Урок по истории в 10 классе по теме "Пётр I: чудо или чудовище?"
Оценка 5

Урок по истории в 10 классе по теме "Пётр I: чудо или чудовище?"

Оценка 5
doc
03.05.2020
Урок по истории в 10 классе по теме "Пётр I: чудо или чудовище?"
Урок в 10 классе Пётр I....doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок

в 10 классе по теме:

«Преобразования Петра I

Петр Великий -  чудо или чудовище?»

 

Алексина Елена Юрьевна,

учитель истории высшей категории

МБОУ гимназии № 2

города Георгиевска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

-   обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования Петра I», в ходе дискуссии и работы в группах, используя различные оценки деятельности Петра I, определить итоги и значение его реформ;

- развивать умения учащихся работать в малых группах, правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать;

-   воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.

 

Оборудование: 

                            карта «Россия в первой половине XVIII века», выставка художественной и научной литературы об эпохе Петра I, иллюстрации "Сражение у Гангута", "Полтава", музыкальное оформление.

 

Понятийный минимум:  

                                         регулярная армия, коллегии, Сенат, Синод, империя, протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, губерния.

 

Важные события:

1695 - 1696 гг.  -    Азовские походы.

1697 -  1698 гг.  -   Великое посольство в Западную Европу.

1700 -  1721 гг.  -   Северная война.

                             1703 г.             -    Основание Санкт-Петербурга.

 27 июня 1709 г. -   Полтавская битва.

                             1711 г.             -     Прутский поход.

                                                                Образование Сената.

                               714 г.                -      Гангутское сражение.

   Указ о единонаследии.

1718 - 1720 гг. -     введение коллегий.

                               1721 г.              -    Учрежден Синод.        Провозглашение            

                                                            России империей.                      

                               1722 г.                 - "Табель о рангах".

Ход урока:

 

 

1) Организационный момент. (2')

2) Постановка проблемного задания. (2')

3) Информационно-поисковый этап. (20' + 5')

4) Решение проблемного задания. Подведение итогов. (5')

5) Рефлексивный момент. (5')

6) Задание на дом. (1 ')

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

·        Объявление темы.

·        Определение целей урока.

 

II

Первый император России, Петр подается историками, литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.

          В статье «Грядущий храм» Дмитрий Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос: «Что такое Петр?  Чудо или чудовище?»  

          Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.

Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

 

-?-  Итак, проблема:

- Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

- Может ли эта оценка быть однозначной?

 

III

1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:

                    l-я   приводит факты и примеры положительной оценки реформ.

                    2-я - оппоненты, то есть находят недостатки реформ и методов их проведения.

  

Вопросы для дискуссии:

                    а) Экономические реформы: модернизация или укрепление крепостничества?

                     б) Проведение административных реформ: цели и результаты.

                    в) Внешняя политика (отрывок из «Полтавы», музыкальное                     оформление): какой ценой завоёваны победы?

                    г) Преобразования в культуре: насильственная вестернизация или назревшие изменения?

Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В течение урока каждый работает на индивидуальных листах.

 

!   В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - (2')

 

2) Выполняют задание на доске по вариантам:

-?- Соотнесите событие и дату. Из полученных букв составьте слово и   объясните его значение.

 

I вариант

1. Основание Санкт-Петербурга                1711 г. – Н

2. Начало Северной войны                         1721 г. – А                                      

3. Прутский поход                                       1703 г. –  С

4. Учреждение Синода                                1714 г. –  Т

5. Указ о единонаследии                             1709 г –   Е

II вариант

                   1. Провозглашение России империей         1714 г.- Л

                   2. «Табель о рангах»                                   1711 г.- Л

                   3. Гангутское сражение                              1721 г.- К

                   4. Учреждение Сената                                1722 г.- О

                   5. Первый Азовский поход                         1699 г.- Я

6. Указ о создании российского флота       1695 г.-  Е

                   7. Ништадтский мирный договор               1696 г.- Г

                   8. Начало городской реформы                   1721 г.- И

     Записывают, 2 человека работают у доски, остальные - на месте.

      

-?-  О какой реформе идет речь?   Отвечают

           

Продолжим нашу дискуссию.  Ваши аргументы «за» и «против».

 

3)   Задания по группам (по 4 человека) -  анализ документов. (Задания прилагаются).

 

№ 1.

      «…Понеже разделением имений после отцовых детей недвижимых, великой

есть вред в государстве нашем...

          За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

                   1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

12. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымысла (обманом) для укрепления не продавати...»

-?-

1. О каком документе идет речь?

2. Когда он был принят?

3. В чем его значение?

 

№ 2

«…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат ….

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…»

-?- 1. Чему посвящен этот документ?

2. В чем его значение?

3. Соответствует ли он политике протекционизма?

 

№ 3

«...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того... тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать»

-?-  1. О какой категории работников идет речь в документе?

          2. Зачем понадобился этот указ?

 

№ 4

«Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить.»

-?-     1. О создании чего идет речь в документах?

2. Как этот документ называется?

3. В чем его значение?

 

№ 5

«Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние.»

-?-     1. Когда были сказаны эти слова Петром?

2. В чем значение этого события?

 

№ 6

«В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр.»

- ?- 

1. О чем идет речь в документе?

2. В чем значение этого события?

                                                   Отвечают

 

4) Закрепление знания исторических терминов: составление кроссворда из семи терминов.

Один человек работает у доски, остальные – на месте.

 

 

IV

- ? - Итак, подведем итоги. Как же можно оценивать реформы Петра I?

Отвечают

 

                                                         V

- ? -  Рефлексивный момент.

-  Попробуйте составить свою программу или дополнения к реформам Петра I так, чтобы было как можно больше положительных результатов и были устранены недостатки.

Работают на листах. В конце урока все работы учащихся сдаются для оценки учителю.

 

VI

Д/з.: - Подготовить сообщения (презентации) о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание).

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

1. Н.И. Павленко «Пётр Iи его время», Москва, «Просвещение», 1989 г.

2. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней», Москва, «Просвещение», 1999 г.

3. http://www.pravmir.ru/bylo-delo-pod-poltavoj/

4. http://modernlib.ru/books/pavlenko_nikolay_ivanovich/petr_perviy/read_12/

5. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm

5. http://www.hrono.ru/dokum/1700dok/1721zavody.php

6. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=113 и др.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по теме: «Преобразования

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по теме: «Преобразования

Цель урока: - обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования

Цель урока: - обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования

I · Объявление темы

I · Объявление темы

Выполняют задание на доске по вариантам: -?-

Выполняют задание на доске по вариантам: -?-

Между тем мы за благо усмотрели

Между тем мы за благо усмотрели

Россия и российское благочестие, слава и благосостояние

Россия и российское благочестие, слава и благосостояние

Список источников и литературы 1

Список источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020