Урок по литературе по теме "Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные. Пожелания сказочных героев."
Оценка 5

Урок по литературе по теме "Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные. Пожелания сказочных героев."

Оценка 5
docx
13.01.2022
Урок по литературе по теме "Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные. Пожелания сказочных героев."
Конспект по литературе.docx

 

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта пробного урока литературное чтение

Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные. Пожелания сказочных героев.

 

Составила студентка 331 группы

Карпова Полина Андреевна

МАОУ СОШ № 18 , класс 1 «А» каб. № 1

Дата проведения занятия: 11.01.2022

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Житкова Наталья Николаевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Котова Мария Андреевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                          (Подпись методиста)

                                                        _____________________ дата ________

                                                                                                                                    (Подпись учителя)                                                                                                                                   

Тип урока: Комбинированный урок (знакомство + анализ)

Цели урока: формирование представлений о значении фразеологизмов в речи; дать представление о твердых и мягких согласных.

Базовый учебник (УМК): Азбука: Учебник по изучению грамоте для 1 класса. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. (стр. 83)

Планируемые результаты:

Личностные:

·         Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе;

Предметные:

·  Развивать умения учащихся в классификации звуков

·  Понимать содержание прочитанного

Метапредметные:

Регулятивные:

·  Закрепить умение формулировать тему и задачи урока;

·  Научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока;

·  Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

·  Развивать умение поиска необходимой информации в книге;

Коммуникативные:

·  Развивать умение правильно отвечать на вопросы

·  Развивать умение взаимодействия в паре

·  Развивать умение правильно и четко говорить.

 

Оборудование:

У учителя: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал.

У учащихся: тетради, ручки, карандаши.

Образовательные ресурсы:

1.https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_na_temu_smysl_putanicy._frazeologizmy1_klass-552184.htm

2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-chteniyu-na-temu-tverdie-i-myagkie-soglasniei-klass-1152113.html

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/04/13/pourochnye-razrabotki-azbuka-n-v-nechaevoy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Полина Андреевна. Сегодня для вас я проведу урок литературного чтения.

- Для начала, проведем речевую разминку. Сядьте ровно, ваша спина должна полностью касаться стула. Расстояние от вашего живота до парты равно вашей ладони. Стопы полностью касаются пола.

Вы видите строчки. Сначала прочтите их про себя.

Теперь читаем всем классом текст со слайда в среднем темпе, вполголоса. Прислушивайтесь ко мне.

Три-четыре:

Но – Но – Но – будем учиться усердно.  

Ать – Ать – Ать – друг другу не мешать

Гать – Гать – Гать – и в классе помогать.

- Теперь прочтите текст медленно.

- Прочтите текст быстро.

- Что вы поняли из речевой разминки? Как себя нужно вести на уроке?

 

- Правильно. Теперь мы с вами готовы к уроку.

Приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют речевую разминку.

 

 

 

 

 

 

- Не мешать друг другу, помогать товарищам, усердно заниматься.

 

Коммуникативные:

 - Развивать умение правильно и четко говорить.

 

Целеполагание

 -Для того, чтобы начать наш урок, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Б. Заходера «Кит и кот». Слушайте внимательно.

В этой сказке

нет порядка:

Что ни слово-

То загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были

Кот

И

Кит.

Кот-огромный, просто страшный!

Кит-был маленький, домашний.

Кит- мяукал,

Кот- пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся!

Кот над ним всегда смеялся!

Время так проводит кит:

Ночью бродит, днём храпит.

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит кит мышей на суше,

Кот на море бьёт баклуши!

 

- Вам понравился отрывок?

- Хорошо. Проверим, как внимательно вы слушали. Скажите, а кого или что бьёт на море кот?

-Бьёт баклуши. Как вы понимаете значение этой фразы?

-Молодцы! Бить баклу́ши означает бездельничать. Баклуша – это обрубок древесины.

- Как вы думаете, что это за словосочетание?

 - Это не простая фраза - это фразеологизм.  Фразеологизмы — это средства выразительности языка. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

 

- Может вы догадались, о чём сегодня на уроке пойдет речь?

-Верно. Сегодня на уроке мы вместе с вами познакомимся с фразеологизмами.

- А что вы можете сказать про название отрывка? Что интересного вы заметили?

- Одинаково ли звучит первый звук в словах «Кот» и «Кит»?

 

- Как вы думаете, чем еще сегодня на уроке мы займемся?

- Верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

 

-Бьёт баклуши.

 

-Ничего не делает, бездельничает.

 

 

Затрудняются

 

 

 

 

 

 

 

 

- Будем знакомиться с фразеологизмами.

 

 

 

 

 

- Начинаются с одной буквы

 

- В слове кот –тв., а в слове кит – мягк

 

- Будем определять твёрдые и мягкие согласные

Регулятивные:

- Закрепить умение формулировать тему и задачи урока.

 

Открытие нового знания, актуализация знаний.

 

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли некоторые сказочные герои, это: Лиса, Снежная Королева и Заяц. Они будут наблюдать за вами в течение урока, как вы работаете.

- Перед вами на парте лежат несколько фразеологизмов. Вместе с соседом по парте прочитайте и подумайте, что каждый из них обозначает. Позже мы вместе проверим.

Пускать пыль в глаза

Задирать нос

Считать ворон

Витать в облаках

Прикусить язык

-Хорошо. Давайте проверять.

-Какое значение имеет первый оборот? Прочитайте его.

 

-Верно. Пускать пыль в глаза означает создавать ложное представление о себе, выставляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле; обманывать.

-Какое значение имеет второй оборот?

- Задирать нос — значит важничать, ставить себя выше других, зазнаваться.

-Хорошо. Что обозначает третий оборот?

 

- Считать ворон — значит бездельничать, быть невнимательным.

-Молодцы. Следующий оборот. Что обозначает он?

 

Витать в облаках означает предаваться бесплодным мечтам, фантазии, не замечая окружающего; быть непрактичным.

-Последний оборот: Прикусить язык. Что обозначает?

-Молодцы!

- Давайте ещё раз скажем, для чего люди используют в речи фразеологизмы?

 

-Теперь откройте учебник на странице 83 (84). Найдите задание «Когда мы так говорим?»

https://sun9-48.userapi.com/impg/T1P34eNT5rL_RQk-cRwWm2nmmt1Y83OBoC6w2w/S-i-8Ftb5j8.jpg?size=1242x374&quality=95&sign=f378179a2f8533ff8c62d1ce68d31977&type=album

- Прочитайте сначала про себя.

- Ваше задание будет следующим. Вы будете выполнять его в парах. У вас на партах лежит лист. На нем есть фразеологизмы и картинки. Вашей задачей будет соотнести крылатые выражения с нужной картинкой. Будьте внимательны есть ошибочные картинки.

-Я вижу многие выполнили, давайте будем проверять.

- Внимание на экран.

- Первое выражение Острый на язык, что обозначает?

 

 

- Хорошо. Следующее: Найти общий язык, что оно обозначает?

 

 

 

- Когда мы говорим Язык до Киева доведёт?

 

 

 

- Следующее: держи язык за зубами, что обозначает?

 

 

- Последнее выражение: Как корова языком слизала, что обозначает?

-Верно.  Молодцы.

(при затруднении учитель помогает, задавая наводящие вопросы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пускать пыль в глаза. Обманывать

 

 

 

- Важничать, зазнаваться

 

 

- Считать ворон. Значит быть невнимательным.

 

 

 

- Не замечать окружающих, быть в облаках.

 

 

- Замолчать

 

- Чтобы речь была эмоциональной, яркой и образной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Означает умение быстро и находчиво отвечать, добавляя сарказм или язвительность

 - Означает достигнуть полного взаимопонимания с человеком, найти общие темы для разговора.

- Означает, что переспрашивая, можно всё найти и узнать.

 

- Означает, хранить молчание, держать что-либо в тайне (держать рот на замке).

- Означает быстрое и бесследное исчезновение чего-либо.

 

 

Личностные:

·         Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе;

Метапредметные:

Регулятивные:

·         Закрепить умение формулировать тему и задачи урока;

·         Научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока;

Познавательные:

·         Развивать умение поиска необходимой информации в книге;

·         Расширение знаний о флоре и фауне.

Коммуникативные:

·         Развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;

·         Развивать умение взаимодействия в паре и группе;

·         Развивать умение правильно и четко говорить.

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход на тему

 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

- Молодцы.

 Что мы уже знаем о звуках речи?

- Верно. В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные: гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть.

 

В начале урока мы пришли к выводу, что звуки [к] и [к’] похожи, но все же различаются, так как при произнесении второго звука спинка языка поднимается вверх к нёбу. Звук [к] — твердый, а звук [к’] — мягкий. Посмотрите условный значок для обозначения мягкости согласных, он поясняет что поперечная линия изогнутая, как язычок, образуя преграду выходящему воздуху при произнесении звука, изгибается кверху.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/26/s_5d3a23e492a23/img3.jpg

Упражнения в распознавании твёрдых и мягких звуков.

Работа с сигнализаторами.

- У вас у каждого есть звуковички (карточки). Я буду называть слово, а вы должны подумать и показать ту карточку, которая подходит.

Давайте первое слово сделаем вместе.

- Итак, первое слово: мыло.

- Какое слияние звуков в этом слове?

 

- Значит какая карточка будет?

-Верно.

-Теперь самостоятельно.

Учитель произносит слова, дети показывают карточку (учитель внимательно смотрит, чтобы не возникали ошибки, при возникновении трудностей или ошибок, останавливаются и разбирают слово вместе) — милый (з.), рыба(с.), ряба(з.), день(з.), сила(з.), соль(с.), зубы(с.), зебра(з.), лёд(з.), лодка(с.).

- Хорошо, вы молодцы.

 

 

Упражнение в классификации звуков. Работа в парах.

- Теперь вам нужно определить, с какого звука начинается ваше имя и показать нужный квадратик. Предварительно проверьте друг друга в парах. Если ваше имя начинается с гласного, покажите красную карточку.

(каждый говорит свое имя и показывает нужную карточку, при затруднении учитель помогает)

- Вы большие молодцы, ребята!

- В течение урока за вами наблюдали сказочные Герои: Лиса, Снежная Королева и Заяц. Они хотят вам что-то сказать:

- Здравствуйте, ребята! Мы – сказочные герои, сегодня пришли к вам на урок, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вы большие молодцы. Очень активно работали, справились со всеми трудностями. Желаем, чтобы в новом году у вас всё получалось. Читайте разные книжки и развивайтесь. До новых встреч!

Выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

- Они произносятся с помощью органов речи, бывают гласными и согласными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- слияние твердого согласного звука с гласным

- Сине-красная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают карточку

Личностные:

·         Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе;

Предметные:

Познавательные:

·         Развивать умение поиска необходимой информации в книге.

Коммуникативные:

·         Развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;

·         Развивать умение правильно и четко говорить.

 

Рефлексия.

- Ну, что, пришло время подводить итоги

-Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Теперь посмотрите на слайд.  

https://fs.znanio.ru/methodology/images/01/92/0192b32f24aff0203927788c97865ce6aa2040f5.jpg

- Вам нужно выбрать фразеологизм, который соответствовал вашей работе на уроке.

- Сначала прочитайте и выберите одно.

- Поднимите руки те, кто выбрал первое или второе.

- А есть такие, кто выбрал другие?

 

 Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

·         Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

 

Выдача домашнего задания.

- С вами было очень приятно работать, надеюсь, что в будущем мне удастся поработать с вами вновь! Урок окончен. До свидания!

 

Прощание.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Кит. Кот-огромный, просто страшный!

Кит. Кот-огромный, просто страшный!

Верно. Сегодня на уроке мы вместе с вами познакомимся с фразеологизмами

Верно. Сегодня на уроке мы вместе с вами познакомимся с фразеологизмами

Считать ворон — значит бездельничать, быть невнимательным

Считать ворон — значит бездельничать, быть невнимательным

Я вижу многие выполнили, давайте будем проверять

Я вижу многие выполнили, давайте будем проверять

Следующее: держи язык за зубами, что обозначает? -

Следующее: держи язык за зубами, что обозначает? -

Упражнения в распознавании твёрдых и мягких звуков

Упражнения в распознавании твёрдых и мягких звуков

Упражнение в классификации звуков

Упражнение в классификации звуков

Вам нужно выбрать фразеологизм, который соответствовал вашей работе на уроке

Вам нужно выбрать фразеологизм, который соответствовал вашей работе на уроке
Скачать файл