«Современные образовательные технологии»
Урок по литературному чтению в 3 классе
по теме « Малька
провинилась» В.И. Белова
Автор работы:
Зарубина Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 30
Сызрань
Конспект урока
по
литературному чтению в 3 классе
по теме «
Малька провинилась» В.И. Белова
Тема урока: рассказ
Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».
Урок литературного чтения по
программе «Школа России», разработан на основе технологии развития критического
мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма
организации обучения:
работа в группах.
Цели: ознакомить
учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую
природу, прививать любовь к братьям нашим меньшим; развивать воображение,
критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать
любовь и интерес к чтению.
Планируемые
результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание
произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр
произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки
героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения,
характеризующие его поступки и описывающие характер; придумывать свои рассказы
о животных.
Оборудование: слайд
портрета В.И.Белова и его произведений.
План урока:
I Этап вызова.
1. Вступительное слово учителя.
2. Приём «Ключевые слова». Чтение
составленных рассказов с использованием слов.
II Этап реализации смысла.
1.Знакомство с автором.
2.Приём « Чтение с остановками».
3.Проверка читательского восприятия.
4.Словарная работа.
5.Постановка учебной задачи анализа.
6.Поиск информации в тексте.
7.Приём « Работа в группах».
III Этап рефлексии.
1. Актуализация личного опыта.
2. Приём « Что, если…?»
Ход урока.
I Этап вызова.
Орг. момент.
- Ну, что, ребята, прозвенел звонок,
Мы будем начинать урок.
1.
Речевая разминка.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
- Прочитайте стихотворение, к чему
оно нас призывает?
- Для чего нам нужно это?
2.
Постановка темы и целей.
- Я очень люблю животных и мне
хочется рассказать вам о своём друге.
(Чтение стихотворения «Дружок»)
У нас во дворе появился щенок,
Мы дружно его называем Дружок.
Лохматые уши и маленький нос,
Наверное, вырастет преданный пес.
Играли мы в мяч и катались с горы,
Щенок наш лихачил до поздней поры.
Забыв про игру, мастерили с утра
Ему конуру посредине двора.
И, наверняка, мы – не просто друзья,
Теперь у щенка появилась семья!
- Как вы думаете, о ком и о чём
сегодня пойдёт речь на уроке? Что мы будем отрабатывать на уроке?
- Предлагаю вам придумать историю по
ключевым словам:
3.Приём « Ключевые слова»
В вашем рассказе должны встретиться
слова: молоко, ругалась, кривоногая, ремень, щенята, отнесла, мамаша, сынок.
Сейчас вам необходимо проявить свою
фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте
предположить и написать, что произошло в рассказе (за 3 минуты).
4. Чтение составленных
рассказов.
- Нам всем очень хочется услышать
ваши рассказы.
(Мне очень понравились ваши
рассказы).
II Этап реализации смысла.
1.Знакомство
с автором В.И.Беловым.
– А
сейчас мы познакомимся с Василием Ивановичем Беловым. ( Василий Иванович Белов
родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в
крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов
начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из
детства, и ему запомнились, прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.
Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень
много написал произведений для детей.
Российский писатель, публицист и
сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни.
- Как вы думаете, о чем хотел нам
рассказать Василий Иванович Белов в своём произведении « Малька провинилась»?
( Высказывания детей)
2. Приём «Чтение с
остановками».
Чтение учителем рассказа.
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к
Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
«Что такое? – подумалось мне. – Кого
это Лидия так честит?»
- Как вы думаете, кого ругала
хозяйка?
( Высказывания детей)
( Чтение 2 части)
- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью
голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в
глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?
Я вошёл в комнату. Лидия
поздоровалась со мной и продолжала ругаться:
- Ремень-то бы взять да нахлестать!
Либо совсем на волю выставить, бессовестную!
- Наши предположения совпали? ( Кого
ругала хозяйка?).
- Вам понравилась хозяйка Лидия?
( Высказывания детей)
- Давайте, подумаем, за что могла
ругать хозяйка Мальку?
( Высказывания детей)
( Чтение 3 части)
Оказывается, Лидия ругала Мальку. За
то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке,
виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под
лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.
Малька едва не вцепилась мне в нос.
- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди,
никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…
- Совпала ваши предположения о
ругани хозяйки?
-А теперь, давайте представим,
что может сделать Лидия со щенятами?
( Высказывания детей)
( Чтение 4 части)
Лидия ругала Мальку два дня, а на
третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенёнка
забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла
за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж,
как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей
Было приятно. Лидия, во всяком
случае, была довольна.
Деревня, где я жил, размещалась на
горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит
другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два
стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону
оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду,
напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…
- Вы, рады, что хозяйка, оставила
щенят у себя?
( Высказывания детей)
- Что же увидел он?
( Высказывания детей)
( Чтение 5 части)
Однажды смотрю: по тропке из
соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито,
ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На
следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и
всегда в одно и то же время.
- Мы правильно предположили, с
кем могла произойти встреча?
( Высказывания детей)
- Как вы думаете, куда бегала
Малька каждый день?
( Высказывания детей)
( Чтение 6 части)
Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день
бегает?
- Да кормить! – весело пояснила
Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в
избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет,
побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная
оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на
какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
- Так куда же бегала Малька
каждый день?
3. Проверка читательского восприятия
Вопросы:
- Понравился ли рассказ? Почему?
- Перечислите главных героев этого
рассказа.
- Кто нам рассказывает этот текст?
Как вы догадались?
4.Словарная работа.
- Прочитайте слова по слогам, а
затем орфоэпически.
Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка,
о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков,
од-на-о-ди-нё-шень-ка.
- Какие из этих слов вам непонятны?
(Шаромыжник – человек, который любит
поживиться за чужой счёт, жулик.
Блудный – об ушедшем из
родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.)
- Сравним составленные вами рассказы
с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?
5. Постановка учебной задачи
анализа.
- Как относилась хозяйка к своей
собаке? А как автор?
Мнения разделились. Прочтем рассказ
еще раз и посмотрим, как автор и хозяйка относились к Мальке, к её поступкам.
6.Поиск информации в тексте
Найдите в тексте:
1) Как автор описывает негодование
Лидии?
2) С каким чувством хозяйка
рассказывала: куда бегает Малька каждый день?
3) А как В.И.Белов относится к
Мальке?
7.
Работа в группах.
Группа « Читатели». Научитесь читать отрывок текста выразительно.
Группа «Языковеды». Выписать из рассказа глаголы, действия
главных героев: Лидии, автора, Мальки.
Группа «Исследователи». Найти ответы в тексте.
- Когда родились щенята?
- Сколько штук?
- Где барахтались два кутёнка?
- Кто забрал первого щенка?
- Кого принесла Лидия из соседней
деревни?
- Каким образом перебирались люди из
одного села в другое?
- На чём любил кататься В.И. Белов?
- Какое расстояние преодолевала
Малька?
Выступление групп.
- Удалось каждому центру справиться
со своим заданием? Что для этого нужно было сделать?
- Итак, каким же должно быть ваше
чтение? ( Правильным, выразительным, беглым, быстрым, осмысленным.)
Молодцы! Отлично запомнили все, что
мы с вами прочитали! Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие
произведения В. Белова, поразмышлять над ними самостоятельно.
III этап
рефлексии.
Актуализация личного опыта.
– А
теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя,
чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, поразмышляйте,
обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.
- Какие чувства и эмоции вы
испытываете от прочитанного рассказа? Подумайте и выберите картинку, которая
соответствует вашему настроению. Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку?
(Лай щенка).
– Ребята,
как вы думаете, кто это?
( Оказывается Дружок следил за нами
всё это время. Он очень рад, что каждый из вас готов позаботиться о братьях
наших меньших. Дружок явился к нам, потому что почувствовал вашу любовь к животным.)
- В заключение хочу поблагодарить
вас за работу на уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми.
Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.
Приём «Что, если…?»
- Представьте, что вы будете делать,
как поступите, если, придя сегодня домой, вы обнаружите возле своего дома
маленького щеночка? Напишите об этом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.