Урок по химии с применением ТРИЗ-технологии на тему "Вода"
Оценка 4.9

Урок по химии с применением ТРИЗ-технологии на тему "Вода"

Оценка 4.9
docx
09.06.2020
Урок по химии с применением ТРИЗ-технологии на тему "Вода"
Урок с применением ТРИЗ-технологии по теме Вода.docx

 

ТРИЗ-технология на уроках химии, биологии, физики и экологии

Этапы урока:

1.     Мотивация. Создание проблемной ситуации.

2.     Выдвижение гипотезы.

3.     Исследование (теоретическое, практическое).

4.     Обмен информацией (при работе в группах).

5.     Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).

6.     Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.

7.     Рефлексия.

Тема:

Вода

Цель:

обобщить и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, значении воды в природе и жизни человека, круговороте воды в природе, экологических проблемах природных вод.

Оборудование:

Видеофрагменты «Значение воды», «Круговорот воды в природе», «Физические свойства воды», видеофрагмент «Взаимодействие натрия с водой», кристаллизаторы, бензин, пенопласт, резиновая груша, раствор СМС, карбид кальция, сахар, вода, ноутбуки.         Слайд 1

Добрый день ,мы рады приветствовать всех участников и гостей на нашем уроке!

Учитель:

Существует мнение, что некоторые научные открытия, в том числе те, которые перевернули мир, были сделаны совершенно случайно. Вы согласны с этим?

Ученики:

Высказывают свое мнение по этому вопросу, приводят примеры некоторых й: открытие микроволновой печи, шампанского, тефлона, картофельных чипсов, суперклея, открытие Америки Колумбом, закона Всемирного тяготения Ньютоном, закона Архимедом и т.д.         Слайд 2

Учитель:

Примеров достаточно. Поэтому попробуем разобраться: действительно ли случайны случайные изобретения? Проведем независимое исследование в форме урока с применением ТРИЗ-технологии, объект которого вы  определите сами, проанализировав следующие сюжеты и заметки.       Участниками будут обучающиеся 9 и 10 классов- представители 4 наук ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ и ЭКОЛОГИЯ.

Слайд 3

Учитель: Постарайтесь по ходу работы задавать вопросы исследовательского характера, начинающиеся со слов: «почему»», «как сделать?», «какая связь?», «как объяснить?». Все вопросы записывайте, на определённом этапе урока мы к ним обратимся.

3.     Формулирование вопросов исследовательского характера.

Учитель зачитывает сюжеты или показывает видеоролики, соответствующие тематике:

·         Двукратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира Дмитрий Саутин в интервью пожаловался:  «Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность приводнений и травм. Когда человек падает с высоты, вода не такая уж мягкая…»     Слайд 4

·         Наличие воды в бензине отрицательно сказывается на работе двигателя, особенно авиационного. Неполадки усугубляются, если в топливной емкости вода и бензин расслаиваются, может наступить момент, когда в двигатель начнет поступать вода …    Слайд 5

·         В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Помощь явно опаздывала … Слайд 6

·         К катастрофическим последствиям приводит попадание нефтепродуктов в водоемы. Страдают от этого не только реки и озера, но и целые области Мирового океана: «Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми цветами радуги, как от бензина». Конечно, чтобы ожили водоемы, нужно, прежде всего, перекрыть источники сбросов. Вместе с тем необходимо очистить от нефти уже сильно загрязненные области Мирового океанаСлайд 7   видеосюжет: «Нефтяная пленка», Слайд 8

Учитель:

Какие вопросы у вас возникли?

Ученики:

Примерные вопросы учеников:
Как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при неудачных  прыжках в воду? Какая связь темы нашего урока со звучащей музыкой?
Вопросы записать на листках бумаги и прикрепить на классной доске.

Учитель:

Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока.
Так что же будет являться объектом нашего исследования? Какое вещество объединяет все эти сюжеты?

Ученики:

Учащиеся сами  называют тему урока.
Вода

Учитель:

 А если изобретения случайны, есть у вас  какие-то варианты решения этих исследовательских задач?

Слайд 9     Слайд 10    

Ученики:

Для решения необходимо время для обдумывания в группах.

Учитель:

Дальнейшую  работу учитель организует в группах.

  Каждая группа получает карту-инструкцию,  изучает определенный вопрос по теме, отвечает на творческое задание, работает с электронной презентацией. Время работы – 2-3 мин.  При ответе учащиеся демонстрируют подготовленные электронные презентации демонстрируют  творческое задание (изобретение).

 

Слайд 11 музыка При демонстрации сюжетов играет классическая музыка (Г.Ф.Гендель «Музыка воды – Анданте». 

Физика

Агрегатное состояние

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Цвет

Вкус

Запах

Особые свойства

Решение проблемы. Выход из проблемной ситуации

2 хим.стакана,вода,мыло,2 монеты. Бросить одновременно в стакан.

•         чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);

химия

Ученики:

1.     Состав (качественный и количественный), молекулярная и молярная массы, массовая доля элементов в соединении, отношение масс элементов;

2.     Строение (вид химической связи, тип кристаллической решетки, эмпирическая, электронная и структурная формулы);

3.     Свойства физические и химические;

4.     Применение, содержание в природе.

5.     Решение проблемы.  Выход из проблемной ситуации.

2 конические колбы,вода,растит. масло

 

•        наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет;

Ученики:

 

 

 

 

Учитель:

 

 «Биология»

Вода в природе                                     

                                                                      

Значение воды                                   

 Решение проблемы.

Выход из проблемной ситуации. Вода,растит.масло.сахар,2 колбы

для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды – сахар растворится;

 

 «Экология»

Использование

                                                                        

Типы загрязнения

 

Источники загрязнения

 

Советы по экономии воды в быту

 

Советы по очистке водопроводной воды в быту

Решение проблемы.

Выход из проблемной ситуации. Вода.стакан,растит.масло.стакан,пенопласт

•        пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом;

 

Учитель:

 

Какая связь темы нашего урока со звучащей музыкой?

Ученики…..

А знаете, что исследователь из Японии Эмото на практике доказал, что мысли, слова, музыка воздействуют на молекулярную структуру воды, той самой воды, которая составляет 70% тела  человека и покрывает такое же количество поверхности нашей планеты. Эмото воздействовал на воду различными факторами и фотографировал  эти молекулярные изменения в воде, используя специальные технологии. И вот что у него получилось (рисунок 1 и рисунок 2).

 

Обратите внимание на слайде изображены кристаллы льда после воздействия музыки Бетховена и металлического рока,а также после негативного и позитивного воздействия слов.

http://festival.1september.ru/articles/598915/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/598915/img2.jpg

Из вышеуказанных примеров мы видим, что вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства. Отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии – создают прекрасные картины из кристаллов. Теперь у нас есть свидетельство того, что мы можем влиять, излечивать и преобразовывать нас и нашу планету мыслями.  Пока это только эксперименты, но кто знает?

Учитель:

Мы рассмотрели лишь некоторые особенности воды. Но даже на этих примерах мы можем ответить на вопрос: настолько ли случайны случайные изобретения?

Ученики:

Ученики высказывают свое мнение, что для изобретения чего-либо необходимы знания из разных областей.

Учитель:

Действительно, открытие – результат долгого напряженного труда и в то же время открытие – редкая удача, подарок судьбы. Как сказал Луи Пастер:  «Случайные открытия совершают  только подготовленные умы», ведь «миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». (играет классическая музыка Г.Ф.Гендель «Музыка воды – Анданте»).

Рефлексия.

Мы выражаем вам свою благодарность за плодотворную работу на уроке. И предлагаем принять участие в он-лайн опросе и оценить работу наших участников. Для этого нужно включить ваши телефоны и пройти по ссылке www.menti.com на русском языке.

Творческие продукты учащихся:

·         чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);

·         наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет;

·          для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды – сахар растворится;

·         пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом;


 

Скачано с www.znanio.ru

ТРИЗ-технология на уроках химии, биологии, физики и экологии

ТРИЗ-технология на уроках химии, биологии, физики и экологии

ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ и ЭКОЛОГИЯ

ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ и ЭКОЛОГИЯ

Мирового океана: «Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми…

Мирового океана: «Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми…

Слайд 11 музыка При демонстрации сюжетов играет классическая музыка (Г

Слайд 11 музыка При демонстрации сюжетов играет классическая музыка (Г

Учитель: «Биология»

Учитель: «Биология»

Обратите внимание на слайде изображены кристаллы льда после воздействия музыки

Обратите внимание на слайде изображены кристаллы льда после воздействия музыки

Учитель: Какая связь темы нашего урока со звучащей музыкой?

Учитель: Какая связь темы нашего урока со звучащей музыкой?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020