Урок по литературному чтению в 3 классе по теме « Малька провинилась» В.И. Белова
Оценка 5

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме « Малька провинилась» В.И. Белова

Оценка 5
doc
13.01.2021
Урок по литературному чтению в 3 классе                                       по теме « Малька провинилась» В.И. Белова
урок1.doc

 

 

 «Современные образовательные технологии»

 

    Урок по литературному чтению в 3 классе                             

        по теме « Малька провинилась» В.И. Белова


 

Автор работы:

Зарубина Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань

 

 

                                              Конспект урока

                             по литературному чтению в 3 классе

                      по теме « Малька провинилась» В.И. Белова





Тема урока: рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».


Урок литературного чтения по программе «Школа России», разработан на основе технологии развития критического мышления.


Тип урока: изучение нового материала.


 Форма организации обучения: работа в группах.


Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу, прививать любовь к братьям нашим меньшим; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.


 Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных.


Оборудование: слайд портрета В.И.Белова и его произведений.

 





 План урока:


I Этап вызова.


1. Вступительное слово учителя.


2. Приём «Ключевые слова». Чтение составленных рассказов с использованием слов.


II Этап реализации смысла.


1.Знакомство с автором.


2.Приём « Чтение с остановками».


3.Проверка читательского восприятия.


4.Словарная работа.


5.Постановка учебной задачи анализа.


6.Поиск информации в тексте.


7.Приём « Работа в группах».




III Этап рефлексии.


1. Актуализация личного опыта. 


2. Приём « Что, если…?»

 

 

 

 





 

Ход урока.


I Этап вызова.

Орг. момент.

- Ну, что, ребята, прозвенел  звонок,

 Мы будем начинать урок.


 1. Речевая разминка. 


Рады слышать мы звонок,


Начинается урок!


Интересно нам читать,


Думать, спорить, размышлять!


- Прочитайте стихотворение, к чему оно нас призывает? 

- Для чего нам нужно это?


 2. Постановка темы и целей.


- Я очень люблю животных и мне хочется рассказать вам о своём друге.


(Чтение стихотворения «Дружок»)


У нас во дворе появился щенок,

Мы дружно его называем Дружок.

Лохматые уши и маленький нос,

Наверное, вырастет преданный пес.

Играли мы в мяч и катались с горы,

Щенок наш лихачил до поздней поры.

Забыв про игру, мастерили с утра

Ему конуру посредине двора.

И, наверняка, мы – не просто друзья,

Теперь у щенка появилась семья!


- Как вы думаете, о ком и о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Что мы будем отрабатывать на уроке?


- Предлагаю вам придумать историю по ключевым словам:


3.Приём « Ключевые слова»


В вашем рассказе должны встретиться слова: молоко, ругалась, кривоногая, ремень, щенята, отнесла, мамаша, сынок.


Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить и написать, что произошло в рассказе (за 3 минуты).


4. Чтение составленных рассказов

- Нам всем очень хочется услышать ваши рассказы.

(Мне очень понравились ваши рассказы).


II Этап реализации смысла.


 1.Знакомство с автором В.И.Беловым.

А сейчас мы познакомимся с Василием Ивановичем Беловым. ( Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, и ему запомнились, прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни.


- Как вы думаете, о чем хотел нам рассказать Василий Иванович Белов в своём произведении « Малька провинилась»?

( Высказывания детей)

2. Приём «Чтение с остановками».

Чтение учителем рассказа.

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

( Высказывания детей)


( Чтение 2 части)

- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- Наши предположения совпали? ( Кого ругала хозяйка?).

- Вам понравилась хозяйка Лидия?

( Высказывания детей)


- Давайте, подумаем, за что могла ругать хозяйка Мальку?

( Высказывания детей)


( Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Совпала ваши предположения о ругани хозяйки?

-А теперь, давайте представим, что может сделать Лидия со щенятами?

( Высказывания детей)


( Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

- Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей 

Было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Вы, рады, что хозяйка, оставила щенят у себя?

( Высказывания детей)

- Что же увидел он?

( Высказывания детей)


( Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Мы правильно предположили, с кем могла произойти встреча?

( Высказывания детей)


- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

( Высказывания детей)


( Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

- Куда это Малька каждый день бегает?

- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

- Так куда же бегала Малька каждый день? 


3. Проверка читательского восприятия


Вопросы:


- Понравился ли рассказ? Почему?

- Перечислите главных героев этого рассказа.

- Кто нам рассказывает этот текст? Как вы догадались?


4.Словарная работа.

- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка.

- Какие из этих слов вам непонятны?

(Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.)


- Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?


5. Постановка учебной задачи анализа.

- Как относилась хозяйка к своей собаке? А как автор?


Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор и хозяйка относились к Мальке, к её поступкам.

6.Поиск информации в тексте

Найдите в тексте:

1) Как автор описывает негодование Лидии? 

2) С каким чувством хозяйка рассказывала: куда бегает Малька каждый день?

3) А как В.И.Белов относится к Мальке?


 7. Работа в группах. 

Группа  « Читатели»Научитесь читать отрывок текста выразительно.

Группа  «Языковеды». Выписать из рассказа глаголы, действия главных героев: Лидии, автора, Мальки.

Группа  «Исследователи». Найти ответы в тексте.

- Когда родились щенята?

- Сколько штук?

- Где барахтались два кутёнка?

- Кто забрал первого щенка?

- Кого принесла Лидия из соседней деревни?

- Каким образом перебирались люди из одного села в другое?

- На чём любил кататься В.И. Белов?

- Какое расстояние преодолевала Малька?


Выступление групп.

- Удалось каждому центру справиться со своим заданием? Что для этого нужно было сделать?

- Итак, каким же должно быть ваше чтение? ( Правильным, выразительным, беглым, быстрым, осмысленным.)


Молодцы! Отлично запомнили все, что мы с вами прочитали! Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения В. Белова, поразмышлять над ними самостоятельно.


 III этап рефлексии.

Актуализация личного опыта. 

А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение. 


- Какие чувства и эмоции вы испытываете от прочитанного рассказа? Подумайте и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку?


(Лай щенка).

Ребята, как вы думаете, кто это?

( Оказывается  Дружок следил за нами всё это время. Он очень рад, что каждый из вас готов позаботиться о братьях наших меньших. Дружок  явился к нам, потому что почувствовал вашу любовь к  животным.)


- В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

Приём «Что, если…?» 

- Представьте, что вы будете делать, как поступите, если, придя сегодня домой, вы обнаружите возле своего дома маленького щеночка? Напишите об этом.





Скачано с www.znanio.ru

Современные образовательные технологии»

Современные образовательные технологии»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «

План урока: I Этап вызова

План урока: I Этап вызова

Ход урока. I Этап вызова

Ход урока. I Этап вызова

Лохматые уши и маленький нос,

Лохматые уши и маленький нос,

А сейчас мы познакомимся с Василием

А сейчас мы познакомимся с Василием

Высказывания детей) - Давайте, подумаем, за что могла ругать хозяйка

Высказывания детей) - Давайте, подумаем, за что могла ругать хозяйка

Высказывания детей) - Что же увидел он? (

Высказывания детей) - Что же увидел он? (

Понравился ли рассказ? Почему? -

Понравился ли рассказ? Почему? -

Группа «Языковеды» . Выписать из рассказа глаголы, действия главных героев:

Группа «Языковеды» . Выписать из рассказа глаголы, действия главных героев:

Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку? (Лай щенка)

Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку? (Лай щенка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2021