Урок по литературному чтению по теме : Сказка. "Пусть будет и соловей и жук" В. Сухомлинский
Оценка 4.9

Урок по литературному чтению по теме : Сказка. "Пусть будет и соловей и жук" В. Сухомлинский

Оценка 4.9
docx
07.11.2021
Урок по литературному чтению по теме : Сказка. "Пусть будет  и соловей и жук" В. Сухомлинский
Конспект урока по литературному чтению 2 класс по ФГОС.docx

Урок по литературному чтению во 2а  классе

Учитель:   Шутова О.А.

Место работы:   МОАУ «СОШ №16»

Предмет и УМК:  Кубасова О.В.  Литературное чтение, 2 класс, УМК «Гармония»

Тема учебного занятия:   Сказка. «Пусть будет и соловей и жук» В Сухомлинский»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат:   проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям

Задачи урока:

1.      Актуализировать знания обучающихся по изученному»

2.      Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

3.      Развивать навык выразительного чтения по ролям

4.      На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

5.      Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс Кубасова О.В. (1 часть),тетрадь «Литературное чтение», презентация

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся

 

Вспомнить некоторые изученные произведения из раздела по готовой модели обложки и уточнить знания о временах года

 

Организационный момент

 

+ Вступление.

 - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Очень важно нам, ребята,
Хорошо уметь читать.
А ещё важнее, дети,
Прочитал что – понимать!
Ну, а чтобы всё понять,
Нужно думать, рассуждать,
Быть внимательным, усердным
И друг другу помогать!

- А что ещё нам понадобиться на нашем уроке для того, чтобы у нас всё получилось?
- Очень важно, ребята, с каким настроением вы пришли на урок.
- Сегодня осенним днем к нам заглянули солнышко и тучка. Попробуем определить, с каким настроением вы пришли на наш урок. Если оно у вас хорошее, то пусть засияет солнышко, а если наоборот, то пусть проплывет тучка. Покажите.

О чем-то скрипит половица

И спице опять не спиться.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски….

Тихонько скрипит половица.

И к нам приходят …..(сказки)

(Выставка книг)

- Ребята, рассмотрите выставку книг и сформулируйте тему нашего урока

 

 

1.Повторение знаний о сказке.

- Прежде чем мы начнем знакомство с новой сказ кой, давайте вспомним, что нам известно о сказке?

-А что такое сказка?  (сказка – вымышленный рас сказ, небывалая и даже несбыточная история. В.Даль)

- Какие виды сказок нам известны?

Виды сказок

Авторские                  Народные

-Давйте подберем к слову «сказка» однокоренные слова.  (сказка-сказывать-расказывать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль готовности к уроку

 

 

Высказывания детей

 

Ответы детей

 

 

 

 

Личностные

 

 

Коммуникативные

 

 

 

Познавательные (логические)

 

Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)

 

 

 

 

2.Целеполагание

 

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске:

-Познакомиться с произведением

-Узнать новое

-Научиться читать выразительно по ролям

+

- На каждом уроке чтения мы с вами отправляемся в путешествия. А где мы уже с вами побывали вместе с героями прочитанных произведений? (в лесу, в школе и т.д.)
- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в очередное путешествие. Попытайтесь отгадать, куда мы с вами отправляемся.

(мультимедиа, аудиозапись)

- Итак, куда же мы с вами попали? Как догадались, что это сад? А кто из вас был в саду? Расскажите об этом.
(сад на доску)
-А в нашем саду, в который мы попали сегодня, произошёл очень интересный случай. Об этой истории рассказал нам Василий Александрович Сухомлинский. Он был русским писателем и педагогом. Прочитаем хором. Назовите имя писателя. Его фамилию? Её нужно запомнить.

(мультимедиа)

- А вот кто стал героями истории, которую рассказал Василий Александрович Сухомлинский, предлагаю вам отгадать самим.
- У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно, затем один человек вслух, а остальные сопровождают его чтение глазами.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
      (Соловей)

(мультимедиа)

- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.
- Как вы догадались? А что такое трели?
Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?

(аудиозапись)

- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.

- А пока мы с вами слушали соловьиные трели, в нашем саду распустилась красивая ромашка. Она поможет нам узнать про второго героя истории. На лепестках ромашки находится информация об этом герое. Прочитаем по цепочке.

Информация:

1.      Это насекомое.

2.      У него 6 лап.

3.      Он имеет очень сильные челюсти и способен перегрызать толстые корни.

4.      Он очень сильно гудит при полете.

5.      Летает вечером, после захода солнца.

6.      Тёплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)

- Посмотрите наш жук очень красивый , но он молчит, давайте оживим его и пожужжим.

- Какая информация помогла догадаться, кто является вторым героем?

(мультимедиа)

- Ну, вот пришло время нам с вами заглянуть в сад и узнать, какой случай произошёл с соловьём и жуком.

 

 

 

 

 

Высказывания детей (предположения)

 

Ответы детей

+Познакомиться со сказкой,  научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки

+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов

+1. Прочитать или прослушать сказку

 

+2. Перечитать сказку

+3. Поработать над содержанием сказки

+4 Подготовить выразительное чтение по ролям

+5. Оценить свою работу на уроке

 

 

 

 

 

 

 

+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий

 

 

 

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

 

 

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

 

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

3.Открытие новых знаний

 

Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечитывание и анализ.

 - Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.

 

+Какова наша 1 цель?

+Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя

- Слушание сказки (учебники закрыты)

- Первичное восприятие:

+Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

+ Обоснуйте свой выбор.

+Какой следующий пункт плана наших действий?

Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах)

+Давайте проверим, что у вас получилось?

 

 

 

 

 

 

 

+Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока.

 

+Какой следующий  пункт плана?

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

 Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

+

 

 На доске:

пре – крас – на - прекрасна
до – сто – ин – ство - достоинство
спра – ши – ва – ют - спрашивают
жуж - жа – ни – е - жужжание - Что слышите?
не – воз – мо – жен - невозможен
рас – сме - ял – ся - рассмеялся

Сначала читаем плавно по слогам, а затем читаем слова целиком, читаем вразбивку хором.

- Теперь мы готовы к прочтению этого произведения. Прочитайте его самостоятельно молча.

- Назовите жанр произведения. Почему так решили?

- Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем?

- Ребята, о чем был спор соловья и жука? Найдите в тексте. Один читает, остальные сопровождают глазами.

- С каким чувством обратился соловей к жуку в начале? Какое слово подсказывает в тексте? Что значит с досадой? Кто попробует прочитать? У кого получилось передать настроение соловья?

- Как ответил жук? Найдите у автора. Что значит с достоинством? Попробуйте прочитать.

- А как отреагировал соловей на слова жука? Какое слово нам помогает это понять. Найдите в сказке. Попробуйте прочитать. Ребята, а что такое мудрость? (-знание, которое приобретено с жизненным опытом).

- Обратите внимание, каждый раз автор произведения нам подсказывал, с какой интонацией мы должны читать слова героев. В разговоре двух героев, который называется диалогом, слова автора звучать не будут. Подчеркните в тексте только слова героев.

- Прежде, чем разыграть этот спор, давайте устроим репетицию. Сейчас вы все станете актерами. Ребята, сидящие на 1 варианте получают роль соловья, а на втором - жука. Попробуем прочитать без подсказок автора, только слова героев.

(чтение в парах, у доски 1 пара)

- Мы отрепетировали, как читать слова Соловья, Жука. Прочтём текст целиком вслух по цепочке.

 

- Как вы думаете, что произошло дальше с соловьем и жуком, когда они услышали ответ девочки на свой вопрос?

- В каких словах заключается главная мысль текста? Кто их произнес. Найдите в тексте.

- Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему? Ведь на нашей планете найдется место и жуку, и соловью.

 

+Познакомиться с произведением

 

 

+Мы хотим, чтобы вы прочитали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

+

 

Работа в группах

Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора (народная), заголовка)

Вывод: чтение правильной модели обложки

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

+Перечитать сказку

Самостоятельная работа (чтение про себя)

 

 

 

 

 

 

 

+Познакомились со сказкой (пометить на доске)

+Узнать что – то новое

 

 

 

Ответы детей

Дети пробуют объяснить значение слов

 

+Найти его в словаре (работа со словарём)

+Четыре, три сына и одна дочка

+Ветер, Лёд, Иней и Снежинка

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+Узнали много нового

 

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Регулятивные

 

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

Коммуникативные

Познавательные (информационные – представление информации)

Познавательные (сравнение, анализ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (удержание цели)

Познавательные

 

 

Коммуникативные

 

 

Познавательные (извлечение информации)

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

Личностные

 

 

 

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

 

Учиться читать выразительно по ролям

 

 

 

 

+Какова наша последняя цель?

+ Что значит прочитать по ролям?

 

+Что значит прочитать выразительно?

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (под музыку)

 

+Я предлагаю поработать в группе над выразительным чтением по ролям всей сказки

+ Какие критерии выберем для самооценки?

+Предположите, как вы справитесь с выразительным чтением и исполнением роли?

+Начинаем подготовку

+Проверим работу

 

+Научиться читать выразительно по ролям

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

 

 

 

 

 

+Выразительность, исполнение роли

 

Помечают

Работа в группе

Выразительное чтение по ролям

 

Помечают (самооценка)

 

 

 

Высказывания детей

+Учились читать выразительно по ролям (пометить на доске)

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (контроль, оценка)

 

 

 

 

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

 

 

5.Рефлексия

 

 

 

Контрольно – оценочный этап

 

Формировать умение оценивать себя

Итог

 

 

+Подведём итоги урока

+Какую сказку читали?

 

+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

 

Стихотворение читается детьми.

 (мультимедиа)

 Ученик 1:

Все нужны на свете:
И взрослые, и дети;
И жучки, и паучки,
И берёзки, и грибки,
И травинка, и лесок,
Птичек звонкий голосок.
На планете все живём –
Это наш огромный дом!

 Ученик 2:

Без травинки нет леска,
А без песни соловья;
Даже маленький жучок
Охраняет наш садок:
Деревьям помогает,
Цветочки опыляет.
Для планеты все важны!
Значит дружно жить должны!

(Потанина Е.В., Брощук А.Р.)

 - Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды.

- Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками.

 6. Итог

Стихотворение читается детьми.

 (мультимедиа)

 Ученик 1:

Все нужны на свете:
И взрослые, и дети;
И жучки, и паучки,
И берёзки, и грибки,
И травинка, и лесок,
Птичек звонкий голосок.
На планете все живём –
Это наш огромный дом!

 Ученик 2:

Без травинки нет леска,
А без песни соловья;
Даже маленький жучок
Охраняет наш садок:
Деревьям помогает,
Цветочки опыляет.
Для планеты все важны!
Значит дружно жить должны!

(Потанина Е.В., Брощук А.Р.)

 - Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды.

- Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками.

 

Домашнее задание:

- А кто любит дарить подарки, поднимите руку. Предлагаю сделать подарок вашим родителям: прочитать эту сказку по ролям вместе с мамами и папами, станьте соавторами и придумайте продолжение вместе с родителями.

- Мы сегодня начали наш урок с определения вашего настроения. А какое настроение у этой сказки? Покажите. Почему? Вернемся к нашим солнышку и тучке. Изменилось ли ваше настроение в процессе урока. Давайте проверим у кого оно изменилось? Почему? Мое настроение тоже солнечное, потому что мы прочитали такое интересное произведение, потому что мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо. Урок окончен.

 

-

 

 

 

 

 

+

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные

 

 

 

 

 

 


 

Урок по литературному чтению во 2а классе

Урок по литературному чтению во 2а классе

Организационный момент +

Организационный момент +

Повторение знаний о сказке. -

Повторение знаний о сказке. -

На каждом уроке чтения мы с вами отправляемся в путешествия

На каждом уроке чтения мы с вами отправляемся в путешествия

А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения

А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения

Высказывания детей (предположения)

Высказывания детей (предположения)

Какова наша 1 цель? +Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя -

Какова наша 1 цель? +Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя -

В разговоре двух героев, который называется диалогом, слова автора звучать не будут

В разговоре двух героев, который называется диалогом, слова автора звучать не будут

Регулятивные 4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Регулятивные 4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Формировать умение оценивать себя

Формировать умение оценивать себя

Ученик 1: Все нужны на свете:

Ученик 1: Все нужны на свете:

Рефлексия Контрольно – оценочный этап

Рефлексия Контрольно – оценочный этап
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021