планеты. Эмото воздействовал на воду различными факторами и фотографировал эти молекулярные изменения в воде, используя специальные технологии. И вот что у него получилось (рисунок 1 и рисунок 2).
Обратите внимание на слайде изображены кристаллы льда после воздействия музыки Бетховена и металлического рока,а также после негативного и позитивного воздействия слов.
Из вышеуказанных примеров мы видим, что вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства. Отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии – создают прекрасные картины из кристаллов. Теперь у нас есть свидетельство того, что мы можем влиять, излечивать и преобразовывать нас и нашу планету мыслями. Пока это только эксперименты, но кто знает? |
||||||||||||||
Учитель: |
Мы рассмотрели лишь некоторые особенности воды. Но даже на этих примерах мы можем ответить на вопрос: настолько ли случайны случайные изобретения? |
||||||||||||||
Ученики: |
Ученики высказывают свое мнение, что для изобретения чего-либо необходимы знания из разных областей. |
||||||||||||||
Учитель: |
Действительно, открытие – результат долгого напряженного труда и в то же время открытие – редкая удача, подарок судьбы. Как сказал Луи Пастер: «Случайные открытия совершают только подготовленные умы», ведь «миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». (играет классическая музыка Г.Ф.Гендель «Музыка воды – Анданте»). |
||||||||||||||
Рефлексия. |
Мы выражаем вам свою благодарность за плодотворную работу на уроке. И предлагаем принять участие в он-лайн опросе и оценить работу наших участников. Для этого нужно включить ваши телефоны и пройти по ссылке www.menti.com на русском языке. |
Творческие продукты учащихся:
· чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);
· наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет;
· для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды – сахар растворится;
· пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.