Урок по литературе "В чем сила и несгибаемость русского характера?(по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")
Оценка 4.8

Урок по литературе "В чем сила и несгибаемость русского характера?(по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Оценка 4.8
docx
26.09.2021
Урок по литературе "В чем сила и несгибаемость русского характера?(по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")
Открытый урок в 7 классе 2021.docx

Тема урока: В чем сила и  несгибаемость русского характера?(по рассказу А.Н.Толстого «Русский характер»)

Тип урока:  общеметодологической направленности.

Форма урока:  интегрированный

Цель урока:

·         познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого «Русский характер»;

·         раскрыть смысл заглавия произведения.

Задачи урока:

·         раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны;

·         воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм;

·         привлекать учащихся к чтению художественной литературы;

·         формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении;

·         развивать все виды речевой деятельности;

·         формировать навыки речевого общения.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно- этическая ориентация.

Познавательные УУД: осуществление поиска информации, необходимой для решения учебной задачи, понимание информации, представленной в различных формах.

Планируемые  результаты:

Личностные

а) уважительное отношение к родному языку;

б) стремление к речевому самосовершенствованию;

в) пополнение словарного запаса;

г) способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные  

·         умение воспроизводить прочитанный текст;

·         способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

·         взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные

·         развитие творческой самостоятельности;

·         выработка умений владеть разными видами речевой деятельности;

·         развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

·         выработка способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Основные понятия: тема, идея, композиция, кольцевая композиция, характер, герой.

Оборудование: высказывания известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска, тексты рассказов, выставка книг о войне.

Ход урока

 

«Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а придет 
суровая беда, в большом или малом, 
и поднимется в нем великая 
сила – человеческая красота».

А.Н. Толстой

Этап 1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, урок-размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.

Этап 2. Формулирование темы урока

Слово учителя

Мы встаём, как рассветы
Встают над полями.
За друзей умираем
И прощаем врагов.
Наша правда сильней.
И, страну выбирая,
Снова выберем эту —
Меж берёз и снегов .

Нашу душу нельзя
Ни понять, ни измерить.
Если парус порвёт
Самый яростный шторм,
Это русский характер
Помогает нам верить,
Это русский характер
С двуглавым орлом!

С нас погоны срывали,
Нас жгли и косили,
Но мы снова вставали
За погостом погост.
Нас нельзя победить,
С нами Бог и Россия!  
Нас учили не ползать,
А стоять во весь рост.

Мы шагаем в огонь,
Чтоб сгореть, но вернуться.
Перед нашей атакой
Неприступных нет стен.
Это русский характер
Не даёт нам согнуться,
Это русский характер
Поднимает с колен.

Нам не надо наград,
Ни крестов и ни славы.
Мы уйдём, как солдаты
Уходят порой.
Пусть сквозь нас прорастут
Незабудки и травы,
И мы станем для всех
светлой Русской землёй…
И мы станем для всех
Просто Русской землёй… (Юрий Шевчук)

2. Формулирование темы урока

Слово учителя.

На доске расположены высказывания известных философов и критиков, писателей и поэтов. Давайте прочтем их.

Чтение высказываний (читают дети)

1. «Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло».
(К. Ушинский)

2. «Наши характеры образуют наши нравы».
(К. Гален)

3. «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек — так себе, потребовалось от него быть героем — герой»

(А. Толстой)

- Что объединяет все эти высказывания?

Ученики (Все эти высказывания русских философов, критиков, писателей, поэтов о характере и его чертах. Высказывания содержат положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о характере русских людей).

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся с рассказом Алексея Николаевича Толстого «Русский характер», который был написан в 1944году.

Тема нашего урока: «В чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»).

 

О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это  произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», Ю. Бондарева «Горячий снег», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»,  стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер». (Обращаемся к книжной выставке)

 Мне кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам осознать себя частицей нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный в годы войны.  Художественные произведения о войне – наш нравственный ориентир сегодня, завтра и всегда.

Этап 3. Актуализация знаний.

Слово о писателе. Показательный ответ. (Заранее подготовленный ученик)

Алексей Николаевич Толстой – русский писатель. Он оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений, лауреат трёх Сталинских премий первой степени. Литературная деятельность А.Н.Толстого началась  до Октябрьской революции в сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. По определению Горького, художник «большого, ценного  таланта». Тема Родины оставалась вечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А. Толстой написал и много публицистических статей,  создал ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер».

Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Он автор любимой нами сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино», фантастической повести «Гиперболоид инженера Гарина», трилогии «Хождение по мукам» и другие.

 «Русский характер» — последнее значительное произведение А.Н.Толстого  —  входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева». Оно  написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком. В каждом рассказе свои главные герои.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.

4. Знакомство с рассказом (чтение начала рассказа)

5. Словарная работа.

-Россия –великая страна, не поддающаяся ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.

- А как вы понимаете слово «характер»?

Обучающиеся дают свои ответы.

- Давайте посмотрим, верны ли ваши ответы. Посмотрите на доску.

Характер-а, м.

1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).

- А как вы считаете «русский характер» - это какой характер?

Ответы: мужественный, стойкий, ответственный, героический, сильный, могучий, упрямый

7. Беседа по содержанию текста:

- Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?

(Понравился. Рассказ грустный. Вызывает чувство горечи и гордости за Егора Дремова, за всех его родных людей)

- Кто рассказывает историю молодого бойца?

(Рассказчиком является Иван Сударев- однополчанин Егора Дремова).

- Кто главный герой произведения? Что о нём говорится в рассказе?

 

(Главный герой рассказа – Егор Дрёмов)

 

-Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова.

(А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области… до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»).

- Как же воевал Егор?

(Доблестно, «он носит золотую звёздочку и половина груди в орденах»).

- Каким писатель рисует Егора Дрёмова? (найдите и прочтите элементы портрета)

(«Среди других заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает щлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни»).

- Какое несчастье произошло с бойцом?

(Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк – на бугре. На пшеничном поле – был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев вытаскивает лейтенанта из горящего танка. Но комбинезон на Дремове уже горел. Чувилев кидал пригоршнями землю на лицо, голову, одежду лейтенанта. Надо было сбить огонь. Его надо было спасать. У Егора стучало еще сердце.)

- Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова. Почему же читатель не испытывает радости, читая следующие строки рассказа?

(«Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему»).

- Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

(Улыбка Егора жизнеутверждающая. Герой прошёл через суровые опасности, которые не сломили его, а закалили в нём патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу над врагом).

- Как человек меняется на войне?

(«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как здоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро».

 

- С Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел, лицо было сильно изуродовано. Какое впечатление на окружающих производит обезображенное лицо Егора?

 

(- Из рассказа читаем такие строки: «Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала»; «…генерал во время разговора старался не глядеть на него»; невеста «подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась»).

 

- Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?

 

(Он произносит замечательную фразу: «бывает хуже, но с этим жить можно». Эти слова героя говоря о его сильной воле, об умении смотреть правде в глаза, о том, что его характер несломлен этим несчастьем. Егор считает, что уродство ему не помешает воевать дальше).

 

- Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?

 

(Он боится встречи с родными. Егору тяжело, потому что он не знает, как родные отнесутся к его уродству. Очень боится волнения, испуга старенькой матери. А вдруг сердце не выдержит? Ясно видно, что герой колеблется, боится причинить душевную боль родителям. Сейчас он не знает, как они примут его и как переживут его уродство).

 

- Найдите и прочитайте эпизод встречи Егора с матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё дома?

(Внимательной, заботливой, доброй была она к Егору: накормила, пристально следя за его рукой, выстирала портянки, вымыла сапоги, напекла пшённых блинов).

- О чем постоянно думает Егор, находясь дома?

 

(«Неужели никто не узнаёт его? Нужен ли он кому-нибудь с таким лицом?» Егора нужно понять, ведь до войны он был, наверное, симпатичным молодым человеком, а после ранения его лицо изуродовано. Это его угнетает. Ему хотелось, конечно же, чтобы мать и отец узнали его, обняли, расцеловали. Ему больно оттого, что этого не случилось. Он был готов крикнуть им: «…признаете же вы меня, урода!»)

 

- Почему Егор принимает решение уйти?

(Когда невеста Катя, увидев его, тоже не узнала, а ещё испугалась, отпрянула от него. Это его очень сильно огорчило, поэтому он решил уйти. Да и родители не почувствовали в этом уроде своего сына).

Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на фронт, чтобы вновь воевать.

 

– Какие черты характера свойственны герою?

 

(Герой – человек мужественный, скромный, он наделён настоящей человеческой красотой. Внутренняя красота ценится выше всего.

- Он искренне любит своих родителей, невесту настолько, что не хочет причинять им душевную боль)

 

- Какое решение принимает невеста Егора, узнав, что именно он навестил родителей во время отпуска? Прочтите отрывок рассказа, подтверждающий ваш ответ.

 

(Катя любила и любит Егора по-прежнему и готова ждать до конца войны, и его обезображенное войной лицо не пугает ее, не может заставить ее забыть своего Егора).

Красивая Катя ему отвечает: «Егор, я с вами собиралась жить навек. Я вас буду любить верно... очень буду любить… Не отсылайте меня…»

 

- Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского характера?

(Сила и глубина русского характера заключается в любви к Родине, к родным людям, за них не страшно и жизнь отдать. Некогда лейтенанту думать о себе и о своем горе, надо Отчизну защищать от гнусного врага, чтобы матери с отцом и любимой Кате, и всему русскому народу дать возможность мирно жить. «Пришла суровая беда… И поднимается в нем великая сила - человеческая красота»

Характер красив, если человек умеет искренне любить, понимать того, кто любит его, не обижать его, не причинять никакой боли).

 

- Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»  Объясните слова отца.

 

(Отец сказал:«Таким лицом…гордиться нужно…» Это объяснить просто: человека искалечила войной, он защищал Родину, а не прятался за спинами тех, кто ушёл на фронт).

- Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?

 

Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны от немецких захватчиков.

Сила русского характера его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться.

 Сила и несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был.

Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему командиру.

Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не сгибаться под ударами судьбы.

 

Вдумайтесь в слова автора: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

8. Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с рассказом "Русский характер", с главным героем Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны. И также хочется отметить, что 2021 год в Чувашии объявлен годом строителей  трудового подвига Казанско- Сурского  оборонительного рубежа.

Послушаем воспоминания строителей этого рубежа.

 

Звучит музыка из песни «От героев былых времен…»

 

    Матрёна Акимовна Бурундукова (1921 года рождения) из Батыревского района вспоминает, что получила повестку о мобилизации на строительство Сурского рубежа в начале ноября 1941 года. Повестки тогда раздавали всем молодым девушкам и бездетным женщинам.

«Наша работа заключалась в том, чтобы пологий берег Суры сделать неприступной стеной. Чтобы танки не смогли через него пройти», — приводятся слова бойца Сурского рубежа.

Матрёна Акимовна вспоминает, как они каждый день «изнурительно выкапывали мёрзлую землю железным ломом и лопатой», а для того чтобы она оттаяла, разжигали костры:

«Не было тёплой одежды. Особенно не хватало обуви. Лапти изнашивались за считанные дни, а найти другие было очень проблематично. Проблемы были и с организацией питания. Вечером нам давали небольшой кусочек хлеба, размером с ладонь. Мы съедали его по дороге до своих землянок. Затем опять сидели голодными».

28 октября 2020 года, Аликовский район. Мероприятие в честь открытия Года трудового подвига строителей оборонительных рубежей в Чувашии

      О жизни прабабушки Евдокии Павловны Вахатовой (Бочкаревой) из Порецкого района (1917—2001) рассказала правнучка. На строительство оборонительных рубежей её направил колхоз, от деревни до места линии обороны было 40 км, поэтому вставали в 3—4 утра, чтобы успеть к началу рабочего дня.

«Земля была тяжёлая, промерзала на 1,5—2 метра, для этого жгли костры, чтобы «оттаять землю, потом долбили её ломами и лопатами», — приводит правнучка воспоминания Евдокии Павловны.

Также она рассказывала, что рукавиц на всех не хватало:

«Руки примерзали к металлу, постоянно кровоточили. Обувка и одежда быстро изнашивались, поэтому тут же сами плели лапти. Дисциплина была военная, говорила прабабушка: «Тяжело было и страшно, что скоро могут фашисты прийти, поэтому работали, пока могли на ногах стоять. Было как на фронте, только пули над нами не летали».

- Ребята, наших прабабушек и прадедушек можно сказать, что они люди с русским характером? Почему?

9. Домашнее задание. Напишите сочинение про героизм ваших родственников во время ВОВ.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока : В чем сила и несгибаемость русского характера?(по рассказу

Тема урока : В чем сила и несгибаемость русского характера?(по рассказу

Основные понятия : тема, идея, композиция, кольцевая композиция, характер, герой

Основные понятия : тема, идея, композиция, кольцевая композиция, характер, герой

Перед нашей атакой Неприступных нет стен

Перед нашей атакой Неприступных нет стен

Алексей Николаевич Толстой – русский писатель

Алексей Николаевич Толстой – русский писатель

А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села

А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села

Найдите и прочитайте эпизод встречи

Найдите и прочитайте эпизод встречи

Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к

Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021