Урок №29 дата 06.02.2020 класс 8 -А
Тема : Споры о Петре Великом
Тип урока:комбинированный
Цели урока:
Образовательная цель: создание условий для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ.
Развивающая цель: формирование у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока, дискуссировать ,работать в группе.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Задачи урока:
информационно-коммуникационные: анализировать историческую ситуации, формирование собственной позиции в ходе обсуждения, формирование умений работать с различными источниками информации, картой, интернет -источниками, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений,
социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны, через личное отношение к истории Родины.
Форма организации деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая и коллективная, практическая и самостоятельная деятельность.
Оборудование урока:, учебники , документы , созданные презентации, портрет Петра Первого, иллюстрации
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по теме
1. Вступительное слово учителя
В истории эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.
Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.
Сегодня мы проводим урок –практикум по теме “ Споры о Петре Великом».
II. Введение в новый материал
«То академик , то герой , то мореплаватель, то плотник.
Он всеобемлемый душой.На троне вечный был работник. Так сказал о нашем герое А.С.Пушкин.
(Заходит ученик в театрализованном костюме Петра Первого).
«Петр Первый».
Знаю, что меня считают тираном. Это не правда,.не знают всех обстоятельств.
Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам, эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Честный и разумный человек, усмотревший что –либо или придумавший что полезное . может говорить мне прямо без боязни.Невежество и упрямство всегда ополчались на меня с той поры , ккак задумал я вести полезные перемены и исправить грубые нравы. Вот кто настоящие тираны, а не я.
Да действительно историки, например, дают противоречивые оценки его реформам.
Прочитайте оценки на доске:
Ученик читает « Петр Великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» .Василий Татищев
А Михаил Щербатов деятель Русского Просвещения: историк, публицист, философ. считает , что « Петр –разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».
Итак, ставим проблему нашего урока: (Из вышеизложенного, какие будут предложения?)
Записываем Петр1- великий государственный деятель , создатель могущественной империи , или « разрушитель национальных устоев», изменивший судьбу своей страны?».
На прошлых уроках мы составили образное представление о личности Петра 1, и выявили качества характера , присущи Петру 1., которые изменили ход истории . Изучив тему вам необходимо было выполнить творческую работу по созданию устной презентации на одну из предложенных тем.
Начнем наш поиск ответа на вопрос.(ребята прикрепляют к доске свое ключевое слово).
-строитель
-преобразователь
-законодатель
--полководец
Делают вывод.
А как вам самый первый, неудачный поход под Нарвой?
Что скажете государь?
Петр 1 рассказывает у карты
Учитель. Какой урок ты вынес из данных событий?(Вывод)
Могла ли Россия добиться успехов в военном деле,, политическом, культурном развитии без реформ?
Давайте изучим реформы проведенные Петром.
III. Изучение нового материала
На вашем столе находятся документы рассказывающие о проведении реформ в разных сферах жизни .И вопросы к ним. Работаем и с параграфом пять , со страницы 35
1я группа
Реформы центрального управления
Какие новые власти появились при Петре 1.
Улучшилось ли управление страной?.Обоснуйте ответ
2я группа
Указ о единонаследии. Табель о рангах
Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах?
Что они получали вместе с чином? Отчего зависило продвижение по службе?
3 я группа
Областная реформа Петра 1
На какие части была разделена территория России в 1708г.Какой властью обладали губернаторы? Считаете ли вы эту реформу
полезной? Почему?
4 я группа
Церковная реформа
Что изменила реформа в церкви?
Физкультминутка
Учитель.
IV. Закрепление.
Прежде чем давать оценку реформам петра , давайте посмотрим , изменилось ли положение сословий , после проведения еформ.А для этого я вам предлагаю выбрать сословия , которые вы будете представлять.
Дворяне , Крестьяне , Духовенство , Горожане
Представьте себе, ребята, что встретились вместе представители разных сословий . Между ними завязался спор об итогах реформ Петра 1.
Итак , давайте вспомним противоположные оценки деятельности Петра и решим, какя оценка и почему кажется Вам наиболее верной. А может вы сформулируйте собственную позицию?
Ученики формируют свой вывод
V.Рефлексия учебной деятельности
Итак : Если бы в истории России не было Петра , то
На мой взгляд эпоха Петра Первого –это… Самым интересным для меня на уроке было…Я думаю Петр Первый ….
Спикеры оценивают работу группы .
Домашнее задание . Напишите письмо в прошлое. Адресата –от царя до простого человека –выбирайте сами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.