Урок по литературному чтению во 2а классе
Учитель: Шутова О.А.
Место работы: МОАУ «СОШ №16»
Предмет и УМК: Кубасова О.В. Литературное чтение, 2 класс, УМК «Гармония»
Тема учебного занятия: Сказка. «Пусть будет и соловей и жук» В Сухомлинский»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям
Задачи урока:
1. Актуализировать знания обучающихся по изученному»
2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
3. Развивать навык выразительного чтения по ролям
4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
5. Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс Кубасова О.В. (1 часть),тетрадь «Литературное чтение», презентация
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||
1.Актуализация знаний обучающихся
Вспомнить некоторые изученные произведения из раздела по готовой модели обложки и уточнить знания о временах года
|
Организационный момент
+ Вступление. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Очень важно нам, ребята, - А что ещё нам
понадобиться на нашем уроке для того, чтобы у нас всё получилось? О чем-то скрипит половица И спице опять не спиться. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски…. Тихонько скрипит половица. И к нам приходят …..(сказки) (Выставка книг) - Ребята, рассмотрите выставку книг и сформулируйте тему нашего урока
1.Повторение знаний о сказке. - Прежде чем мы начнем знакомство с новой сказ кой, давайте вспомним, что нам известно о сказке? -А что такое сказка? (сказка – вымышленный рас сказ, небывалая и даже несбыточная история. В.Даль) - Какие виды сказок нам известны? Виды сказок Авторские Народные -Давйте подберем к слову «сказка» однокоренные слова. (сказка-сказывать-расказывать)
|
Самоконтроль готовности к уроку
Высказывания детей
Ответы детей
|
Личностные
Коммуникативные
Познавательные (логические)
Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
|
||
2.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий
|
На доске: -Познакомиться с произведением -Узнать новое -Научиться читать выразительно по ролям + - На каждом
уроке чтения мы с вами отправляемся в путешествия. А где мы уже с вами
побывали вместе с героями прочитанных произведений? (в лесу, в школе и т.д.) (мультимедиа, аудиозапись) - Итак, куда же
мы с вами попали? Как догадались, что это сад? А кто из вас был в саду?
Расскажите об этом. (мультимедиа) - А вот кто стал
героями истории, которую рассказал Василий Александрович Сухомлинский,
предлагаю вам отгадать самим. Кто без нот и без свирели (мультимедиа) - Прочитайте это
слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в
соответствии с нормами произношения. (аудиозапись) - На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО. - А пока мы с вами слушали соловьиные трели, в нашем саду распустилась красивая ромашка. Она поможет нам узнать про второго героя истории. На лепестках ромашки находится информация об этом герое. Прочитаем по цепочке. Информация: 1. Это насекомое. 2. У него 6 лап. 3. Он имеет очень сильные челюсти и способен перегрызать толстые корни. 4. Он очень сильно гудит при полете. 5. Летает вечером, после захода солнца. 6. Тёплым днем,
весною, в мае, - Посмотрите наш жук очень красивый , но он молчит, давайте оживим его и пожужжим. - Какая информация помогла догадаться, кто является вторым героем? (мультимедиа) - Ну, вот пришло время нам с вами заглянуть в сад и узнать, какой случай произошёл с соловьём и жуком.
|
Высказывания детей (предположения)
Ответы детей +Познакомиться со сказкой, научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки +Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов +1. Прочитать или прослушать сказку
+2. Перечитать сказку +3. Поработать над содержанием сказки +4 Подготовить выразительное чтение по ролям +5. Оценить свою работу на уроке
+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий |
Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
Регулятивные |
||
3.Открытие новых знаний
Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку
Перечитывание и анализ. - Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.
|
+Какова наша 1 цель? +Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя - Слушание сказки (учебники закрыты) - Первичное восприятие: +Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках) + Обоснуйте свой выбор. +Какой следующий пункт плана наших действий? Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах) +Давайте проверим, что у вас получилось?
+Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока.
+Какой следующий пункт плана?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела! +
На доске: пре – крас – на - прекрасна Сначала читаем плавно по слогам, а затем читаем слова целиком, читаем вразбивку хором. - Теперь мы готовы к прочтению этого произведения. Прочитайте его самостоятельно молча. - Назовите жанр произведения. Почему так решили? - Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем? - Ребята, о чем был спор соловья и жука? Найдите в тексте. Один читает, остальные сопровождают глазами. - С каким чувством обратился соловей к жуку в начале? Какое слово подсказывает в тексте? Что значит с досадой? Кто попробует прочитать? У кого получилось передать настроение соловья? - Как ответил жук? Найдите у автора. Что значит с достоинством? Попробуйте прочитать. - А как отреагировал соловей на слова жука? Какое слово нам помогает это понять. Найдите в сказке. Попробуйте прочитать. Ребята, а что такое мудрость? (-знание, которое приобретено с жизненным опытом). - Обратите внимание, каждый раз автор произведения нам подсказывал, с какой интонацией мы должны читать слова героев. В разговоре двух героев, который называется диалогом, слова автора звучать не будут. Подчеркните в тексте только слова героев. - Прежде, чем разыграть этот спор, давайте устроим репетицию. Сейчас вы все станете актерами. Ребята, сидящие на 1 варианте получают роль соловья, а на втором - жука. Попробуем прочитать без подсказок автора, только слова героев. (чтение в парах, у доски 1 пара) - Мы отрепетировали, как читать слова Соловья, Жука. Прочтём текст целиком вслух по цепочке.
- Как вы думаете, что произошло дальше с соловьем и жуком, когда они услышали ответ девочки на свой вопрос? - В каких словах заключается главная мысль текста? Кто их произнес. Найдите в тексте. - Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему? Ведь на нашей планете найдется место и жуку, и соловью.
|
+Познакомиться с произведением
+Мы хотим, чтобы вы прочитали
Высказывания детей
Высказывания детей +
Работа в группах Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора (народная), заголовка) Вывод: чтение правильной модели обложки
Ответы детей
+Перечитать сказку Самостоятельная работа (чтение про себя)
+Познакомились со сказкой (пометить на доске) +Узнать что – то новое
Ответы детей Дети пробуют объяснить значение слов
+Найти его в словаре (работа со словарём) +Четыре, три сына и одна дочка +Ветер, Лёд, Иней и Снежинка
Ответы детей
+Узнали много нового
|
Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (планирование сотрудничества)
Коммуникативные
Коммуникативные Регулятивные
Познавательные (поиск информации, знаково-символические) Коммуникативные Познавательные (информационные – представление информации) Познавательные (сравнение, анализ)
Регулятивные (удержание цели) Познавательные
Коммуникативные
Познавательные (извлечение информации)
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
|
||
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться читать выразительно по ролям
|
+Какова наша последняя цель? + Что значит прочитать по ролям?
+Что значит прочитать выразительно?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)
+Я предлагаю поработать в группе над выразительным чтением по ролям всей сказки + Какие критерии выберем для самооценки? +Предположите, как вы справитесь с выразительным чтением и исполнением роли? +Начинаем подготовку +Проверим работу
|
+Научиться читать выразительно по ролям Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка) Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)
+Выразительность, исполнение роли
Помечают Работа в группе Выразительное чтение по ролям
Помечают (самооценка)
Высказывания детей +Учились читать выразительно по ролям (пометить на доске) |
Регулятивные
Регулятивные (контроль, оценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
||
5.Рефлексия
Контрольно – оценочный этап
Формировать умение оценивать себя Итог |
+Подведём итоги урока +Какую сказку читали?
+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас? +Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?
Стихотворение читается детьми. (мультимедиа) Ученик 1: Все нужны на свете: Ученик 2: Без травинки нет леска, (Потанина Е.В., Брощук А.Р.) - Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды. - Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками. 6. Итог Стихотворение читается детьми. (мультимедиа) Ученик 1: Все нужны на свете: Ученик 2: Без травинки нет леска, (Потанина Е.В., Брощук А.Р.) - Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды. - Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками.
Домашнее задание: - А кто любит дарить подарки, поднимите руку. Предлагаю сделать подарок вашим родителям: прочитать эту сказку по ролям вместе с мамами и папами, станьте соавторами и придумайте продолжение вместе с родителями. - Мы сегодня начали наш урок с определения вашего настроения. А какое настроение у этой сказки? Покажите. Почему? Вернемся к нашим солнышку и тучке. Изменилось ли ваше настроение в процессе урока. Давайте проверим у кого оно изменилось? Почему? Мое настроение тоже солнечное, потому что мы прочитали такое интересное произведение, потому что мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо. Урок окончен.
-
|
+ Ответы детей
Ответы детей
Самооценка |
Личностные
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Регулятивные
|
||
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.