Урок по литературе «Н.А.Некрасов «Школьник»
Оценка 4.9

Урок по литературе «Н.А.Некрасов «Школьник»

Оценка 4.9
docx
11.06.2021
Урок по литературе «Н.А.Некрасов «Школьник»
лит чтение 4.docx

 

МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева»

      

 

 

 

Открытый урок

 

 

«Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

Газимагомедова З.Х.

 

 

 

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки» ; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; развитию навыка выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэта; развитие читательского интереса к произведениям Н.А. Некрасова, к детской литературе; развитию умения работать в парах.

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; воспитанию вдумчивого чтеца; воспитывать интерес к поэзии.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование таких нравственных качеств: настойчивости, трудолюбии, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любови к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки», анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения, анализировать изобразительно-выразительные средства; отвечать на вопросы; участвовать в обсуждении прочитанных стихотворений.

 

Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Актуализация умений и знаний.

1)Речевая разминка.

У: Начнем урок с разминки для дикции.

У: Сначала читаю я, потом вы.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.       

У: Сначала под хлопки медленно

- Немного быстрее

- А теперь читаем быстро

- Читаем скоро и быстро («цепочкой»)

2) Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

У: Оценивание: обучающие выразительно читают. (спрашиваю 5-х человек). Анализирую выразительное чтение. (читал громко, внятно, без искажения слов, соблюдал паузы и логические ударения, умел соблюдать интонацию, придавать голосу нужные эмоциональные окраски, хорошая дикция, яркое, четкое произношение звуков…)

Анализ и оценка работы обучающихся

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного великого поэта, а чтобы узнать, кто это, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам. (Внесите ответы в таблицу и узнайте фамилию поэта)

Н - кто автор стих-я «В синем небе плывут над полями…» (Никитин)

Е - кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» (Есенин)

К - кто автор басен «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки» (Крылов)

Р – кто автор стихотворения «Чем пахнут ремесла?» ( Родари)

А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)

С– назовите имя поэта Михалкова(Сергей)

О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)

В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова «Мальчики» (Володя)

У: Составьте из первых букв фамилию автора

О: Некрасов

У: Кто может определить тему урока, поднимите руку?

О: Стихотворения Некрасова

У: Верно, темой сегодняшнего урока будет: «Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».

У: Попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники»: начнем знакомиться, будем учиться...

У: Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с творчеством Николая Алексеевича Некрасова и с его краткой биографией.

IV. Открытие новых умений, знаний.

1)Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году. Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.

У: Поработаем в парах (на каждую парту раздаются биографические данные о Николае Алексеевиче Некрасове)

Прочитав их, вы сможете ответить на мои вопросы.

У: Где прошли детские и юношеские годы поэта?

О: Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.

У: Что узнали о родителях поэта?

О: Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей, и сама занималась их воспитанием.

У: Где учился Некрасов?

О: В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.

У: Как вы узнали, произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию своих стихотворений и обратился с такими словами:

«…Играйте же, дети!

Растите на воле!

На то вам и красное детство дано…»

У: Как вы думаете, что такое детство, с каким словом оно у вас ассоциируется?

О: Это такая пора, когда все можно, когда человек маленький. С словом игрушки

У: Во времена творчества Николая Алексеевича не все дети могли посещать школу, не было учебников и условий для учебы, люди жили впроголодь. Чтобы помочь родителям, уходили работать по найму и выполняли тяжёлую физическую работу.

У: О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов.

б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, обучающиеся читают про себя, вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, при помощи толкового словаря и учителянаходят правильное определение).

У: В стихотворении вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь определить их значение.

котомка- сумка, носимая за плечами.

не робей- не бойся.

славных- знаменитых, хороших

разумен- понимающий, умный

не бездарна- талантлива, способна

поприще- старорусская путевая мера для измерения больших расстояний.

напыщенный- чрезмерно торжественный, искусственно приподнятый.

салазки- маленькие санки для катания с гор или перевозки грузов вручную.

ворчанье- невнятное выражение неудовольствия бормотанием.

2) Первичное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник», анализ первичного восприятия.

У: Открываем учебник на странице 147

У: И первое стихотворение, с которым мы познакомимся называется «Школьник» сейчас мы прослушаем аудиозапись, затем вы ответите на некоторые вопросы.

О: Слушают

У: Каким настроением проникнуто стихотворение?

О: Светлое, потому что мальчик надеется на лучшее

3) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов.

У: Обратимся к первой строфе. Каков пейзаж?

О: Небо, ельник и песок

У: Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его.

О: Эй, садись ко мне, дружок!

У: Можете ли вы сказать, к кому он обращается?

О: Мужчина обращается к своему пассажиру, мальчику

У: Какие чувства мужчина испытывает к мальчику?

О: Чувства сострадания, гордости.

У: Какое средство художественной выразительности использует автор в следующем словосочетании: «невеселая дорога»?

О: Метафора,

У: Что такое метафора?

О: Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

У: Какое средство художественной выразительности, которое присутствует в данной строфе вы можете мне назвать?

О: Эпитеты

У: Что такое эпитеты?

О: Эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

У: Назовите предложение, где употребляются эпитеты

О: Ноги босы, грязно тело

У: Есть ли еще какое-либо средство выразительности в указанной строфе?

О: Да, аллегория

У: Назовите предложение, где употреблена аллегория

О: Сон свершится наяву

У: Что такое аллегория?

О: Аллегория- это иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

У: От какого лица идет дальнейшее повествование?

О: От первого- «вижу я в котомке книжку»

У: Согласны ли вы с тем, что стихотворение представляет собой монолог?

О: Да

У: Проанализируем третью и четвертую строфы. Ребята, кого называли «дворовыми»

О: Дворня, принадлежащие дворянам.

У: О ком говорит нам автор, в этой строфе?

О: М.В. Ломоносов

У: Совершенно верно. В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою «несказанную бедность» в этот период – он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.

У: За что автор любит Родину?

О: За то, что много умных, талантливых людей вышли из народа.

У: Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели?

О: Не легко, т.к. нужно проделать огромный путь

У: Прочитайте стихотворение про себя

4) Литературная игра.

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме».

 "Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

У: Допустим, стихотворцу задают рифму " Кресло-тесто".

У: Что вам вспоминается при слове «кресло»?

У: А при слове «тесто»?

У: У меня получилось:

 Отодвинула я кресло,

Замесила быстро тесто.

У: Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Каждая группа должна будет придумать стихотворение на выданную рифму. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько – лучше. Каждой группе я выдам свою рифму «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «роса – небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк – ветерок»;

У: Кто уже придумал стихотворение поднимите руки. Прочитайте, что у вас получилось.

V. Физминутка.

У: Ребята, а теперь мы с вами отдохнем и выполним небольшую разминку. Все встаем.

О: Дети встают.

У: Повторяйте за мной.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

1 - опустить левую руку на плечо,

2 - правую руку на плечо,

3 - левую руку на пояс,

4 - правую руку на пояс,

5 – правая рука на правое колено

6 – левую руку на левое колено

7 – 8 – хлопки по коленям

Повторить 4 - 6 раз.

У: Молодцы, садитесь.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

а) Первичное чтение стихотворения Н..А. Некрасова «В зимние сумерки», анализ первичного восприятия.

У: Откроем страницу 148, сейчас я прочитаю стихотворение «В зимние сумерки» Николая Алексеевича Некрасова

О: Слушают

У: Подберите эпитеты к настроению этого стихотворения

О: Радость, игривость, веселье, стремительность

У: Какие образы вы представляли, при слушании стихотворения?

О: Маленькая, жизнерадостная девочка Саша пошла со своей старенькой, спокойной няней кататься в снежную зиму на салазках.

б) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов.

У: Обратимся к первой строфе. Как поэт описывает забавы Саши?

О: Вечерами Саша любила слушать нянины сказки, а с утра каталась на санках с ледяной горки

У: Какие средства выразительности можно выделить в первой строфе?

О: Сравнение

У: Что такое сравнение?

О: Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве.

У: В каком словосочетании употреблена аллегория?

О: Летела стрелой

У: Прочитаем вторую строфу. Найдите строку, в которой говорится о том, что няня беспокоилась о Саше

О: Няня кричит: «Не убейся, родная!»

У: Прочитаем третью строфу. Что делала Саша, когда санки переворачивались и она летела с горы?

О: Она не плакала, не унывала, смеялась и снова бежала в гору

У: Как няня относится к Саше?

О: Очень хорошо

У: Какими словами из текста можно это подтвердить?

О: Не до ворчанья и няне седой

Любят она её смех молодой

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Подведем итоги. Сейчас я вам раздам карточки, где вам потребуется оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось сегодня …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

У: С каким автором мы сегодня начали знакомиться?

О: С Николаем Алексеевичем Некрасовым

У: С какими стихотворениями этого автора вы познакомились?

О: «Школьник», «В зимние сумерки»

У: О чем говорится в стихотворении «Школьник»?

О: О молодом человеке, который захотел учиться, но для этого ему необходимо пройти большой путь, в много километров, чтобы достичь своей цели

У: О чем говорится в стихотворении «В зимние сумерки»?

О: О жизнерадостной девочке Саше, которая захотела покататься на санках

У: Какое стихотворение Вам понравилось больше? Почему?

О: «В зимние сумерки, потому что это очень интересное и жизнерадостное стихотворение, которое хочется читать снова и снова

У: Молодцы ребята!

VIII. Домашнее задание.

У: С. 147-149 наизусть по выбору.

 

 


 

МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева»

МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева»

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать…

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать…

А – назовите имя поэтессы Барто

А – назовите имя поэтессы Барто

У: Как вы узнали, произведения

У: Как вы узнали, произведения

О: Чувства сострадания, гордости

О: Чувства сострадания, гордости

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме»

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме»

О: Маленькая, жизнерадостная девочка

О: Маленькая, жизнерадостная девочка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021