Тема урока: «Особенности композиции романа «Господа Головлевы». Три поколения Головлевых»
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок-практикум
Цели урока:
Образовательные:
- выявить особенности композиции романа «Господа Головлевы», определить смысл названия каждой из глав романа;
- определить основные черты Головлёвых, проследить судьбу всех членов семьи;
Развивающие:
- совершенствовать умение аргументированно излагать свою точку зрения, опираясь на текст произведения;
- развивать умение осмысленного чтения текста;
- развивать умение работать в парах и группах;
Воспитательные:
- формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
- способствовать воспитанию читательской культуры.
Задачи: на примере семьи Головлёвых показать невозможность существования семьи, где царят вражда, ненависть, любовь к бессмысленному накопительству.
Оборудование: портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, текст романа «Господа Головлёвы», проектор, компьютер, презентация к уроку, видеоклип, экран.
Методы и приемы обучения: метод творческого чтения, репродуктивный метод (лекция учителя), эвристический (аналитическая беседа, составление таблицы, схемы).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Рада всех вас видеть. Давайте отметим присутствующих и начнем работу.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с видеоклипа под песню Ирины Аллегровой «Моя семья». Внимание на экран (Ребята смотрят клип)(Слайд 1)
Учитель: По словам знаменитого актера Джонни Деппа «Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни» (Слайд 2).
Согласны ли вы с его точкой зрения? Что для вас значит слово «семья»?
Обучающиеся: Да, мы полностью согласны. Семья – самое главное, что есть у человека. Это его опора, поддержка, место, где его любят и заботятся о нем. Семья – это любовь и взаимопонимание.
II. Вступительное слово учителя
1. Актуализация знаний
Учитель: Вы совершенно правы. На прошлом уроке мы с вами знакомились с жизнью и творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина. Скажите, что вы помните о детстве писателя? Похожа ли его семья на вашу? (Слайд 3, 4, 5)
Обучающиеся: (проверка домашнего задания) Отец его Евграф Васильевич Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду. Получив неплохое для своего времени образование, он знал четыре иностранных языка, много читал и даже писал стихи. Карьеры он не сделал, и выйдя в отставку в 1815 году, решил поправить свое неважное материальное положение выгодной женитьбой. Свадьбу сыграли в 1816 году. Немолодой уже сорокалетний дворянин женился на пятнадцатилетней дочери довольно богатого московского купца Ольге Михайловне Забелиной. Сразу же после свадьбы молодожены поселились в родовом поместье Салтыковых селе Спас-Угол. Атмосфера в семье сложилась крайне напряженная. Дело в том, что Ольга Михайловна отличалась крутым нравом, который сказывался в отношении и к мужу, и детям. Несмотря на свою молодость, она проявила такую властность, что вскоре подчинила себе всех, включая собственного мужа. Она установила в усадьбе твердый распорядок, ввела строгий учет доходов и расходов. Вскоре стараниями Ольги Михайловны Салтыковы стали крупнейшими землевладельцами в уезде, имение превратилось в высокодоходное хозяйство, основанное на самых передовых для того времени достижениях. Но какой ценой это достигалось? Накопительство сопровождалось поразительным скопидомством. Ольга Михайловна экономила на всем: на еде, на одежде, на образовании детей. Дети постоянно находись в доме в двух небольших комнатах. В первой они проводили своё время днём: учились, играли; а во второй – спали. Кормили их очень плохо.
Но мало того: полуголодное детство Салтыкова-Щедрина в богатейшей семье проходило на фоне постоянных скандалов между родителями. Сказывалась большая разница в возрасте, воспитании, характерах, привычках, темпераменте.
Нет, его семья категорически отличается от нашего представления о семье.
Учитель: Да, вы правы. Ту среду, в которой прошло детство Салтыкова-Щедрина трудно назвать семьёй. На прошлом уроке мы говорили, что многие факты его биографии нашли отражение в его произведениях. В каком романе мы можем найти отголоски той атмосферы, которая царила в семье Салтыкова-Щедрина?
Обучающиеся: Мы можем считать роман «Господа Головлёвы» автобиографичным, так как прототипами героев являются домочадцы Михаила Евграфовича.
2. Лекция учителя
(Обучающиеся составляют тезисы)
Тема семьи глубоко волновала и М.Е. Салтыкова-Щедрина. В период 70-х гг. XIX Салтыков-Щедрин отходит в своем творчестве от сатирической направленности и создает произведение, которое имеет психологическую окраску. (Слайд 6)
В романе «Господа Головлёвы» Салтыков-Щедрин открыто выступил против разрушения института семьи, попрания святости брака и нравственности в женщине, жене, матери, являющейся духовным центром семьи, считая, что это может привести к утрате национального, традиционного уклада, духовности и нравственности.
Салтыков-Щедрин поставил перед собой задачу: раскрыть механизм гибели семьи. Не случайно в самом начале второй главы заявлено автором: «Семейная твердыня, воздвигнутая, неутомимыми руками Арины Петровны, рухнула, но рухнула до того незаметно, что она, сама не понимая, как это случилось, сделалась соучастницею и даже явным двигателем этого разрушения, настоящею душою которого был, разумеется, Порфишка-кровопивец». (Слайд 7)
На предыдущем уроке мы говорили об истории создания романа «Господа Головлёвы» и узнали о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами: «Семейный суд», «Семейные радости», «По-родственному», «Семейные итоги». Названия глав говорят о том, что центральная проблема романа — проблема семьи. И у главы семейства, Арины Петровны, слово “семья” не сходит с уст.
2. Определение темы урока, постановка целей
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о композиции произведения, познакомимся с системой образов в романе «Господа Головлёвы». Записываем тему сегодняшнего урока: «Особенности композиции романа «Господа Головлевы». Три поколения Головлевых». (Слайд 8)
Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
Обучающиеся: мы будем говорить о композиции романа; проанализируем характеры главных героев.
Учитель: Вы правы, цель нашего урока будет: выявление особенностей композиции романа «Господа Головлевы», определение смысла названия каждой из глав романа; определение черт сходства и различия трёх поколений Головлёвых.
III. Анализ романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
1. Составление таблицы «Хронология событий романа «Господа Головлёвы» (коллективная работа)
Глава |
События, лежащие в основе |
Реакция героев (чувства, эмоции, диалоги) |
Итог |
Семейный суд |
Возвращение Степана домой. Семейный суд. |
Арина Петровна злится на сына, боится, что тот сядет ей на шею. Называет его «постылый». Братья более сдержаны в эмоциях. Павел великодушен, понимая, что на его месте может оказать он. Порфирий много говорит и советует матери терпеть и оставить сына в имении. |
Смерть Степана |
По-родственному |
Отмена крепостного права и смерть Павла |
Арина Петровна теряется и не знает, как вести дела. Старуха разделяет свои владения между сыновьями Павлом и Порфирием (Иудушкой). Иудушке достается имение Головлево. В конце концов подлый Иудушка выживает мать из имения и становится его полноправным хозяином. Обиженная на Иудушку, она поселяется с внучками в Дубровине у сына Павла. (спустя 10 лет) Арина Петровна с внучками живет в Дубровине у Павла. Павел спивается и умирает. |
Умирает Владимир Михайлович и Павел. Девушки уезжают с бабушкой в Погорелки |
Семейные итоги |
Приезд Петра Порфирьича |
Арина Петровна остаётся в деревни одна. От скуки и нищеты она решается на перемирие с иудушкой. Устав быть вдовцом, Иудушка начинает жить в незаконных отношениях с простой девушкой Евпраксией. «Иудушка встал и застыл на месте, бледный как полотно». «Дурной сын»– так называет его Порфирий. Петр: «от железного попа да каменной просвиры ждать»; «Убийца!» А. П.: «Проклинаю!» |
Рассказывают о смерти Владимира. А. П. проклинает Иудушку |
Племяннушка |
Болезнь Арины Петровны. Приезд Анненьки |
Иудушка волнует здоровье матери, так как он не сделал выкладки об её капитале. Анненька понимает, что Порфирий пристаёт к ней не «по-родственному». Уезжает, так как с ним страшно. |
Умирает Арина Петровна и Петенька.
|
Недозволенные радости |
Беременность Евпраксеюшки; рождение Владимира |
Иудушка не спит ночами из-за того, что не знает, куда деть ребёнка. |
Отправление младенца в воспитательный дом. |
Вымороченный |
Протест Евпраксеюшки; одиночество Иудушки. |
После рождения ребенка Евпраксия начинает бунтовать против подлеца Иудушки. Она упрекает его за то, что тот отдал в приют сына, что не покупает ей дорогие платья и т.д. Оставшись без внимания Евпраксиньи, Иудушка дичает и опускается. Он начинает жить в своем вымышленном мире. Он мысленно разговаривает с матерью, крестьянами. В своих мыслях он мстит всем тем, кто его обидел. |
Иудушка повредился рассудком |
Расчёт |
Приезд Анниньки; история сестер. |
Анна Семеновна: «Вся я больна, ни одной косточки во мне не больной нет, а тут, как нарочно, холодище... Еду, да об одном только думаю: вот доберусь до Головлева, так хоть умру в тепле! Водки бы мне... есть у вас?» Иудушка сначала никак не реагирует, а затем пьёт вместе с ней от одиночества и тоски. |
В Иудушки проснулась совесть. Умирает Любингька, Аннинька, Иудушка. Надежда Ивановна Галкина |
2. Аналитическая беседа
Учитель: Подумайте, как композиция романа помогает понять его идейное содержание?
Обучающиеся: Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых. Это говорит о том, что автор считает, что семья Головлевых обречена на смерть.
Учитель: Да, вы правы. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.
3. Составление схемы « Генеалогическое древо Головлевых» (работа в парах) (Слайд 9)
|
Владимир Михайлович |
||||
Степан Владимирович |
Павел Владимирович |
|
Владимировна |
||
|
Владимир |
Петр |
Любовь |
Анна |
|
4. Аналитическая беседа
Учитель: Перед нами генеалогическое древо семьи Головлёвых. Зная судьбу всех героев, поставьте крест рядом с именем тех героев, которые умерли. Что у вас получилось?
Обучающиеся: (расставляют кресты) (Слайд 10)
|
|
||||
Степан Владимирович |
|
|
|
||
|
Владимир |
Петр |
Любовь |
Анна |
|
Генеалогическое древо – это схема, позволяющая проследить развитие семьи, родословную, выявить продолжателей рода. Перед нами скорее кладбище Головлёвых, так как в живых никого не осталось.
Учитель: Правильно. Вы дали точное определение этой схеме. Даже сам автор говорил, что «Головлевы – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву». (Слайд 11)
Что объединяет героев? Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
Обучающиеся: Героев романа объединяют не только родственные узы. Они похожи друг на друга по своему духовному устроению. Сам Салтыков-Щедрин выделяет три отрицательных качества, свойственных каждому из Головлевых: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».
Учитель: С каким чувством никто из героев не знаком?
Обучающиеся: Все герои не могут чувствовать, любить. Они живут только для того, чтобы накопить как можно больше денег.
Учитель: Хорошо. Неспособность любить – вот та черта, которая их объединяет. Это какая-то ущербность души, некий духовный изъян, ими не осознаваемый, но влияющий на всю их жизнь. Писатель находит для этого качества удивительно меткое слово «пустоутробный».
К чему приводит отсутствие любви в семье?
Обучающиеся: Неумение любить приводит к приобретению какой-либо страсти в душе и в жизни героя, к деградации личности, а затем и к смерти. У старшего сына Степана эта страсть – привычка к легкой жизни, ничегонеделанию и вину, у сына Павла – ненависть к брату Порфирию (Иудушке) и винопитие, у сестер Ани и Любы – любовь к легкой, ветреной жизни, у самого Иудушки – празднословие, алчность, алкоголизм.
5. Составление кластера «С чем ассоциируется у меня семья Головлёвых?» (работа в малых группах по 3-4 человека) (Слайд 12)
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Постановка и решение проблемных вопросов
Учитель: Какие писатели ставили вопрос о судьбе помещичьих усадеб, «дворянских гнезд», о семейных отношениях? С каких позиций подходит к этой теме Салтыков-Щедрин?
Обучающиеся: «Дворянское гнездо» у Салтыкова - Щедрина не вызывает сочувствие, лирического отношения, какое вызывает оно у Тургенева, Аксакова, Гончарова, Толстого. В «дворянском гнезде» Салтыкова - Щедрина нет ни красивых пейзажей, сильных чувств, любовных признаний красивых слов. У Салтыкова-Щедрина помещики – люди, которые не могут жить в этом мире. Они полны алчности, злобы, лени.
Учитель: Вы совершенно верно подметили, что для Салтыкова - Щедрина «дворянское гнездо» – «сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву.... Все смерти, все язвы, все отравы – все идет отсюда». Различия в описании «дворянского гнезда» можно объяснить взглядами, позициями писателей, их личным опытом, особенностями таланта. Писатель был знаком именно с этой, далеко не романтической стороной современной ему жизни дворянской усадьбы. Важно помнить и об особенностях таланта Салтыкова-Щедрина-сатирика.
Скажите, а что для вас значит слово «семья»? (ответы учеников)
2. Заключительное слово учителя
Пустота и распад – вот путь дворян-помещиков. Писатель не видит путей возрождения дворянства, мало того, он отмечает, что преступная жизнь этого класса оказывает разлагающее влияние и на другие слои общества, в том числе и на духовенство. Духовная деградация, разврат принимают такие угрожающие формы и размеры, что писатель говорит о ближайшей кончине всего дворянства. (Слайд 13)
Активная авторская позиция Щедрина просматривается в его личном отношении к происходящим событиям: писатель с болью и горечью осознает утрату духовности и гуманизма в семейных отношениях и такое состояние мира, когда на месте исчезнувшей «совести» возникает «пустота», соотносящаяся с «бессемейным» человеческим существованием.
3. Выставление оценок
V. Домашнее задание (Слайд 14)
1. Подобрать цитаты, характеризующие отношение Порфирия Владимировича к семье.
2. Индивидуальное задание: подготовить доклад «Прозвище Порфирия Владимировича и их роль для раскрытия характера персонажа»
Какие писатели ставили вопрос о судьбе помещичьих усадеб, «дворянских гнезд», о
семейных отношениях?
Какие писатели ставили вопрос о судьбе помещичьих усадеб, «дворянских гнезд», о
семейных отношениях?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.